Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь организационной и управленческой структур




Тема 7. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

Основные вопросы по теме:

1. Система управления

2. Понятие управленческой структуры

3. Взаимосвязь организационной и управленческой структур

4. Виды управленческих структур

Понятие управленческой структуры

Одним из признаков организации является наличие организацион­ного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающих единство их действий в достижении целей.

В менеджменте введено понятие «система управления», которая представляет собой совокупность форм объединения людей, осуще­ствляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее составными элементами (структурами) в отдель­ности. Система управления содержит структуру как упорядоченный набор образующих ее элементов.

Истоками образования современных управленческих структур, не­сомненно, являются крупное общественное разделение труда, коопера­ция, специализация и внутрипроизводственное разделение труда.

Основой управленческих структур выступает потребность в эффек­тивном и экономически обоснованном управлении организациями. Причем формы собственности могут быть разными, что, естественно, обусловливает принципы и методы управления, взаимоотношения структур управления как внутри организации, так и с внешней средой. Изменения форм частной собственности, связанной с акционерной формой предприятий, возникновением концернов и конгломератов привели исследователей к выводу об управленческой революции (см. А. Берли и Г. Минса — 30-е гг.; Дж. Бернхема — 40-е гг.; Дж. Гэлбрейта — 70-е гг.). Эти теоретики делают вывод о том, что управленче­ская власть собственников капитала перешла в руки технократов и ме­неджеров.

В основе управленческих структур лежит также и количественный фактор, возможность эффективного охвата управленческой деятельно­стью определенного количества объектов. В менеджменте это называ­ют диапазоном контроля, т. е. предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять.

Исследования показывают, что есть за­кономерная взаимосвязь сложности процесса управления, обусловлен­ная сложностью управляемого объекта, количеством работников, сложностью их действий и возможностями, способностями самого ру­ководителя или управляющего органа.

Так, например, в простых видах труда один руководитель может управлять 40-50 людьми; при более сложных работах – 7-10, а на высших звеньях управления - только 4-5 подчиненными руководи­телями высшего звена управления.

Понять сущность и предназначение управленческих структур по­зволяет критерий их эффективности, действенности. На практике встречаются такие примеры, когда созданные управленческие структу­ры не только не отвечают своему предназначению, но и оказываются вредными и излишними. Особенно это проявляется в чрезмерной бю­рократизации управления, возникновении промежуточных инстанций, тормозящих процесс согласования управленческих действий и приня­тие необходимых решений. «Раздутие» управленческого аппарата ве­дет к излишним затратам на его содержание, а следовательно, сказыва­ется и на величине издержек производства и обращения.

Таким образом, в понятие «управленческой» структуры включают: ее сущность, как упорядоченный набор отдельных составляющих час­тей; истоки, связанные с разделением труда; основы, которыми высту­пают формы собственности; количественные факторы; достижения на­учно-технического прогресса; критерии эффективности управленче­ской деятельности. Важное значение в управленческой структуре име­ет человеческий фактор — наличие специалистов, имеющих профес­сиональные знания и опыт руководящей работы.

Эффективность деятельности управленческих структур в менедж­менте сводится к тому, что руководство предприятием обеспечивает:

1) взаимодействие всех функциональных подразделений организа­ции для достижения общих целей;

2) надежность управленческих коммуникаций сверху — вниз и сни­зу — вверх, а также горизонтальных производственных связей между функциональными подразделениями;

3) следование принципу единоначалия во всех звеньях управления вместе с принципом разделения ответственности и прав в рамках демократизации управления;

4) определенную стабильность и преемственность в руководстве, следование выработанному в организации ритму, правилам и приемам работы;

5) способность достаточно быстро реагировать на изменения внут­ренних и внешних условий, совершенствовать методы управленческих действий, менять свою структуру прежде, чем она станет обузой и тормозящим фактором.

Управленческие структуры являются постоянно развивающимися системами, что связано с изменениями и развитием организационных структур предприятий, учреждений, учебных заведений, государствен­ных и хозяйственных органов и организаций.

