Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная технология выполнения ЭДД




 

Принципиальная схема функционирования системы ЭДД в целом напоминает традиционный МБА – пользователь производит поиск в БД (или иным способом узнает о необходимом ему источнике), передает заказ в службу ЭДД, которая выполняет электронное копирование (или использует готовую копию) и пересылает ее заказчику.

Основные технологические этапы ЭДД следующие:

1.получение заказа на копирование;

2.обработка заказа;

3.изготовление копий или их поиск в электронных хранилищах;

4.доставка копий заказчику; расчет и выписка счета;

5.хранение копий.

В настоящее время наиболее совершенным программно-технологическим решением является следующее: Пользователь проводит поиск в библиографической БД в режиме он-лайн. Поисковый механизм содержит встроенный модуль приема заказов на копирование. Заказ формируется автоматически путем нажатия клавиши и тут же поступает в электронное хранилище. Если компьютер пользователя зарегистрирован в системе, то электронная копия либо сразу выдается на экран, либо доставляется в виде файла в компьютер заказчика для распечатки на принтере (факсе). Основные преимущества подобных систем ЭДД очевидны: весь процесс от поиска информации, проверки ее наличия в местном фонде (или в полнотекстовых БД) до оформления заказа и получения копий документов, может быть выполнен непрерывно с автоматизированного рабочего места конечного пользователя. Однако несмотря на практическую реализацию данного решения в ряде систем ЭДД, оно не является универсальным по следующим причинам:

1. не вся информация хранится в электронных хранилищах. Т. е, поскольку речь идет о доставке электронных копий, которые необходимо сначала изготовить, а затем передать пользователю, то системы, позволяющие осуществлять поиск, заказ и доставку документов за один шаг, с рабочего места заказчика, здесь невозможны;

2. очевидным условием работы подобной системы является очень высокое качество телекоммуникационных сетей для автоматической передачи файлов. Далеко не все библиотеки, и особенно потребители информации, располагают необходимой технической и программной базой для работы с системой ЭДД, построенной на базе совершенных программно-технологическим решений.

На практике эти и некоторые иные обстоятельства приводят к тому, что сейчас существует некоторый набор технологических модификаций ЭДД. Причем они имеют место на каждом участке технологической цепи. Таким образом, несмотря на определенное сходство применяемых технологий и используемых технических средств, каждая библиотека или объединение библиотек разрабатывает и внедряет свою собственную технологию получения заказов и доставки файлов заказчикам.

Получение и обработка заказов

 

Этот этап очень разнообразен по возможным технологическим решениям. Как уже отмечалось, наиболее современной технологией является заказ копий через специальный программный модуль, совмещенный с поиском информации в БД. Основное преимуществом здесь является то, что пользователи могут инициировать запросы без участия персонала, а также прослеживать передачу и ход их выполнения.

Первые опыты по реализации подобных систем относятся к середине 80-х гг. В новейших зарубежных разработках поисковых систем предусматривается именно такая технология заказа копий. В некоторых современных системах предусмотрена также проверка локальных фондов и автоматическое размещение заказов в других службах ЭДД. Иногда в эти системы встроены алгоритмы выбора самого дешевого или самого оперативного поставщика.

Если модуль заказа копий отсутствует, то передача заказов в службу ЭДД осуществляется по электронной почте, иногда - по факсу. Весьма распространен прием заказов через так называемые “формы”. Пользователи вводят информацию о заказе в такие формы на Интернет-серверах служб ЭДД. Любой заказ, основанный не на библиотечных каталогах, справочниках или базах данных, где имеются сведения о местонахождении источников, заведомо вынуждает службу ЭДД проводить дополнительную работу по поиску литературы. Это увеличивает сроки выполнения заказа и часто приводит к тому, что заказ перенаправляется в другую службу, имеющую требуемые источники.

Для успешного прохождения этого этапа весьма важным является решение проблемы стандартизации запросов. Это касается, главным образом, тех запросов, которые поступают в службы ЭДД минуя модули заказа, встроенные в систему поиска в БД. Наиболее актуальна эта проблема для сетей библиотек и библиотечных ассоциаций, работающих на сводных каталогах и БД. Здесь заказ поступает в распределенную систему библиотек-участниц, выступающих и в роли заказчиков (посредников для своих читателей) и в роли исполнителей. Только унифицированная форма заказа может обеспечивать качество и скорость выполнения заказа.

 

Изготовление копий

 

Существует достаточно большой класс программ для изготовления электронных копий. Выбор программного обеспечения зависит от формата копии, с которой может работать пользователь и от его потребностей, от того, в каких целях будет использоваться копия в дальнейшем (например, для организации полнотекстовых БД); от уровня затрат на изготовление, передачу и последующее хранение копий, а также от стоимости услуги.

