Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины формирования аддиктивной личности.

Й СЛАЙД.

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, все эти факторы особенно остро отражаются на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

Й СЛАЙД.

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности.

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а с предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Й СЛАЙД.

Согласно медицинской дефиниции, причиной употребления наркотиков является сам эффект воздействия некоторого стимула на сознание и самочувствие потребителя: возбуждающий, либо успокаивающий, либо порождающий в сознании яркие образы и т. п.

Общеизвестно, что подобные эффекты могут быть достигнуты и без применения химических средств, естественным путем. Они возникают как следствие достижения человеком значимого успеха «в труде и личной жизни»; как результат взаимодействия человека с природой, познанием, искусством; они сопровождают процессы творчества или возникают в ходе полноценного человеческого общения и, наконец, они могут сопутствовать хорошо организованному досугу или заслуженному отдыху. То есть живой, творческий, деятельный человек достигает состояния удовольствия и радости посредством своего труда, внутренней работы, получает это как награду за полноценность и осмысленность существования. Потребитель же специфической «химии» получает свою эйфорию «дуриком», «на халяву», как «бесплатный сыр в мышеловке». Состояние заслуженной радости, как и состояние наркотического кайфа, не могут длиться вечно, и человек-деятель вновь погружается в работу, в реальную жизнь; а потребитель химии может продолжить свой кайф, может уйти от реальности, не вставая с места, просто приняв очередную дозу.


Й СЛАЙД.

Виды аддиктивного поведения:

Й СЛАЙД.

1. Химическая зависимость:

o наркомания;

o токсикомания;

o курение;

o алкоголизм;

Й СЛАЙД.

2. Нарушения пищевого поведения:

o анорексия;

o голодание;

o булимия;

Й СЛАЙД.

3. Нехимические типы зависимостей:

o гэмблинг (тяга к азартным играм);

o компьютерная, интернет-аддикция;

o аддикция отношений или созависимость;

o сексуальная аддикция;

o шопинг (аддикция к трате денег);

o трудоголизм;

o пристрастие к громкой музыке;

o ургентные аддикции (состояние постоянной нехватки времени);

o клептомания (мелкое воровство) и т.д.;

Й СЛАЙД.

4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Й СЛАЙД.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

1. Этап первых проб.

2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.

3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.

4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.

5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Первый этап - начало формирования зависимости – происходит всегда на эмоциональном уровне. На фоне воздействия предмета или объекта зависимости (прием вещества, изменяющего психическое состояние; переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре; чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксации в сознании этой связи, возникает переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Второй этап характеризуется формированием четкой последовательности использования средств изменяющих психическое состояние. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения, которая обусловлена многими факторами: особенностью личности до возникновения зависимости; предшествующими установками; воспитанием; культурным уровнем; окружающей социальной средой; значимыми событиями в жизни; изменениями привычного стереотипа и др. Постепенно формируется ритм зависимости, связанный с жизненными затруднениями, переносимостью стрессов. По мере того, как учащается использование средств изменяющих психическое состояние, межличностные отношения постепенно отступают на второй план. В последующем провоцировать использование таких средств начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

На третьем этапе ритм использования этих средств становится обычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «составной частью личности». Эти люди становятся невосприимчивыми к критике, не поддаются разубеждению. Их умозаключения подчинены эмоциональному состоянию и направлены на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности критического отношения к себе. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.

Четвертый этап — полное формирование зависимого поведения. Происходит полное погружение в процесс зависимости, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Зависимый «разрушает» свой внутренний мир, остается только внешняя оболочка. Использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность взаимодействовать с другими людьми. На этой стадии доверие к зависимым уже потеряно, их начинают воспринимать как лиц, с которым нельзя продолжать отношения.

Пятый этап носит уже характер окончательного крушения личности. Зависимое поведение разрушает и его психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. На этом этапе использование средств изменяющих психическое состояние уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения настроения. Страдающего зависимостью в целом отличает апатия и подавленность. Прежнее «Я» разрушено, восстановить его невозможно, с такими людьми практически не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере затрудняет оказание помощи или делает ее невозможной.


Й СЛАЙД.

Причины формирования аддиктивной личности.

Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера. Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами. Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия. Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте. Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение. Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки. У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом. Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов. Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Й СЛАЙД.

Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости:

1. Неспособность принимать решения без советов других людей;

2. Готовность позволять другим принимать важные для него решения;

3. Готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;

4. Затруднения начать какое-то дело самостоятельно;

5. Готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;

6. Плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;

7. Ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;

8. Охваченность страхом быть отвергнутым;

9. Легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны.


Используемая литература:

1. Менделевич В.Д., Наркозависимость

2. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

3. Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013.

4. Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты

5. Симатова, О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной средней школы / О.Б.Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2009.

6. Симатова, О.Б. Система профилактики зависимого поведения подростков в условиях школы / О.Б.Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2010.

7. Симатова О.Б. Как воспитать поколение независимых (возможности участников образовательного процесса в профилактике зависимого поведения подростков) / О.Б.Симатова. – Чита: ЗабГГПУ, 2011.

8. Березовский А.Э. Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения - 2007.

9. Качачов В. Г. Об аддикциях и аддиктивном поведении // Мир психологии № 3, 2006.

10. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...