Взаимосвязь организационной и управленческой структур

Наиболее четко и явно взаимосвязь организационных и управленче­ских структур выступает в организациях, построенных по функциональ­ному принципу. Выделение из организации как целого отдельных час­тей и подразделений, выполняющих свои функции, незамедлительно требует соответствующего управления ими; или количественный рост организаций, выходящий за рамки диапазона контроля, привел к созда­нию структур управления, которые охватывали бы весь объект управле­ния целиком и каждую ее составную часть в отдельности. Иными сло­вами, если возник объект управления, то должен появиться и соответствующий ему субъект — руководитель или руководящий орган.

Процесс создания организационных структур может протекать по­следовательно или параллельно, одновременно с образованием управ­ленческих структур. При дивизиональной организационной структуре управленческая, как правило, формируется в первую очередь. Она ор­ганизует, планирует и контролирует сам ход построения фирмы.

Адаптивные управленческие структуры являются производными от базовых — функциональных и дивизиональных. Например, адаптивная управленческая структура как таковая формально не создается, а на­значенным специалистам для выполнения необходимого вида работ лишь делегируются необходимые для этого полномочия.

В зависимости от видов организации (отраслей, видов продукции или услуг, размеров, количества предприятий, суботделений и супер­отделений и др.) выстраивается и структура управления; возникают уровни управления по вертикали и координирующие центры по гори­зонтали.

Взаимосвязь здесь самая прямая и непосредственная. Каждый управленческий орган относится к конкретному объекту управле­ния — группе, бригаде, цеху, отделу, корпусу, заводу и др. Поэтому структура управления всегда совпадает с общей структурой организа­ции, которая классифицируется на функциональную, дивизиональную, продуктовую, программно-целевую, проектную, матричную и др. Со­ответственно такими же будут и управленческие структуры.

Однако при полном совпадении структур управленческая имеет особенность усложняться по вертикали, образовывать своего рода «этажи» и «надстройки», через которые, как по вертикальным кана­лам, осуществляется управленческая деятельность.

Чтобы нагляднее представить себе взаимную связь управленческих и исполнительских функций, которых на практике множество, сведем эту деятельность к нескольким функциям:

1) производства продуктов или услуг;

2) поставок и сбыта (сырья, материалов, машин, механиз­мов, технологий, готовой продукции и т. д.);

3) обеспечения финанса­ми;

4) обеспечения организации кадрами;

5) планирования, контроля, учета и отчетности (анализ хозяйственной деятельности в целом).

Все эти виды деятельности в организации взаимосвязаны между собой. Отсутствие хотя бы одного из этих звеньев или сбой в его ра­боте ведут к нарушению всего хозяйственного механизма. Например, управление производством включает управление рабочими машинами (куда в свою очередь входит управление машиной-двигателем, переда­точными устройствами, управляющими устройствами и самой рабочей частью машины). Работа, т. е. непосредственное воздействие человека на предмет и средство труда, требует организации, координации, пла­нирования и т. д. свыше, т. е. управления. И если такого управления нет, то и сама трудовая деятельность может прекратиться.

Управленческая деятельность внутри функциональных структур также нуждается в управлении со стороны высшего звена управления, ибо без согласования действий функциональных подразделений сла­женной работы не будет. Подразделения в принципе могут самостоя­тельно согласовать между собой конкретные виды и сроки работ, но на это понадобится гораздо больше времени и усилий, чем это будет сделано централизованно (до известных пределов и возможностей цен­трализации). Такие типы организационных и управленческих структур относят к жестким, или механистическим. Они малоподвижны, стабильны, система планирования и контроля строго иерархичны, а реше­ния принимаются высшим руководством.

В зависимости от внутренних целей организации и внешних воз­можностей их осуществления могут быть и иные формы взаимосвязи организационных и управленческих структур. На предприятиях, где тип управления отличается меньшей централизацией, чаще встречается более гибкая, быстро меняющаяся структура организации и управле­ния ею. Такие структуры управления называются органическими.

При всей очевидности взаимосвязи управленческих и организаци­онных структур в менеджменте выделяют необходимость исследова­ния проблем совершенствования и развития управленческих структур как самостоятельного предмета. Это связано с чрезвычайно быстро из­меняющимися задачами, которые необходимо решать на всех уровнях управления. В одних случаях требуется совершенствовать управление предприятия, в других — его развитие, а в третьих — разрушить ста­рую структуру и создавать все заново.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...