Сортировки деталей на группы
Технологические схемы сборки его составных частей. Рис. Схема сборки (а) сборочной единицы (б) - натяжного ролика
На технологических схемах сборки каждый составной элемент (деталь, узел) обозначен прямоугольником, разделенным на три части. В верхней части прямоугольника указывается наименование элемента; в левой нижней части - номер, проставленный на сборочных чертежах и спецификациях, а в правой нижней части - число элементов, устанавливаемых на данной операции. Последовательность сборки изображается на схеме горизонтальной линией, проходящей от базового элемента к собранному изделию (узлу). Рис. Узел червячного колеса: 1 - ступица; 2 - венец; 3 - болт; 4 - упругая шайба; 5 - гайка Рис. Схема сборки узла Червячного колеса Рис. Составное зубчатое колесо: 1 - зубчатый венец; 2 - ступица; 3 - болт; 4 - упругая шайба; 5 - гайка
Рис. Схема сборки узла червячного колеса ПОНЯТИЕ О РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЯХ
При выполнении ремонта машин и агрегатов авиационной техники наиболее сложной и ответственной задачей является восстановление их точности. Точность сборки - степень совпадения осей, поверхностей контакта или других элементов сопрягаемых деталей с положением, установленным на чертеже или в технических требованиях.
Решению этой задачи может помочь размерный анализ, основанный на теории размерных цепей.
В настоящее время все задачи, связанные с достижением требуемой точности машин и их механизмов на всех этапах их создания, осуществляются с помощью размерных цепей.
Рис. Эскиз и детальная Размерная цепь ступенчатого Валика Размерной цепью
называют все размеры, расположенные в опре- деленной последовательности по замкнутому контуру и связывающие детали, взаимное положение которых необходимо определить. Все размеры деталей, составляющие данную размерную цепь, называют звеньями размерной цени. Звено размерной цепи, полу-. чающееся при ее построении последним, называется замыкающим. и в отличие от остальных обозначается индексом D (дельта). Рис. Эскиз с детальной Размерной цепью Сопряжения вала и втулки
Решая размерную цепь, можно, например, установить необходимую величину зазора. Если допуск на обработку вала Ddв, а на обработку отверстия Ddо, то максимальный зазор в данном соединении Dзmax = Ddоmax - Ddвmin, а минимальный зазор Dзmin = Ddоmin - Ddвmax. Допуск зазора будет равен разности Dзmax - Dзmin = (Ddоmax - Ddвmin) - (Ddоmin - Ddвmax) = Ddо - Ddв. Сборка может быть выполнена методами • полной взаимозаменяемости, • выборочным, • с применением компенсаторов и • индивидуальной пригонки. М е т о д полной взаимозаменяемости характеризуется тем; что детали собирают без предварительной подгонки.
При данном методе сборки характер посадки обеспечивается изготовлением сопрягаемых деталей с определенными допусками, причем иногда весьма жесткими.
К преимуществам данного метода относится: упрощение организации поточной сборки, возможность широкой кооперации предприятий, Рис. График упрощение изготовления и снабжения запасными Зависимости Себестоимости от Требуемой точности Детали частями и ремонта машин, находящихся в эксплуатации. К недостаткам метода относится то, что допуски составляющих звеньев размерных цепей получаются наименьшими, чем при применении остальных методов сборки.
Этот метод широко используется при массовом изготовлении машин и не всегда экономически оправдывается при ремонте.
Метод неполной (частичной) взаимозаменяемости (МНВ) заключается в том, что требуемую точность замыкающего звена размерной цепи достигают не во всех размерных цепях, а у подавляющего их большинства, когда в размерную цепь включают все звенья вновь или в ней заменяют часть звеньев без их выбора, подбора или изменения их величины.
