Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека




 

Итак, связь философии с религии достаточно заметна: процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских учений, обратное влияние философии на религию менее значимо, но оно тоже есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще. Однако, различия у философии и религии тоже весьма существенны. В первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному:

в религии они ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне,

в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном.

В религии главное - религиозная жизнь, культовые действия, молитва, то есть «практика», теория же, то есть богословие имеет значение второстепенное, можно быть религиозным человеком совсем не вникая в тонкости богословия. В философии же главное именно мысль, философия в некотором смысле оторвана от практической жизни, возвышаясь над ней.

Связь философии с жизнью философа, с жизнью общества, конечно, существует, но в самой философии главным является стремление «додумать до конца» свои убеждения, философия это чисто интеллектуальное занятие.

Особый характер отношений философии и религии обуславливается тем, что религиозное переживание Святыни образует начало духовной жизни, как таковой, всех ее форм, в философии же находит свой исход, завершение и высшее осмысление каждая из форм этой духовной жизни. Пытаясь выразить эту мысль в красивом образе, всякое духовное движение имеет исток на вершинах религиозной жизни, и каждое из них впадает в философию.

Однако главная суть сказанного в том, что те философские интуиции, которые образуют направление и дух философствования, уходят своими корнями в религиозное чувство, будучи по своему существу осмыслением факта и характера связи со Святыней, как абсолютно высшей онтологической инстанцией, задающей строй и меру всему сущему. Философская интуиция, - то зерно, которое перерабатывает почву повседневного опыта в живую ткань философского учения, - есть нерелигиозная форма соотнесенности с предметами, открываемыми в религиозном опыте, и это - с другой стороны - квинтэссенция религиозного опыта, соотнесенная с предметами нерелигиозными.

Религия и философия связаны друг с другом в сложном организме духовной культуры особым образом в силу того, что обе они являются проявлениями целостности человеческого духа. Таким образом, «не отдельные истины, логические или метафизические, составляют конечный смысл всякой философии, но то отношение, в которое она поставляет человека к последней искомой истине, то внутреннее требование, в которое обращается ум, ею проникнутый».

«Человек веры» может быть вполне чужд философии, оставаясь в сфере жизненной связи с Абсолютом через религиозное служение и благоговейное почитание, с другой стороны философ может никогда не вступать целенаправленно в религиозные отношения к своему предмету, то есть не выходить в отношениях к нему за рамки философской (интеллектуальной, прежде всего) устремленности. Они могут даже взаимно считать друг друга занятыми пустой или даже вредной деятельностью, но при всем том несомненным представляется глубокое родство религии и философии именно в главных их чертах. И там, и там, дело заключается в сопряжении переменчивой и текучей временной жизни со всеохватной целостностью духовного предмета перед лицом вечности. Если Истина, Добро и Красота составляют, условно говоря, «грани» этого предмета, то Святыня и Мудрость являются формами выражения его универсальной значимости.

В качестве жизненного истока мысли, религия обладает неким «генетическим первенством», т.е. «сначала - жить, потом - философствовать», - этот принцип древних должен быть понят именно в этом смысле, - основой философской мысли может быть только наличие прежде нее жизненного опыта причастности к предмету этой мысли. Однако, философия как раз в силу того, что она есть тот исход и завершение, в который обращается всякое духовное движение, достигая наивысшего взлета, призвана быть максимально ясной сознательностью и осмысленностью человеческого бытия в мире. А потому философию можно определить как предельно глубокое мышление о предельных вещах. И сегодня складываются предпосылки для их нового союза.

Поэтому можно утверждать, что острый конфликт между религией, с одной стороны, и философией с другой, столь характерный для всей эпохи Просвещения, на рубеже XX и начавшегося XXI столетия серьезно ослаблен. Связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтационности, она стала ровной и толерантно-спокойной. Речь, разумеется, идет об основных - мировых религиях, в частности христианство, которое выступает в качестве одной из важнейших духовных опор.

В этих условиях все чаще высказывается мысль о том, что и у философии, и у религии вновь появляется широкое поле для согласия и сотрудничества. Подобные суждения имеют под собой историческую почву. Напомним, что именно христианская религия в значительной степени содействовала становлению научного миропонимания как средства или орудия борьбы с оккультизмом. Этот процесс начался уже на закате эпохи Средневековья, но особый размах приобрел в эпоху Нового времени, потому что для христианства очень важно было торжество научно-механистического мировоззрения: механицизм изгонял духов из природы. Далеко не случайно, что научная картина мира родилась именно в христианской Европе.

