Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия о единстве и многообразии мира




 

Никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Это многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое.

Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Это многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: имеется ли нечто объединяющее сами эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира?

Понятие «материя «в силу его предельной общности можно определить только через противопоставление другому предельно общему понятию, обозначающему нечто нематериальное. Таким понятием является сознание [5, с. 109].

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии выработана категория субстанции.

Субстанция (от лат substantia - сущность, то лежит в основе) - философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных веществ, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Субстанция - основа, сущность всех вещей и явлений; для материализма субстанцией является вечно движущаяся и изменяющаяся материя, для идеализма - дух, идея.

Объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Субстанция есть обозначение внутреннего единства реальности безотносительно к ее многообразным внешним проявлениям. Субстанция - это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции - значит доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нуждаясь во внешних источниках движения.

Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции, называются монистическими. Если в качестве субстанции берется материальное начало, то это материалистический монизм; если первичной объявляется духовная субстанция (сознание, дух, мысль), то это монизм идеалистический.

Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию.

Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мироздания лежат две субстанции - материальная и духовная.

Понимание материи как субстанции позволяет объяснить многообразие, оставаясь на позициях монизма, дает возможность вывести сознание из материи, сознанием не обладающим.

Все объекты живой природы представляют собой системы, для которых характерно иерархическое соподчинение входящих в них элементов. На основании этого выделяют биологическую концепцию структурных уровней. В соответствии с ней, все живые системы делятся на следующие уровни:

. молекулярно-генетический (изучение физико-химических процессов, происходящих в живых организмах: обмен веществ и энергии);

. онтогенетический (изучение живых систем на уровнях клеток, тканей, органов, систем органов, организма);

. популяционно-видовой (изучение процессов микроэволюции);

. биоценотический (на уровне экосистем изучается экология);

. биосферный (вопросы глобальной экологии, биосферы, ноосферы) [3, с. 116].

Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития.

Большинство предметов и процессов искусственно созданной человеком «второй природы» не могут самопроизвольно возникать в нашей Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни автомобиля, ни ЭВМ, хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить среди объектов естественной природной среды. Самосборка автомобиля или счетной машины на полупроводниках в самой природе без человека неосуществима, но как воплощение в материал природы человеческих целей, как опредмечивание человеческого духа эти объекты обретают реальное бытие. Эволюция создаваемой человеком искусственной природной среды есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества.

В человеческой жизнедеятельности как бы сталкиваются различные линии саморазвития материи: с одной стороны, естественная эволюция неживой и живой природы, с другой - искусственная, только в обществе реализуемая эволюция материи. Причем вторая, возникающая благодаря человеческой деятельности линия эволюции материи реализуется не только в формах развивающейся предметной среды, которую создает человек в процессе производства, но и в форме развития самого человека, который развертывает свои природные возможности, строит новые разнообразные формы общения и социальных отношений и в этом процессе изменяет самого себя.

Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы имеют общекультурный смысл и обсуждаются в философии.

 


Заключение

 

Итак, подведем итоги. Понятие материи - сложнейшая философская абстракция, которая раскрывается, с максимально возможной полнотой, только всей системой понятий философии. Проблема соотношения материи и сознания в философии является основополагающей, так в зависимости от ее решения происходит деление на основные течения в философии - материализм и идеализм.

Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Говоря о материи, можно отметить, что материя может быть определена через отношение к сознанию, как все то, что существует вне сознания и независимо от него.

 


Список литературы

 

1. Введение в философию / Авт. Колл. Фролов И.Т. и др. - 3-е издание переработанное и дополненное. - М. Республика, 2004.

2. Орлов В.В. Общая философия - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001

.   Спиркин А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2002

4. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: ЭКСМО, 2003

5. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2006

.   Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ. 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...