Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Что такое восприятие




На поведение людей во многом влияет восприятие ими своего окружения, т.е. активная полусознательная деятельность по приёму и переработке значимой информации о нем, её организации, осмыслению и интерпретации.

В результате у человека возникают субъективные реакции в виде принятия, отторжения, игнорирования и проч. соответствующего объекта или явления и корректируется общая линия поведения.

 

На восприятие оказывают влияние обстоятельства как объективного, так и субъективного характера:

1. Общая ситуация. Если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем соответствующий объект на самом деле заслуживает. И, наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарные случаи, которые оцениваются скорее по принципу контраста.

2. Глубина видения ситуации. Много знающие и понимающие люди обычно спокойнее относятся к окружающим и происходящим событиям, точнее их оценивают, чем те, чей кругозор ограничен.

3. Характеристики воспринимаемого объекта.

Для человека такими характеристиками являются

внешние данные, личностные и социальные качества:

· К внешним данным относятся: рост, облик (респектабельный человек воспринимается более благожелательно), манера поведения и проч.

· Личностными характеристиками являются: доброжелательность, терпимость, ум, вежливость, отсутствие комплексов (по отношению к закомплексованным людям наблюдается значительная неадекватность восприятия).

· Социальными характеристиками считаются: возраст, национальность, вероисповедание, образование, служебное положение, уровень дохода и проч.

 

Для действий и явлений это повторяемость, интенсивность.

 

Для материальных образований – размеры, цвет, форма.

 

4. Стереотипы, т.е. основанные на чужом мнении наборы упрощенных представлений о явлениях и объектах, с которыми человеку ещё сталкиваться не приходилось.

 

Термин «стереотип» (греч. stereos typos – твердый отпечаток) впервые ввел в оборот американский журналист У.Липман.

Стереотипы облегчают первоначальную ориентацию, снимают неопределенность существующей ситуации, но зачастую искажают реальность.

В этом смысле особо выделяются «вредные» стереотипы, следование которым может нанести ущерб организации (например, все пожилые работники сопротивляются новому, не желают рисковать, слабы здоровьем; все руководители не думают о подчиненных и т.п.). С такими стереотипами необходимо вести борьбу.

Существующие стереотипы, влияя на усвоение поступающей информации, могут служить основой формирования новых.

 

По характеру воздействия на восприятие стереотипам близки психологические эффекты, основными из которых являются следующие:

  • «перенос» - некритическое распространение оценки одних явлений и людей на других.
  • «обобщение» - распространение оценки одной характеристики объекта на него в целом.
  • «проекция» - приписывание собственных чувств и ощущений другим (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот)
  • «первое впечатление» - обычно бывает более благоприятным и запоминающимся.
  • «идеализация» - гиперболизация положительных черт.
  • «бумеранг» - укрепление уверенности при попытке её поколебать (это имеет место при неприязненном отношении к партнеру или низком качестве самой информации).
  • «избирательность» - восприятие только наиболее ярких и заметных свойств по отношению с другими, отходящими на второй план (все, кроме главного, воспринимается как фон, похожее – как единое; выделяются и объединяются сходные объекты).
  • «ожидание» - способствует принятию желаемого за действительное, часто «подогревается» предварительной информацией, которую можно незаметно и целенаправленно подбрасывать.
  • «нимб»/ «гадкий утенок» - ориентация последующих положительных или отрицательных оценок на предыдущие; с этим часто сталкиваются студенты, когда преподаватель, прежде чем выставить свою оценку, интересуется прежними.
  • «порядок» - придание при противоречивой информации большего веса сообщениям, полученным в первую очередь, но при общении со старыми знакомыми – наоборот (вообще, знакомые оцениваются более правильно, чем малознакомые люди).
  • «опережение» - более прочное усвоение сведений, получаемых непосредственно перед общением.
  • «средняя ошибка» - усреднение крайних оценок.
  • «глобальность» - восприятие объекта как единого целого, «монолита», а не совокупности элементов.
  • «ретроспективность» - соотнесение всего со старым опытом и т.д.

 

К стереотипам близки предрассудки, которые имеют более массовый характер и свойственны в основном малообразованным людям (например, расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин и т.д.)

Стереотипы и предрассудки далеко не безобидны, они могут порождать дискриминацию работников и провоцировать служебные и личные конфликты, что ведет к потере имиджа организации, снижает эффективность работы, наносит экономический ущерб.

 

5. Ценности, т.е. явления, объекты, процессы, которые людьми признаются в качестве образцов, которым они следуют, равняясь на которые оценивают как собственные поступки, так и действия других.

6. Уровень притязаний людей, который характеризуется трудностью целей, к которым они стремятся. Для различных людей уровень притязаний неодинаков и определяется такими факторами как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень самооценки и самоуважения данного лица, образование, профессиональный и жизненный опыт. Чем более развиты у человека перечисленные факторы, тем выше у него уровень притязаний. Определяют уровень притязаний также пол и возраст (например, у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов).

7. Социальные установки, т.е. предрасположенность субъекта к заранее определенному способу восприятия другого лица или события исходя из жизненного опыта. Установки обычно легко формируются и могут быть достаточно стабильными, однако со временем корректируются и даже затухают.

8. Принципы, т.е. основополагающие правила, которым человек следует в жизни (например, справедливость, честность).

9. Позиция человека, т.е. постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, основанное на опыте и ценностях. Позиция служит защитой в момент опасности, в ней личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

10. Расположение, т.е. положительное отношение к кому-то или к чему-то (коллективу, отдельным людям, явлениям), которое основывается на высоких эмоциональных оценках. Расположение к людям проявляется в уважении к ним, готовности прийти на помощь; расположение к работе - в увлеченности ею.

 

Восприятие осложняется неопределенностью ситуации намерений и поступков других людей, искажением смысла получаемой информации, стремлением психологически защитить себя от внешнего влияния. Это часто приводит к неадекватной оценке происходящего субъектом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...