Можно выделить несколько типов программ, применяемых для изготовления копий:

1. программы для создания image-копий (от простейших программ типа Deckscan до профессиональных графических пакетов Photoshop и т. п.). Файлы, полученные таким образом, как правило, весьма объемны (до 1 Мб на страницу формата А4);

2. программы сканирования и распознавания текста. Таких программ имеется большое количество. Все они позволяют сохранять копии как в графическом формате (image-файлы), так и распознанный ASCII-текст. Примером англоязычной программы может служить, например, Adobe Acrobat Exchange. С кириллическими текстами западные программы не работают; для распознавания применяются российские системы FineReader и Gunei Form. Недостатком подобных систем распознавания является ограниченный набор шрифтов и алфавитов (особенно в части специальных символов), большое количество ошибок при работе с текстами с плохим полиграфическим качеством. Определенные трудности возникают и при распознавании текстов, содержащих математические и химические формулы, фонетические знаки, надстрочные ссылки. Распознавание текста позволяет на несколько порядков снизить затраты постоянной памяти компьютеров для хранения копий;

3. специализированные программы сканирования (например, Ариэль).

Весьма важным является вопрос о форматах копий, которые готовят службы ЭДД, а также форматах электронных изданий, распространяемых на компакт-дисках или доступных в Интернет. Существование большого числа форматов весьма неудобно пользователям, которые вынуждены иметь различные программы для просмотра документов.

 


Доставка копий заказчикам

 

Доставка стала “электронной” благодаря использованию электронной почты и средств пересылки файлов в Интернет. Этот этап - основной во всей схеме ЭДД. Практика работы служб ЭДД показывает, что механизм доставки, как и многие другие технологические решения в этом процессе, ориентирован на технические возможности заказчиков.

Электронная почта. Передача больших объемов данных (как правило, image-копий) по электронной почте невыгодна, а другие средства пересылки могут быть недоступны пользователю. Однако именно этот способ транспортировки копий применяется в системах, ориентированных на работу с конечным пользователем. Это характерно для работы информационных фирм - “доставка в рабочий компьютер пользователя”. С недавнего времени на этот режим работы стали переходить и библиотечные сети.

File Transfer Protocol. FTP используется всеми типами служб. Основной проблемой данного средства транспортировки является скорость передачи файлов, зависящая от состояния телекоммуникационных сетей. Чаще всего службы ЭДД помещают изготовленные копии в выделенные для пользователей разделы FTP-сервера своей службы, откуда пользователям самостоятельно “доставляют” файлы в свои компьютеры. Частным случаем доставки по FTP можно считать просмотр пользователем копии через программы-браузеры. Физически в этом смысле осуществляется загрузка файла копии в компьютер пользователя с использованием протоколов FTP или HTTP.

Факсимильная доставка. За рубежом - это самый распространенный механизм доставки. Причем используется как факс-модемная связь, то есть когда команда передачи по факсу поступает от компьютера, соединенного с полнотекстовой БД или хранилищем электронных копий, так и обычный факс, когда передается ксерокопия. А далее, до конечного пользователя, копия может быть доставлена любыми электронными или традиционными средствами (обычной или курьерской почтой).

Наиболее перспективным способом пересылки считается электронная почта Х.400.

Если же анализировать методы доставки с точки зрения надежности и говорить о “лучшем” способе передачи относительно больших файлов, то результаты различных отечественных и зарубежных экспериментов говорят о следующем. FTP работает, но нет 100%-й надежности. Электронная почта Х.400 очень надежна, но существующие цены высоки и мало пользователей имеют такие почтовые службы. Факс относительно дешев и есть у всех, но качество печати оставляет желать лучшего. А цены за международную связь могут быть высоки (по сравнению с Интернет).

 

Хранение копий

 

В разных службах к проблеме хранения изготовленных (или полученных от других поставщиков) копий существуют различные подходы. Зарубежные службы ЭДД практикуют архивирование выполненных электронных копий лишь в том случае, когда возможны повторные заказы.

Создание электронных хранилищ электронных копий позволяет значительно ускорить ответы на запросы пользователей, а в ряде случаев и применять полностью автоматическую процедуру поиска и передачи копии заказчику.

Ряд исследований показал, что степень использования журнальных материалов в целом очень низкая. Если 80% запросов может быть выполнено на 20% наименований периодики, тогда есть смысл хранить в электронной форме только эти 20% наименований. Но даже потом будет использоваться только 20% актуальных статей, а из запрошенных - менее 20% будет заказано повторно. Поэтому очень крупные электронные хранилища могут оказаться экономически невыгодными для основных коллекций, предназначенных для доставки документов, хотя при снижении затрат к этому придут очень быстро.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...