В настоящее время необходимо возрождение на новом историческом уровне целостного знания древних. Восстановление единства культуры должно начаться с возрождения самой философии, именно она в силу своей специфики призвана быть синтезирующим началом культуры и всей цивилизации в целом. Философия должна соответствовать своему названию, она снова должна стать любовью к мудрости. Только познание основ может преобразить человека и внести смысл в его жизнь. Только знания о высшем мире, разумности мироздания, непрерывности человеческой жизни и бессмертие духа могут придать земному существованию опору и цель. Основы вечны и непоколебимы, если сознание людей будет опираться на них, оно продолжит свое бытие в беспредельность. Обретши истину, философия одухотворит научное знание, наполнит опытным содержанием догматы религии и положит начало их объединению.

В связи с этим конфликт между религией и философией возникает в основном в вопросе их совместимости тем или иным образом, а также в сфере взаимоотношения веры и разума или веры и рационального.

Первый конфликт не может быть разрешен в силу того, что у религии и философии очень схожие онтологические функции, а религия (особенно христианство и ислам) из-за своей догматичности не может позволить существовать отдельно от себя другому мировоззрению в культуре. Философия же стремится отделиться от религии и оперировать ею как объектом исследования.

Второй конфликт также не может быть полностью разрешен, так как вера неспособна быть рационализированной полностью, а Бог по причине своей трансцендентальности (запредельности) не может быть предметом мысли. С другой стороны, философия, всегда стремившаяся к научности, не может принять веру одним из принципов познания.

 

 


Заключение

 

Таким образом, опираясь на выше изложенное, сделаем ряд кратких выводов. Как уже говорилось, философии принадлежит особое место в структуре общественного сознания. Она связана со всеми ее формами. Важным является вопрос о соотношении философии и религии.

Религия, как и философия, является одной из важнейших форм восприятия человеком действительности и осмысления своего отношения к ней; своеобразное мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человеческим разумом.

Религия стремится дать оценку человеческим отношениям и поведению в сложном и противоречивом взаимоотношении добра и зла. Она обращается к вере, как к эффективной формы освоения разнообразной реальности. Сердцевина религиозных размышлений - сфера человеческого и сфера божественного, земное и небесное.

Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Главным в философских исследованиях является соотношение «человек - мир», которое рассматривается в онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельном аспектах

Выделяют исторические этапы названной проблемы. Античный период характеризуя теснейшим переплетением религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. Средневековая философия - проблема синтеза христианства и язычества, проблема соотношения веры и разума, «философия служанка богословия», спор номиналистов и реалистов. Неотделимость философии от теологии, все подчинено господству церкви.

В эпоху возрождения происходит становление пантеистических идей, зачатки естественной религии и религии разума, попытки критики средневековой схоластики. Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

Отмечая сходство философии и религии следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни.

При этом, философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества, отличается от религии следующими основными качествами:

рациональным характером объяснения действительности (базированием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, «вечным» проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным «зеркалом» не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: «подвергай все сомнению», является одним из ее стержневых идеалов.

Таким образом, и религия, и философия выполняют мировоззренческие функции, они формирует целостную завершенную картину мира. Подобно философии, религия исследует первопричины бытия, мыслимого, они обе являются формами общественного сознания.


Список используемой литературы

 

1. Анисин А.Л. Взаимосвязь религии и философии как сфер духовной жизни человека / А.Л. Анисин // Православие, образование и воспитание в XXI веке: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - С. 66-69.

2. Анисин А.Л., Анисина С.С. Религиозный путь философии / А.Л. Анисин, С.С. Анисина // Научные исследования высшей школы: сборник тезисов докладов. - Тюмень: ТюмЮИ МВД РФ, 2006. - С. 196-197.

.   Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс. В 2 ч. Ч. 1. / Э.Г. Винограй. - Кемерово: КемТИПП, 2003. - 179 с.

4. Емельянова Л.М. Соотношение философии, науки и религии: Текст лекций / Л.М. Емельянова. - СПб.: СПбГУАП, 2000. - 21 с.

5. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии / И.В. Киреевский // Разум на пути к истине: Философские статьи, публицистика, письма. - М.: Правило веры, 2002. - С. 231.

.   Корниенко А.А. Философия: учеб. пособие / А.А. Корниенко и др. - Томск: ТПУ, 2010. - 178 с.

7. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов / В.В. Миронов. - М.: Норма, 2005. - 912 с.

8. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицановой - Минск: Современный литератор, 2007. - 1280 с.

.   Панкин С.Ф История мировых религий. Конспект лекций / С.Ф. Панкин. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

.   Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2000. - 240 с.

.   Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Гардарики, 2009. - 536 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...