Диалектика как учение о развитии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Гегель отмечал особые заслуги Платона в развитии теории бытия и даже назвал его творцом диалектики. Он же констатировал, что в философии Нового времени диалектике уделяется меньше всего внимания, а вместо нее пропагандируются примитивные крайности в понимании бытия: догматизм и релятивизм. Суть догматизма состоит в отрицании развития как способа бытия и в признании в качестве единственно сущего одни лишь константы бытия. Фактически же за всем этим кроется «деревянность и окостенелость» мысли, которая сводится по существу к жестким стереотипам мышления. Как в первобытной магии. Суть релятивизма состоит в противоположной крайности, а именно, в отрицании всяких констант, в результате чего бытие сводится к иррациональному потоку непрерывного изменения, в котором нет места бытии, отдельных, сколько-нибудь устойчивых систем и процессов. В психологическом отношении за релятивизмом кроется отсутствие всякой мысли, всякой логики и даже устойчивой памяти, когда проявляется лишь «субъективизм и субъективная слепота». Диалектика определяет бытие как непрерывный, но квантованный процесс развития, в котором имеют место одновременно и законы сохранения, и тенденции непрерывного изменения, и повторяемость, и необратимость, «борьба» порядка и хаоса и т. д. В любом проявлении бытия усматриваются свои законы: для упорядоченных систем - квантовые, а для хаотических - статистические. Закон есть существенное отношение между фактами проявления бытия в структуре действительно существующих систем. Закон - это «отношений сущностей и между сущностями». Потому в современной методологии научного познания одно из направлений более конкретного развития диалектики называется общей теорией систем. В другом направлении этого развития основное внимание уделяется «борьбе» порядка и беспорядка; это направление называется синергетикой.
Для теоретического выражения диалектики выработаны специальные понятия, называемые категориями диалектики. Древнейшие из них таковы: «причина - следствие», «единое - многое», «противоположности», количество-качество», «мера», «скачок», «отрицание». «Ядром диалектики» является закон единства и «борьбы» противоположностей, определяющий источник всякого развития. Еще в философии мифического Орфея утверждалось, что в начале был единый хаос, который раздвоился на противоположности и создал космос путем борьбы и равновесия противоположностей. Единая мера связывает космос в целостную систему. Отсюда видна важность закона меры как закона взаимоотношения количественных и качественных изменений - механизм развития.
Проблемы философской антропологии
Термин «антропология» был введен в науку Аристотелем, который не отделял философскую антропологию от других, более частых и конкретных форм его. В античной философии сущность человека связывали с представлениями о душе. В работе «О душе» Аристотель анализирует свыше 10 древних концепций души: источник и причина жизни, принцип движения тела, орган мысли и чувств, гармония тела, самодвижущее число, ум человека, форма тела, особый вид первоэлементов, например, шарообразных атомов и т. д. Сам же он сущность человека усматривал в способности жить в государстве, в больших городах и определял человека как «существо политическое». Платон главным отличительным признаком человека считал способность к логическому мышлению на уровне оперирования метрологическими понятиями, т. е. понятиями, определяемыми путем измерений. А если кто не может даже считать, то его, по Платону, вряд ли можно назвать человеком.
В словаре В. И. Даля: «Человек есть высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью». В современной антропологии человек выделяется спектром потребностей и аспектами проявления сущности бытия: Потребности: Аспекты сущности: . Физиологические 1. Человек есть существо техническое. . Безопасности. 2. Мыслящее теоретически. . Принадлежности и любви. 3. Экономическое. . Потребность в уважении. 4. Политическое. . Познавательные потребности. 5. Этическое. . Эстетические потребности. 6. Эстетическое. . Потребности самоактуализации, 7. Религиозное. например, в творчестве. 8. Педагогическое, владеющее памятью социальной. . Психическое. . Биологическое, космическое, высшее животное Структура антропологии Философская антропология
А. естествознания А. техники Социальная антропология
Биологическая а. Т. антропогенеза Техническая а. Этническая а. и др.
Антропометрия Эргономика
Техническая антропология исследует технические аспекты человеческого бытия, особенно, метрологические и экологические. Антропология техники исследует влияние техники на человека, техническое творчество и техническую деятельность человека: техносфера и пр.
Заключение
Современная теоретическая философия представляет собой систему научных теорий, на вершине которой находится общая теория бытия, называемая онтологией:
Онтология
Ф. природы Ф. человека Ф. общества
Естественные науки Технические науки Общественные науки
. Значение философии, прежде всего, в том, что она скрепляет воедино все Фомы духовной культуры и позволяет развиваться системе этих форм. Она же лежит в основе социальной памяти, и в ней самой содержится память о главных стадиях развития культуры. Главные функции философии: мировоззренческая, познавательная, эвристическая, функция «вечной памяти», функция интеграции и обобщения накопленных знаний, методологическая функция. А также функции: идеологическая, образовательная и воспитательная.
Список литературы 1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1/ Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат,1989. - с. 367
. В. Г. Афанасьев. Основы философских знаний.-- М.: Изд-во ” Мысль ”, 1986. - с. 399 . Вернадский В.И. Научное мировоззрение. . М.Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. - N8. . На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990. . Предмет философии и система философского знания. Тезисы межвузовской региональной конференции. - Челябинск, 1981. - С. 39-42. . Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ Под ред. Бычко. - К.: 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|