Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сортировки деталей на группы

Технологические схемы сборки


его составных частей.



Рис. Схема сборки (а) сборочной единицы (б) - натяжного ролика

 

На технологических схемах сборки каждый составной элемент (деталь,

узел) обозначен прямоугольником, разделенным на три части. В верхней

части прямоугольника указывается наименование элемента; в левой

нижней части - номер, проставленный на сборочных чертежах и

спецификациях, а в правой нижней части - число элементов, устанавливаемых на данной операции.

Последовательность сборки изображается на схеме горизонтальной

линией, проходящей от базового элемента к собранному изделию (узлу).


Рис. Узел червячного колеса:

1 - ступица;

2 - венец;

3 - болт;

4 - упругая шайба;

5 - гайка


Рис. Схема сборки узла

Червячного колеса



Рис. Составное зубчатое колесо:

1 - зубчатый венец; 2 - ступица; 3 -

болт; 4 - упругая шайба; 5 - гайка

 

Рис. Схема сборки узла червячного колеса


ПОНЯТИЕ О РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЯХ

 

 

При выполнении ремонта машин и агрегатов авиационной техники

наиболее сложной и ответственной задачей является восстановление их точности.

Точность сборки - степень совпадения осей, поверхностей контакта

или других элементов сопрягаемых деталей с положением, установленным на чертеже или в технических требованиях.

 

 

Решению этой задачи может помочь размерный анализ, основанный на теории размерных цепей.

 

 

В настоящее время все задачи, связанные с достижением требуемой

точности машин и их механизмов на всех этапах их создания, осуществляются с помощью размерных цепей.


 

 

Рис. Эскиз и детальная

Размерная цепь ступенчатого

Валика


Размерной цепью

называют все размеры, расположенные в опре-

деленной

последовательности по

замкнутому контуру и связывающие детали, взаимное положение которых необходимо определить.

Все размеры деталей, составляющие данную

размерную цепь, называют звеньями размерной цени.

Звено размерной цепи, полу-.

чающееся при ее

построении последним,

называется замыкающим. и

в отличие от остальных

обозначается индексом D

(дельта).



Рис. Эскиз с детальной

Размерной цепью

Сопряжения вала и втулки

 

 

Решая размерную цепь, можно, например, установить необходимую величину зазора.

Если допуск на обработку вала Ddв, а на обработку

отверстия Ddо, то максимальный зазор в данном

соединении

Dзmax = Ddоmax - Ddвmin,

а минимальный зазор

Dзmin = Ddоmin - Ddвmax.

Допуск зазора будет равен разности

Dзmax - Dзmin = (Ddоmax - Ddвmin) - (Ddоmin - Ddвmax) = Ddо - Ddв.


Сборка может быть выполнена

методами

• полной взаимозаменяемости,

• выборочным,

• с применением компенсаторов и • индивидуальной пригонки.


М е т о д полной взаимозаменяемости

характеризуется тем; что детали собирают без предварительной подгонки.

 

 

При данном методе сборки характер посадки обеспечивается изготовлением сопрягаемых

деталей с определенными допусками, причем иногда весьма жесткими.

 

 

К преимуществам данного метода относится:

упрощение организации поточной сборки,

возможность широкой кооперации предприятий,

Рис. График упрощение изготовления и снабжения запасными


Зависимости

Себестоимости от

Требуемой точности

Детали


частями и ремонта машин, находящихся в

эксплуатации.

К недостаткам метода относится то, что допуски

составляющих звеньев размерных цепей

получаются наименьшими, чем при применении остальных методов сборки.

 

 

Этот метод широко используется при массовом изготовлении машин и не всегда экономически оправдывается при ремонте.



Метод неполной (частичной) взаимозаменяемости (МНВ) заключается в том, что требуемую точность замыкающего звена

размерной цепи достигают не во всех размерных цепях, а у подавляющего

их большинства, когда в размерную цепь включают все звенья вновь или в ней заменяют часть звеньев без их выбора, подбора или изменения их величины.

 

 

Преимущества данного метода сборки такие же, как и у метода сборки с полной взаимозаменяемостью. Кроме того, применение метода сборки с

неполной взаимозаменяемостью позволяет расширить допуски на составляющие звенья (для малоразмерных цепей на 30¼40%, для

многоразмерных цепей в 2 раза и более), что снижает себестоимость изделий и упрощает их сборку.

