Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление знаниями как функция и вид управленческой деятельности




Управление знаниямиэто процесс или практика создания, приобре­тения, овладения, распределения и использования знаний, где бы они ни находи­лись, который увеличивает знания и показатели труда в организациях.

Управление знаниями сосредоточено на развитии специфичных для организации знаний и навыков, которые являются результатом организационного обучения. Управление знаниями связано и с запасом, и с движением знаний. Запас — это специальные знания и знания, хранящиеся в компьютер­ных системах. Движение представляет собой способы, которыми знания пере­даются от одних работников к другим и от работников в базы данных.

Д. Тан (2000) определял управление знаниями как «процесс систематического и ак­тивного управления запасами знаний в организации и их развитие». Управле­ние знаниями подразумевает преобразование ресурсов знаний путем выявле­ния подходящей информации и ее последующего распространения таким образом, чтобы она усваивалась. Стратегии управления знаниями способству­ют обмену знаниями, связывая работников друг с другом и с информацией та­ким образом, чтобы они учились на документально подтвержденном опыте.

Знания можно хранить в базах данных, в описаниях, отчетах, библиотеках, стратегических документах и инструкциях. Они могут передаваться внутри организации посредством информационных систем или такими традиционными способами, как совещания, стажировки, курсы, «мастер-классы», письменные сообщения, видео- и аудиокассеты. Интрасеть обеспечивает дополнительное и эффективное средство для передачи знаний.

X. Скарбороу и К. Картер (2000) описывают управление знаниями как «по­пытку руководства активно создавать, передавать и использовать знания в ка­честве ресурса организации». Они считают, что эта деятельность имееттехнические, социальные и экономические компоненты:

в техническом отношении управление знаниями подразумевает центра­лизацию знаний, которые свободно распространены по организации, и си­стематизацию неписаных знаний;

в социальном отношении управление знаниями подра­зумевает коллективизацию знаний, для того чтобы отменить исключи­тельное право собственности отдельных работников или групп на свои знания;

в экономическом отношении управление знаниями отвечает потребно­сти организаций в том, чтобы повысить интенсивность создания и исполь­зования знаний.

Управление знаниями в организации можно представить в виде циклического процесса движения знания внутри организации с участием как создателей, так и пользователей информации:

Управление знаниями предполагает постоянное сокращение дефицита знаний. Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:

· приобретение знаний - использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);

· передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.

Для решения перечисленных задач формируется новая функцияуправления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.

Управление знаниямикак функция и как вид управленческой деятельности охватывает:

· практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;

· придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;

· создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Реализация функции управления знаниями предполагает несколько этапов деятельности.В литературе рассматриваются различные подходы к разделению данного процесса на этапы с разной степенью детализации [Davenport, Prusak, 2000]. В табл. 1 приводится вариант, учитывающий как имеющиеся предложения, так и реальные цели и потребности выявления и использования необходимых знаний.

Таблица 1. Этапы управления знаниями

1. Определить какие знания имеют решающее значение для успеха
2. Собрать приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации
3. Выбрать поток собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности
4. Хранить отобранные знания классифицируются и вносятся в организационную память (в человеческую, на бумаге, в электронном виде).
5. Распределить знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования
6. Применить при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении
7. Создать выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных
8. Продать на основе интеллектуального капитала - новые продукты и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия.

Источник: таблица составлена на основе этапов, приведенных в [Liebowitz, Beckman, 1998].

На этапе "Определить " необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха и в связи c этим - каков уровень компетенции работников в каждой области знаний. Создаются обучающие программы и системы обеспечения.

Переходя к этапу "Собрать ", необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. На этапе "Выбрать" рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в базе. Этап "Хранить" выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Сюда относятся знания о продукции, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и др. Профессиональный интеллект организации должен быть также частью этой памяти.

В этой связи к профессиональным знаниям следовало бы отнести:

· познавательные знания ("знаю, что"): мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования;

· прикладное мастерство ("знаю, как"): переводит "книжное обучение" в эффективное исполнение. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;

· системное понимание ("знаю, почему"): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;

· личная мотивация творчества ("хочу знать, почему") охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.

Организации, воспитывающие в своих сотрудниках стремление к знанию ("хочу знать, почему"), преуспевают перед лицом быстро текущих изменений и обновляют свои познавательные знания, прикладное мастерство и понимание систем, с тем чтобы конкурировать на рынках продуктов и услуг.

Развивая корпоративную память внутри организации, можно облегчить обмен знаниями, так как новшества, реализуемые в одном подразделении организации, становятся доступными другим отделам, если они сохраняются в памяти организации. Такая корпоративная память существует в трех разных формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде.