Преимущества данного метода сборки такие же, как и у метода сборки с полной взаимозаменяемостью. Кроме того, применение метода сборки с неполной взаимозаменяемостью позволяет расширить допуски на составляющие звенья (для малоразмерных цепей на 30¼40%, для многоразмерных цепей в 2 раза и более), что снижает себестоимость изделий и упрощает их сборку. К недостаткам метода относятся дополнительные затраты на замену или подгонку деталей тех изделий, у которых значения замыкающих звеньев вышли за установленные пределы. Однако эти затраты нередко оказываются незначительными по сравнению с экономией труда и средств, получаемых в результате изготовления менее точных собираемых деталей Рис. Сравнительная схема достижения требуемой точности методами полной (а) и неполной (б) взаимозаменяемости: А1, А2 - номинальные размеры составляющих звеньев; dА1, dА2 - допуски составляющих звеньев Метод групповой (селективной) взаимозаменяемости заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена достигается путем включения в размерную цепь составляющих звеньев, принадлежащих к одной группе, на которые они предварительно рассортированы.
Рис. Схемы сортировки деталей на группы: а - для соединения с зазором при TD =Td; б - с учетом кривых распределения размеров сопрягаемых деталей; TD - допуск на размер D; Td - допуск на размер d; Smin - наименьший зазор в соединении; Smax - наибольший зазор в соединении; Sгрmin - наименьший группой зазор в соединении; Sгрmax - наибольший группой зазор в соединении Рис. Калибры для сортировки деталей на группы По размерам отверстия К преимуществам метода сборки с групповой взаимозаменяемостью относится возможность достижения высокой точности замыкающего размера при экономически целесообразных допусках составляющих размеров.
К недостаткам относится: увеличение незавершенного производства; дополнительные затраты на проверку, сортировку и маркировку деталей; повышение трудоемкости сборки; определенное усложнение процесса и средств сборки; необходимость хранения собираемых деталей по группам сборки; усложнение снабжения запасными частями. Сборку с групповой взаимозаменяемостью обычно используют в массовом и крупносерийном производстве для малозвенных (три-четыре звена) размерных цепей при сборке соединений высокой точности, когда дополнительные затраты на сортировку, маркировку, сборку и хранение деталей по группам окупаются высоким качеством собираемых изделий. Этот метод находит применение только при значительной серийности ремонта. Метод регулировки заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена достигается путем изменения величины заранее выбранного компенсирующего звена без снятия с него слоя материала. Этот метод находит широкое применение при ремонте и компенсации износов в сопряжениях машин и их механизмов.
Рис. Сборка узлов с Компенсаторами - регулировкой: а - подбором неподвижных компенсирующих проставочных шайб-компенсаторов; б - подвижных компенсаторов; 1 - запрессовываемая втулка; 2 - деталь с отверстием; AD - требуемый зазор К преимуществам метода сборки с регулированием относится возможность: назначения экономически целесообразных допусков на составляющие размеры цепи; регулирование размера замыкающего звена не только при сборке, но и в процессе эксплуатации изделий (например, для компенсации износа); обеспечения в ряде случаев автоматического регулирования точности изделий. К недостаткам данного метода относятся возможное усложнение конструкции изделий и увеличение числа деталей; повышение трудоемкости сборки из-за необходимости проведения регулирования и измерений. Метод индивидуальной пригонки заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена достигается за счет изменения величины
одного из звеньев путем снятия с него необходимого слоя материала.
Рис. Схема достижения точности Замыкающего звена методом пригонки: 1 - деталь-компенсатор; 2 - припуск на пригонку; AD - требуемый зазор; TADk - размер необходимого припуска на пригонку К преимуществам метода сборки с пригонкой относится то, что на составляющие звенья могут быть установлены экономически целесообразные допуски. К недостаткам относится высокая трудоемкость и себестоимость сборки, сложность планирования производства и снабжения запасными частями. Поэтому данный метод сборки применяют в единичном и мелкосерийном производстве, когда нельзя использовать другие методы достижения точности замыкающего звена. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Кафедра № 24 - «Авиационной техники»
Использованная литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|