К недостаткам метода относятся дополнительные затраты на замену или подгонку деталей тех изделий, у которых значения замыкающих звеньев

вышли за установленные пределы. Однако эти затраты нередко

оказываются незначительными по сравнению с экономией труда и

средств, получаемых в результате изготовления менее точных

собираемых деталей


Рис. Сравнительная схема достижения требуемой точности

методами полной (а) и неполной (б) взаимозаменяемости:

А1, А2 - номинальные размеры составляющих звеньев; dА1, dА2 - допуски

составляющих звеньев


Метод групповой (селективной) взаимозаменяемости заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена достигается путем включения в размерную цепь составляющих звеньев, принадлежащих к одной группе, на которые они предварительно рассортированы.

 

 

Рис. Схемы сортировки

деталей на группы:

а - для соединения с зазором

при TD =Td; б - с учетом

кривых распределения размеров сопрягаемых

деталей; TD - допуск на размер D; Td - допуск на

размер d; Smin - наименьший

зазор в соединении; Smax -

наибольший зазор в

соединении; Sгрmin -

наименьший группой зазор в

соединении; Sгрmax -

наибольший группой зазор в

соединении


Рис. Калибры для

сортировки деталей на группы

По размерам отверстия


К преимуществам метода сборки с групповой взаимозаменяемостью

относится возможность достижения высокой точности замыкающего размера при экономически целесообразных допусках составляющих размеров.

К недостаткам относится: увеличение незавершенного производства; дополнительные затраты на проверку, сортировку и маркировку деталей; повышение трудоемкости сборки; определенное усложнение процесса и средств сборки; необходимость хранения собираемых деталей по группам сборки; усложнение снабжения запасными частями.

Сборку с групповой взаимозаменяемостью обычно используют в массовом и крупносерийном производстве для малозвенных (три-четыре звена) размерных цепей при сборке соединений высокой точности, когда дополнительные затраты на сортировку, маркировку, сборку и хранение деталей по группам окупаются высоким качеством собираемых изделий.

Этот метод находит применение только при значительной серийности ремонта.


Метод регулировки заключается в том, что требуемая точность

замыкающего звена достигается путем изменения величины заранее выбранного компенсирующего звена без снятия с него слоя материала. Этот метод находит широкое применение при ремонте и компенсации износов в сопряжениях машин и их механизмов.

 

 

Рис. Сборка узлов с

Компенсаторами -

регулировкой:

а - подбором неподвижных

компенсирующих проставочных

шайб-компенсаторов;

б - подвижных компенсаторов; 1 - запрессовываемая втулка;

2 - деталь с отверстием;

AD - требуемый зазор


К преимуществам метода сборки с регулированием относится

возможность: назначения экономически целесообразных допусков на составляющие размеры цепи; регулирование размера замыкающего звена не только при сборке, но и в процессе эксплуатации изделий (например, для компенсации износа); обеспечения в ряде случаев автоматического регулирования точности изделий.

К недостаткам данного метода относятся возможное усложнение конструкции изделий и увеличение числа деталей; повышение трудоемкости сборки из-за необходимости проведения регулирования и измерений.


Метод индивидуальной пригонки заключается в том, что требуемая

точность замыкающего звена достигается за счет изменения величины

одного из звеньев путем снятия с него необходимого слоя материала.

 

Рис. Схема достижения точности

Замыкающего звена методом

пригонки:

1 - деталь-компенсатор; 2 - припуск на пригонку;

AD - требуемый зазор;

TADk - размер необходимого припуска на

пригонку


К преимуществам метода сборки с пригонкой относится то, что на

составляющие звенья могут быть установлены экономически

целесообразные допуски.

К недостаткам относится высокая трудоемкость и себестоимость сборки, сложность планирования производства и снабжения запасными частями. Поэтому данный метод сборки применяют в единичном и мелкосерийном производстве, когда нельзя использовать другие методы достижения точности замыкающего звена.


Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Кафедра № 24 - «Авиационной техники»

 

Использованная литература:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...