На этапе "Распределить" знания извлекаются из корпоративной памяти и становятся доступными для использования. В пределах же этапа "Применить" находятся и применяются необходимые знания при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении. Интегрированные системы "обеспечения деятельности" применяются во многих ведущих компаниях для существенного увеличения работоспособности и возможностей работающих со знанием. На этапе "Создать" выявляются новые знания с помощью многих средств, таких как наблюдение за клиентами, обратная связь от потребителя и ее анализ, причинный анализ, эталонное тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес-процессов и проектов по рационализации технологического процесса, исследования, экспериментирование, креативное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Последний этап - это "Продать". В его рамках на основе интеллектуального капитала создаются новые продукты и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы должны достичь определенной фазы зрелости.

Осуществляя функцию управления знаниями, важно создавать условия для получения необходимых новых знаний. Среди используемых способов можно указать на три основных [Prusak, Cohen, 1997].

Покупка знаний. В литературе называются следующие методы покупки знаний и опыта: наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; образование партнерства с другой организацией; переход какой-либо функции из другой организации для постоянного функционирования в данной структуре.

Аренда знания. Среди способов аренды знаний и мастерства можно назвать такие, как наем на работу консультантов; получение помощи от клиентов, поставщиков, потребителей, со стороны научных учреждений и профессиональных ассоциаций; привлечение других организаций на субконтрактных основах. Знания о потребителях повышают результативность отношений с ними, а знания, полученные совместно с потребителем, открывают дорогу для большего числа нововведений, продуктов и услуг более высокого качества.

Развитие знаний. Можно указать на такие способы развития знаний и мастерства, как: отправка работников на учебу на стороне; разработка и предоставление обучающих программ внутри организации; приглашение инструкторов со стороны для обучения внутри организации; распространение уже имеющихся знаний внутри организации.

Базы данных предприятия могут содержать структурированную информацию, характеризующую: 1) уникальные знания специалистов - "знания человеческого интеллекта"; 2) уникальную структурированную информацию, полученную с помощью экспертных систем - "знания искусственного интеллекта".

Под экспертной системой понимается программа, которая оперирует по заранее известному алгоритму информацией, представляющей знания эксперта в определенной предметной области, выраженная в форме, удобной для использования на компьютере, с целью выработки рекомендаций по решению задач или проблем, поставленных перед пользователем.

Многие исследователи подчеркивают, что управление знаниями – это прежде всего формирование и использование интеллектуального капитала организации [1].

Структура интеллектуального капитала

 

 

 


Такая классификация основных составляющих интеллектуального капитала использована в фундаментальном труде Т. Стюарта, одного из основоположников современной теории интеллектуального капитала.[2]

Человеческий капитал – та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал – та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал – это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли–продажи.

Потребительский или клиентский капитал – это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала – создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Именно данное представление основных составляющих интеллектуального капитала и данная терминология в дальнейшем стали весьма распространенными в научной литературе, посвященной проблемам управления знаниями. Для интегральной стоимостнойоценки величины интеллектуального капитала применяется коэффициент Тобина. Отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов) носит название коэффициента Тобина (по фамилии американского экономиста, впервые исследовавшего данное соотношение). Рыночная цена компании наиболее достоверно проявляется лишь при реальной покупке ее другой компанией. В среднем коэффициент Тобина в течение 1960-70-х годов изменялся мало, колеблясь между величинами 1 и 2. Начиная с начала 1980-х годов, наблюдается резкий рост этого коэффициента, который к началу XXI столетия достиг величины 6–7. При этом у высокотехнологичных и других наукоемких компаний его средняя величина превысила 15–20.

 

4. Основные подходы, стратегии и направления реализации концепции управления знаниями

 

В литературе обычно выделяют два подхода к управлению знаниями:

1. Стратегия систематизациизнания тщательно систематизируют и хра­нят в базах данных, куда имеет доступ каждый член организации, и все без затруднений могут пользоваться ими. Знания являются явными и си­стематизированы при помощи подхода «человек—документ». Поэтому эта стратегия ориентирована на документы. Знания получают от чело­века, который их разработал, делают независимыми от него и повторно используют в различных целях. Их хранят в электронных базах, которы­ми работники могут воспользоваться. Это позволяет многим работникам находить знания, не обращаясь к человеку, который изначально их разрабатывал. Знания здесь тщательным образом кодифицируются и заносятся в базы данных. Поэтому такой подход иногда называют «стратегией кодификации». Эта стратегия в значительной мере опирается на информационные технологии в управлении базами данных, а также на исполь­зование интрасети.

2. Стратегия персонализации — знания тесно привязаны к человеку, кото­рый их разработал, и распространяются главным образом при непо­средственном общении между людьми. Это подход «человек—человек», и он подразумевает распространение неписаных знаний. Обмен знания­ми происходит благодаря сети социальных взаимоотношений и поощ­рению личного общения между работниками и группами. При этом ис­пользуются неформальные консультации, семинары, индивидуальные занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...