Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории открытия электромагнитных явлений

Экзаменационная работа

Для проведения репетиционного экзамена обучающихся

IX классов общеобразовательных учреждений

Саратовской области по ФИЗИКИ

(2009 – 2010 учебный год)

ВАРИАНТ 1

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 26 заданий.

Часть А содержит 18 заданий (А1 – А18). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В1 – В4). Ответы на задания частей А и В укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким ответом используйте поля бланка № 1 в области «Замена ошибочных ответов».

Часть С содержит 4 задания (С1 – С4), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части С записываются на бланке № 2. Задание С1 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

 

Желаем успеха!

Справочные данные

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование Обозначение Множитель Наименование Обозначение Множитель
мега М 10 6 санти с 10– 2
кило к 10 3 милли м 10– 3
гекто г 10 2 микро мк 10 – 6

Константы

ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
элементарный электрический заряд e = 1,6·10 – 19 Кл

Плотность

бензин 710 кг/м3 древесина (сосна) 400 кг/м3
спирт 800 кг/м3 парафин 900 кг/м3
масло машинное 900 кг/м3 алюминий 2700 кг/м3
вода 1000 кг/м3 сталь 7800 кг/м3
молоко цельное 1030 кг/м3 медь 8900 кг/м3
вода морская 1030 кг/м3 мрамор 2700 кг/м3
глицерин 1260 кг/м3 песок 1500 кг/м3

 

Характеристики веществ, связанные с тепловыми процессами

Удельная
теплоемкость воды 4200 Дж/(кг×°С)
теплоемкость спирта 2400 Дж/(кг×°С)
теплоемкость железа 460 Дж/(кг×°С)
теплоемкость меди 380 Дж/(кг×°С)
теплоемкость свинца 130 Дж/(кг×°С)
теплоемкость ртути 130 Дж/(кг×°С)
теплота парообразования воды 2,3×10 6 Дж/кг
теплота плавления свинца 2,5×10 4 Дж/кг
теплота плавления льда 3,3×10 5 Дж/кг
теплота сгорания спирта 2,9×10 7 Дж/кг

 

Удельное электрическое сопротивление, Ом × мм2 (при 20°С)

алюминий 0,028 нихром (сплав) 1,1
железо 0,10 серебро 0,016
медь 0,017 фехраль 1,2

 

Нормальные условия давление 105 Па, температура 0°С

Часть А

При выполнении заданий этой части из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания (А1–А18) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1

В начале рабочего дня такси вышло на маршрутную линию, а в конце вернулось на стоянку автопарка. За рабочий день показания счетчика увеличились на 400 км. Чему равны перемещение s и путь l, пройденный такси?

1) s = 0; l = 400 км; 2) s = 400 км; l = 400 км; 3) s = 0; l = 0; 4) s = 400 км; l = 0.
А2

 

Сила трения, действующая на тело, направлена

1) Вдоль прямой, соединяющей взаимодействующие тела;

2) противоположно направлению перемещения частиц при деформации тела;

3) противоположно направлению движения тела;

4) по касательной к траектории движения тела.

А3

На рисунке изображены графики зависимости импульса тел от скорости их движения. Масса какого тела больше и во сколько раз?

1) Массы тел одинаковы;

2) масса тела 1 больше в 3,5 раза;

3) масса тела 2 больше в 3,5 раза;

4) по данным графикам нельзя сравнить массы тел.

А4

Мимо неподвижного наблюдателя за 20 с прошло 8 гребней волны. Чему равен период колебаний частиц волны?

1) ≈ 0,4 с; 2) 2,5 с; 3) ≈ 2,9 с; 4) 160 с.
А5

Для измерения атмосферного давления итальянский ученый Торричелли использовал стеклянную трубку, запаянную с одного конца. Трубка наполнялась ртутью, открытый конец трубки зажимался пальцем и опускался в чашу с ртутью. После того как трубка открывалась, часть ртути выливалась в чашу. До какой примерно высоты понижался столб ртути в трубке?

1) Высота столба ртути могла быть любой; 3) 1 м;

2) 76 см; 4) 10 м.

А6

Тело движется прямолинейно вдоль оси ОХ. На графике представлена зависимость проекции ускорения тела от времени. Тело двигалось равномерно

1) На участках ВС и ДК;
2) только на участке СД;
3) только на участке ОВ;
4) на участках ОВ и СД.
А7

Вещество невозможно бесконечно делить на все более мелкие части. Каким из приведенных ниже утверждений можно объяснить этот факт?

