Резервы и пути роста прибыли на предприятиях
Тема 13. Финансово-экономические результаты Деятельности предприятия 1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли. 2. Виды, состав прибыли. 3. Порядок формирования финансового результата деятельности предприятия. 4. Планирование прибыли. 5. Резервы и пути роста прибыли на предприятиях. 6. Рентабельность и методика её расчёта. 1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли. Прибыль – это часть чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства прибавочным трудом работников предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным источником средств доходной части госбюджета, средств фонда развития производства, средств фонда материального поощрения. Функциями прибыли как важнейшей категории рыночных отношений, являются: 1) оценочная, т.к. она наиболее полно отражает эффективность производства и оценивает хозяйственную деятельность предприятия; 2) стимулирующая – она оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансовой деятельности предприятия; 3) фискальная - она является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
На прибыль влияют следующие факторы: · внутренние; · внешние.
Внутренние: · основные; · неосновные.
К основным относятся: объём продаж, себестоимость продукции, структура продукции, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным относятся ценовые нарушения, нарушения условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам; прочие нарушения, вызванные хозяйственной деятельностью.
Внешние: · социально-экономические условия, · цены на производственные ресурсы, · уровень развития внешнеэкономических связей, · транспортные условия, · природные условия, · прочие.
2. Виды, состав прибыли, формирование и распределение прибыли. В классическом понимании различают следующие виды прибыли предприятия: 1. Прибыль от основной производственной (от реализации продукции, работ, услуг). 2. Прибыль от прочей реализации (прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных с производством и реализацией плановой продукции). 3. Прибыль от внереализационной деятельности, к которой относится: · доходы от сдачи отдельного имущества в аренду; · штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение хозяйственных договоров, признанные должником или, по которым получены решения соответствующих органов об их взыскании; · доходы, полученные на территории Украины и за её пределами от паевого участия в деятельности других предприятий; · дивиденды по акциям, облигациям и другим бумагам, которые принадлежат предприятию; · расходы и затраты от переоценки производственных запасов ГП и товаров; · доходы от предоставления коммерческого кредита; · выручка от реализации валюты; · прибыль прошлых лет.
Представим наглядно виды прибыли предприятий на рисунке 1.
Рис. 1. Виды прибыли предприятий
Планирование прибыли Существуют различные методы планирования операционной прибыли: · метод экстраполяции; · метод прямого счёта; · нормативный метод; · метод «СVP» (взаимосвязь, издержки, объём реализации, прибыль); · метод целевого формирования прибыли; · метод прогнозирования денежного потока; · метод факторного моделирования прибыли.
На практике производственной сферы наиболее часто применяются метод прямого счёта и аналитический метод.
По методу прямого счёта прибыль рассчитывается следующим образом:
Сі – себестоимость; Ці – цена.
Планирование прибыли аналитическим методом: 1) определяется базовый уровень рентабельности как отношение прибыли к реализации продукции отчётного года; 2) рассчитывается объём реализации сравнимой продукции при базовом уровне рентабельности. В качестве базы принимается фактический уровень рентабельности предыдущего года; 3) определяется изменение прибыли в плановом периоде в результате влияния следующих факторов: снижение себестоимости реализованной продукции, изменение в ассортименте и качестве, наличие несравнимой продукции, изменение оптовых цен.
Резервы и пути роста прибыли на предприятиях Исследование сущности прибыли как экономической категории, механизма ее образования, источников формирования, анализ факторов, обуславливающих ее динамику, позволили выделить основные направления увеличения прибыли предприятий. К ним относятся: 1. Рост объемов реализованной продукции; 2. Снижение себестоимости продукции (см. раздел 3. темы 10); 3. Рост доходов от внереализационной деятельности предприятия;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|