Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс реализации государственной политики.

Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Методология государственной политики.

Процесс реализации государственной политики.

Виды и направления государственной политики.

Реализация государственной политики в современной России.

Методология государственной политики.

Цели, задачи и функции государства раскрываются через разработку и проведение государственной политики. Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер.

Государственная политика (формируется преимущественно государством) и общественная политика (предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества). В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, наличие этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке и подтверждает, что сегодня грань между объектами и субъектами гос. политики все менее размыта, то есть субъектами и объектами политики выступают государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане.

Содержание государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества. Процесс реализации гос.политики называется «политическим циклом» и проходит следующие этапы:

Этап Содержание этапа
1 Инициирование политики 1. Анализ ситуации 2. Выбор приоритетных общественных проблем 3. Принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере 4. Определение основных ее целей и направлений
  Разработка политики 1. Разработка целевых программ 2. Их согласование 3. Принятие официального документа о политике/программе 4. Определение источников финансирования
  Выполнение политики 1. Непосредственная реализация политики/программы 2. Мониторинг 3. Контроль
  Оценка политики 1. Оценка результатов 2. Оценка последствий

Мировой опыт выявил модели разработки государственной политики:

№№ Модель Содержание
1. «сверху - вниз» Государственные решения принимаются на высших уровнях гос.управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики
2. «снизу – вверх» Формирование госполитики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов
3. «централизованная» Политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения
4. «демократическая» При сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений

 

Ни одна из моделей в «чистом виде» не встречается. На практике для решения различных по масштабу и характеру проблем применяются различные подходы к решению проблем или стили формирования госполитики.

 

№№ Подход Содержание
1. Перспективный Планированию и реализации политики предшествует анализ тенденций и прогнозирование развития ситуации («работа на опережение»)
2. Реагирующий Конкретные действия по разработке и реализации политики начинаются после того, как проблема приобрела определенный масштаб
3. Рациональный Основан на использовании экономико-математических методов и принципа рациональности
4. Антикризисный Все усилия субъектов политики направлены на преодоление критической ситуации

Независимо от типа и модели гос.политики, от подхода к решению возникающих проблем, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям:

1. Реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве;

2. Иметь комплексный характер;

3. Рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами;

4. Быть эффективной и результативной;

5. Пользоваться доверием населения.

 

Гос. политика начинается с анализа ситуации и выявления списка проблем. Проблемапротиворечие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью государства и общества их удовлетворять. Появление или наличие какой-либо проблемы не означает, что она будет обязательно решаться органами госвласти.

Общественная ситуация приобретает статус государственной проблемы на основании следующих критериев:

1. Она должна быть поддержана общественным мнением;

2. Должна лоббироваться достаточно влиятельной группой интересов;

3. Информация о ней должна быть доступной, т.е. озвученной через СМИ;

4. Проблема должна признаваться органами публичной власти и получить «институциональную» формулировку;

5. Проблема должна быть решаема в сложившихся условиях и при имеющихся в распоряжении органов власти ресурсов.

Формирование политической повестки дня связано с выявлением приоритетных сфер, проблем и целей, которым нужны поддержка и участие государства. Сложилось несколько подходов к определению приоритетов политики:

1) политический подход – выбор зависит от расстановки политических сил, взаимоотношений между политическими партиями и обществом;

2) субъективный подход – выбор проходит исходя из разрыва между социальными потребностями и возможностями их удовлетворения (чем больше разрыв, тем вероятнее выбор);

3) объективный подход – выбор основан на количественных показателях, например, степень серьезности проблемы, ее последствия и пр. Механизмами и инструментами выбора приоритетов являются: метод аналогий, разработка сценариев, анализ предпочтений, экспертные оценки.

 

Процесс реализации государственной политики.

Госполитика есть преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов.

Реализация госполитики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. Реализация начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики необходимо предусмотреть наличие правового обеспечения. Выделяют уровни правового регулирования политики:

1. Конституция РФ, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования госполитики;

2. Федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

3. Видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

4. Подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

5. государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

6. Распоряжения органов государственного управления, судебные решения.

Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации госполитики. Контроль – проводится на ранних стадиях ее реализации с целью выявления отклонений от принятия норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним (вертикальным и горизонтальным). Выделяют виды контроля: президентский, парламентский, административный, судебный, гражданский. Разновидности контроля: проверка, исполнение, надзор. Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного руководства и пр.).

Мониторинг – процесс регулятивного сбора и анализа информации о ходе реализации политики. Мониторинг включает механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Мониторинг слагается из информационной, аналитической и оперативной подсистем. В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Собранная информация анализируется – определяются типы и характер ошибок, отклонений, их влияние на достижение целей. Выработка рекомендаций по их устранению, внесению изменений в стратегию политики, ее содержание – задачи оперативной системы. Результаты мониторинга помогают уполномоченным на то органам в принятии решений о будущем политики/программы.

Оценка реализации государственной политики применяется в целях ее совершенствования. Она представляет собойсовокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты. Оценочные исследования делят на 2 группы:

1. Научные исследования – социологические опросы, наблюдение, экспертные оценки, моделирование, проведение экспериментов и т.п.

2. Традиционные формы – парламентские слушания, отчеты руководителей, государственный аудит, разработка бюджета и др.

После проведения оценки и представления ее результатов для руководителя возможно принятие следующих решений: продолжение политики/программы; успешное завершение; модификация политики/программы; прекращение ее при неудаче.

Одним из критериев эффективности выполнения политики является координация действий всех ее участников и организаторов процесса реализации. Участниками исполнения политики могут быть:

1. Индивиды;

2. Общественные и политические организации, группы;

3. Государственные институты и структуры;

4. Политическая и финансовая элита.

Координация политики – применяемые для достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация осуществляется на всех этапах политического цикла. Координация может быть:

ü политическая – предполагает согласование политических интересов и административная – решение конкретных вопросов;

ü вертикальная – между организациями, находящимися в подчинении и горизонтальная - между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле;

Факторы эффективности политики. К ним относятся:

1. Организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления;

2. Качество разработанной политики, государственной программы или решения;

3. Точность заданий и интерпретация исполнителями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...