1) Все тела состоят из частиц конечного размера;

2) частицы вещества находятся в непрерывном хаотическом движении;

3) давление газа обусловлено ударами молекул;

4) между частицами вещества существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.

А8

Воздух в комнате состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа, водяных паров и др. Какие из физических параметров этих газов обязательно одинаковы при тепловом равновесии?

1) Только давление;

2) только объем;

3) только температура;

4) давление и объем.

А9

Верно ли утверждение:

Электрическое поле можно обнаружить по его действию на

A) магнитную стрелку;

Б) подвешенный на нити положительно заряженный шарик;

B) подвешенный на нити отрицательно заряженный шарик.

 

1) Только А; 2) только Б; 3) только В; 4) Б и В.

А10

Как изменится количество теплоты, выделяемое за единицу времени резистором с постоянным сопротивлением, при увеличении силы тока в 4 раза?

1) Увеличится в 4 раза; 3) увеличится в 16 раз;
2) уменьшится в 4 раза; 4) уменьшится в 16 раз.

А11

На рисунке (а) изображена отрицательно заряженная частица, движущаяся со скоростью u в магнитном поле. Какой вектор на рисунке (б) указывает направление силы, с которой поле действует на частицу?

1) А; 2) В; 3) С; 4) Д.
А12

Человек стоит на расстоянии 2 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?

1) 1 м; 2) 2 м; 3) 3 м; 4) 4 м.

А13

От железной проволоки отрезали два куска: первый кусок длиной 2,4 м, а второй - 60 см. Какой кусок имеет большее сопротивление и во сколько раз?

1) Сопротивление первого куска больше в 4 раза;

2) сопротивление первого куска меньше в 4 раза;

3) сопротивление первого куска больше в 2 раза;

4) сопротивление первого куска меньше в 2 раза.

А14

Какое соотношение из приведенных ниже справедливо для полной энергии свободных протонов Ер, свободных нейтронов Еп и атомного ядра Ея составленного из них?

1) Ея<Ep+En; 3) Ея=Ep+En;
2) Ея>Ep+En; 4) Для стабильных ядер правильный ответ 2, для радиоактивных ядер – ответ 1.
А15

При нагревании тела расширяются. Чем является процесс расширения по отношению к процессу нагревания?

1) Причиной;

2) следствием;

3) эти процессы протекают независимо друг от друга;

4) может быть причиной, а может быть следствием.

 

Прочтите текст и выполните задания А16 – А18.

Из истории открытия электромагнитных явлений

В течение веков развитие учений об электричестве и магнетизме шло практически независимо, хотя издавна было отмечено сходство электрических и магнитных явлений: для обоих типов взаимодействий наблюдались как притяжение, так и отталкивание. Процесс формирования единого учения об электромагнетизме завершился созданием классической электродинамики, описывающей электромагнитные явления в любой среде и в вакууме. Это теория электромагнитного поля Максвелла. А началось всё с открытия датского ученого Г.Х.Эрстеда. В 1820 г. во время лекции им было отмечено действие тока на магнитную стрелку. Сам он не нашел объяснения этому явлению. Это было сделано позже.

Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц. Если эти частицы покоятся, то они создают вокруг себя лишь электрическое поле. Вокруг движущихся зарядов помимо электрического поля существует еще и магнитное. При замыкании электрической цепи в проводнике появляется электрический ток, и вокруг движущихся по проводнику зарядов возникает магнитное поле. Это поле и заставляет поворачиваться магнитную стрелку, находящуюся рядом с проводником с током.

Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током. Чем больше сила тока в проводнике, тем сильнее создаваемое им магнитное поле. Для графического изображения магнитного поля используют магнитные силовые линии. Так называют воображаемые линии, вдоль которых располагаются оси маленьких магнитных стрелок, помещенных в данное поле. Направление, указываемое северным полюсом этих стрелок, принимают за направление магнитных силовых линий. Наблюдаемое положение стрелок показало, что силовые линии магнитного поля прямолинейного тока представляют собой окружности, охватывающие этот ток. При изменении направления тока в проводнике изменяется и ориентация магнитных стрелок. Это означает, что направление силовых линий магнитного поля связано с направлением тока в проводнике.

