Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности развития культуры




 

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.

Необходимо различать понятие прогресса в истории, духовной жизни, в сфере науки, техники и искусстве. Уже в доклассовом обществе материальная и духовная культура обособились друг от друга, так как творцами одной из них стали трудящиеся, а другой – духовная элита (жрецы, вожди, художники). Эти факторы объясняют неравномерность развития культуры не только среди народов, населяющих различные уголки земного шара, но и в рамках каждого отдельно взятого государства, в зависимости от этапа его исторического, политического и экономического развития, а также воздействия факторов окружающей среды (например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры). Разделение общества на общественные классы и сословия способствовало формированию в недрах одного и того же общества разных культур, однотипных в своей основе, но имеющую разную ценностную ориентацию.

Огромное влияние на равномерность развития культуры общества оказывает политическая составляющая. Следует отметить, что когда ориентации и культурные ценности начинают рассматриваться исключительно с партийных и классовых точек зрения, духовная жизнь общества зачастую оказывается сведенной к вражде партий, классов и культур. Везде, где культивировалось враждебное отношение к культурным традициям прошлой культуры страны и к ее истории, можно наблюдать застой и даже регресс в развитии и материальной и духовной культуры (советское общество, Китай периода «культурной революции»). Так достигнутое одним поколением может быть утеряно следующим.

Время от времени единство культуры может всерьез нарушаться воздействием какой-либо очень отличной от нее культуры, а тем самым иногда даже разрушаться и замещаться другим. Нормальным процессом взаимодействия культур является процесс, в ходе которого тот или иной народ перенимает у своих соседей некоторые элементы культуры, в то же время отвергая другие, и это принятие или отвержение определяется природой самой культуры как системы. Элементы, перенимаемые или «заимствуемые» у соседей, обычно перерабатываются и видоизменяются по мере того, как встраиваются в уже существующую культурную систему. Культурная диффузия предопределяет взаимопроникновение культур друг в друга. Процессы пространственно-временного распространения образцов культуры приводят к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию. Стоит отметить, что взаимодействие и взаимопрониконвение культур друг в друга не нарушают их самобытность и внутреннюю структуру в том случае, если система является устойчивой. Состояние системы считается устойчивым, если при небольшом отклонении от него система возвращается в это состояние, и неустойчивым, если отклонения от него растут со временем. Устойчивостью характеризуются те культурные системы, которые отличаются внутренним разнообразием при условии активного «вертикального» взаимодействия между покалениями. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению.

Выделение человека из мира живых существ предполагает наличие орудийной деятельности, языка и общих символов духовной культуры, закрепленных в вещах, предметах и знаках. В процессе своего становления с момента рождения до самой смерти человек живет в определенных культурных условиях. Он сначала овладевает, а затем несет и развивает имеющиеся в обществе культурные традиции.

Традиция не есть нечто застывшее, некие нормы поведения, идеи, обычаи, обряды, передающиеся из поколения в поколения в течении длительного времени. Традиция – это передача «от сердца к сердцу», сохранение самого творческого духа, некой первоосновы, которая пронизывает все и вся, на основе которой и можно выстроить все внешние проявления традиции. Она побуждает нас превыше всего ценить в человеческой жизни не умное, не оригинальное, не приятное, а просто долговечное – то, с чем можно жить всегда.

Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, можно выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:

1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление. Более того, культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.

2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.

3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура рабовладельческой формы общества в чем-то отличается от культуры феодализма. Например, при феодализме устанавливается определенная иерархия в системе ценностей, отражающая иерархию феодальной собственности. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.

4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".

5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Эти закономерности влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.

 

Массовая культура

 

Специфической чертой ХХ в., благодаря развитию техники, приведшему к огромному количеству источников информации, в том числе развивающимся средствам массовой коммуникации, было распространение, в основном, массовой культуры. Кроме того, к причинам появления массовой культуры относят развитие и укрепление политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует по причине отсутствия деления культуры на массовую и элитарную.

Противостояния личности и культуры, характерные для тоталитарного общества, породило контркультурные программы «великого отказа» и «возврата в естественное состояние», послужило причиной возникновения контркультуры как альтернативной культуры, противостоящей господствующим ценностям. Контркультура – это понятие, используемое в социальном знании для обозначения одной из тенденций молодежной субкультуры 1960-1970-х гг., отражающее резкое неприятие молодым поколением «культуры отцов».

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму (понятие реализма), на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Возьмем, к примеру, такой жанр советского кино, как производственный фильм. Это была ненастоящая, мнимая массовая культура. Она формировалась не рынком, а госзаказом. Недаром этот жанр исчез моментально, как только началась перестройка. Другое дело, что в Советском Союзе культивировалась бездарная, плохая литература, но это не массовая культура в западном смысле. В ней присутствовала идеология и отсутствовала коммерция. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, остранение, интертекст не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или, как его называют последнее время, "чиллер" (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.

Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовой культуры и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер. Создатели "Санта Барбары" не без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда - видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсеров кончатся деньги.

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка (философия вымысла).

С одной стороны, массовая культура создает, с другой – ограничивает, возводит барьеры в поведении и мышлении. Это характерно для массовой культуры, с ее трактованием норм поведения и ценностей.


Список использованной литературы

 

1. ФИЛОСОФИЯ учебник В.Г. КУЗНЕЦОВ, В.В. МИРОНОВ, К.Х. МОМДЖЯН. - 2003г.

2. ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ И.Т. ФРОЛОВА. - 1987 г.

3. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ (уч.пособие) Ф.Г.СПИРКИН. - 1988 г

4. МИР ФИЛОСОФИИ (книга для чтения 1ч.. 2 ч.) П.С. ГУРЕВИЧ. В.И. СТОЛЯРОВ.1991г

5. ФИЛОСОФИЯ НАУКА ЛОГИКИ ГЕГЕЛЬ Г.В. 1970 г.

6. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОВСКИХ НАУК ГЕГЕЛЬ Г.В. 2001г.

7. ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. АБДЕЕВ Р.Ф. 1994 г.

8. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (учебник) Н.Г.БАГДАСАРЬЯН. 2007 г.

9. ИЗБРАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕКАРТ Р. 1996 г.

10. ФИЛОСОФИЯ. МИФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА. ЛОСЕВ.А. Ф. 1991 г

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...