Чем сильнее магнитное поле, тем ближе друг к другу магнитные линии т.е. по картине магнитных линий можно судить не только о направлении, но и о величине магнитного поля (т.е. о том, в каких точках пространства поле действует на магнитную стрелку с большей силой, а в каких – с меньшей).

Узнав об опытах Г.Х. Эрстеда, А.М. Ампер решил проверить взаимодействие двух параллельных проводников с током. Он обнаружил, что проводники, по которым электрические токи текут в одном направлении, притягиваются, если токи в проводниках текут в противоположных направлениях, то проводники отталкиваются друг от друга.

 

А16

На каком рисунке указано правильное расположение линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

А17

В какой точке магнитное поле тока, протекающего по проводнику MN, действует на магнитную стрелку с наименьшей силой?

1) А;

2) Б;

3) В;

4) Г.

А18

 
 

По двум проводникам расположенным параллельно друг другу течет электрический ток. Как будут взаимодействовать эти проводники?

1) Они будут притягиваться друг к другу, т.к. по проводникам течет электрический ток, который представляет собой движение заряженных частиц. Заряженные частицы создают электрические поля вокруг каждого проводника, взаимодействие которых вызывает притяжение;

2) они будут отталкиваться друг от друга, т.к. по проводникам течет электрический ток, который представляет собой движение заряженных частиц. Движущиеся заряженные частицы создают вокруг каждого проводника магнитные поля, взаимодействие которых вызывает отталкивание;

3) они будут притягиваться друг к другу, т.к. по проводникам течет электрический ток, который представляет собой движение заряженных частиц. Заряженные частицы создают магнитные поля вокруг каждого проводника, взаимодействие которых вызывает притяжение;

4) они будут отталкиваться друг от друга, т.к. по проводникам течет электрический ток, который представляет собой движение заряженных частиц. Движущиеся заряженные частицы создают вокруг каждого проводника электрические поля, взаимодействие которых вызывает отталкивание.

Часть В

Ответом к заданиям В1 и В2 является последовательность цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 в таблицу справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В1

Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  Физические величины   Приборы для измерения
А) Давление 1) Весы 4) Мензурка
Б) Объем 2) Динамометр 5) Амперметр
В) Масса 3) Манометр    
  А Б В  
         
                   

 

В2

Установите соответствие между научными открытиями в области электродинамики и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  Физические открытия   Имена ученых
А) Взаимодействие проводника с током с магнитной стрелкой 1) 2) Паскаль Эрстед
Б) Сила, действующая на проводник с током, помещённый в магнитное поле 3) 4) Г. Ом Ампер
В) Закон о связи силы тока, протекающего по проводнику, и напряжением на концах этого проводника 5) Фарадей
А Б В
     

 

Ответом к заданиям В 3 и В 4 является число, которое следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клетки. При переносе ответа на бланк следует записать только полученное число, единицы измерения в ответе указывать не надо. Каждый символ пишется в отдельной клетке в соответствии с приведенными образцами.

В3

 

За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 60 см/с2, пройдёт 30 м?

Ответ: _________(с)

В4

Найти силу тока в проводнике сопротивлением 2 кОм, на который подано напряжение 60 В.

 

Ответ: __________(мА)

Часть С

Для ответов на задания этой части (С1 – С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ к нему.
С1

Используя собирающую линзу, экран, линейку с миллиметровыми делениями, определите оптическую силу линзы.

В бланке ответов:

1) нарисуйте ход параллельных лучей света для собирающей линзы;

2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;

3) укажите результат измерения фокусного расстояния (F) линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

 

Для заданий С2–С3 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

 

С2

Электрокипятильник со спиралью сопротивлением 160 Ом поместили в сосуд, содержащий 0,5 л воды при 20 0С, и включили в сеть напряжением 220 В. Через 20 мин спираль выключили. Какое количество воды выкипело, если КПД спирали 80%?

 

С3

На горизонтальной дороге автомобиль делает поворот радиусом 16 м. Какова наибольшая скорость, которую может развивать автомобиль, чтобы его не занесло, если коэффициент трения скольжения колес о дорогу равен 0,4?

 

Задание С4 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

 

С4

На столике вагона поезда лежат коробка конфет и яблоко. В начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте. Объясните наблюдаемое явление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...