Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 9. Групповая динамика




 

1. Формальные и неформальные группы.

2. Причины вступления в неформальные организации.

3. Характеристики неформальных организаций.

4. Управление неформальными организациями.

1.

Формальная группаэто группа, которая создаётся по воле руководителя для выполнения производственного процесса.

Основная цель создания формальной группы – выполнение конкретных задач предприятия.

В организации существует 3 основных типа формальных групп:

1. Группа руководителей – состоит из руководителя и его подчиненных (администрация).

2. Группа рабочих – состоит из лиц, вместе работающих над одним заданием и имеющих руководителя.

3. Комитеты – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения одной или группы заданий.

Основная цель создания комитетов – коллективное принятие решений.

Виды комитетов:

- специализированные (временно создаются для выполнения одной задачи);

- постоянные (постоянно действующая группа, имеющая конкретную цель).

Причины создания комитетов:

- проблема требует квалифицированного (профессионального) подхода (выход на новый рынок, создание нового вида продукции);

- при популяризации непопулярных решений (при принятии непопулярных решений использование комитета может способствовать ослаблению недовольства);

- при координации работы разных подразделений.

Не следует использовать работу комитетов:

- когда четко неопределены права и обязанности членов коллектива;

- чрезмерные затраты на создание комитета;

- чрезмерная численность комитета;

- наличие единомыслия в комитете;

- иногда компромисс порождает посредственность.

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет большое значение, так как эти взаимозависимые блоки образуют организацию как систему. Организация будет эффективна, если все ее подразделения выполняют свои задания. Кроме того, все формальные группы влияют друг на друга, а также на отдельных личностей. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что представляет собой группа, чем лучше он владеет искусством управления, тем больше вероятность, что повысится производительность труда, цель будет достигнута; и все это обеспечит достижение общеорганизационной цели.

Модель создания неформальных групп и неформальной организациипредставлена на рис. 9.1.


Рис. 9.1. Модель создания неформальных групп и неформальной организации.

 

Хотторнский эффект – условия, в которых новизна или повышенное внимание к вопросу приводили, зачастую, к искаженному или неожиданному результату.



В ходе Хотторнского эксперимента было выделено понятие неформальной группы, а также организацию стали рассматривать как нечто большое, чем логическое упорядочение рабочих, которые выполняют задания, но как социальную систему, где существуют формальные и неформальные группы и взаимодействуют отдельные личности.

Неформальная группаэтогруппа, которая образовывается спонтанно, члены которой вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.

В неформальных группах присутствуют:

- лидер;

- своя иерархия;

- задачи;

- нормы;

- цели.

Различие между формальными и неформальными группами состоит в том, что формальные группы образовываются по заранее предписанному плану, а неформальные – как спонтанная реакция на неудовлетворенные личные потребности.

 

2.

Причины вступления людей в неформальные группы:

1. Принадлежность к группе (люди, чья работа не дает возможность устанавливать и поддерживать социальные контакты, зачастую чувствуют себя неудовлетворенными);

2. Общение;

3. Защита;

4. Помощь.

 

3.

Характеристики неформальной группы:

1. Социальный контроль (в любой неформальной группе установлены свои правила, законы приемлемого или неприемлемого поведения. Если член группы не выполняет эти нормы – он исключается);

2. Сопротивление к переменам (люди используют неформальные группы для обсуждения будущих или уже наступивших перемен – это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию группы);

3. Наличие неформального лидера, который выполняет две основные функции:

- помогает группе в достижении целей;

- поддерживает и укрепляет её существование.

 

4.

Для управления неформальными группами существуетмодель Хоманса:

 
 

Рис. 9.2. Модель Хоманса.

 

Данная модель показывает необходимость управления неформальными группами.

Поскольку эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействие людей, в зависимости от этого они могут приводить как к положительным результатам (повышение производительности труда), так и к отрицательным (жалобы, прогулы, текучесть кадров).

Отрицательное влияние неформальных групп:

1. нормы неформальных групп могут не соответствовать формальной организации;

2. помеха в достижении целей (формальных);

3. помехи в коммуникациях

Положительное влияние неформальных групп:преданность неформальной группе может перерасти в преданность организации.

Для достижения формальной организацией своих целей необходимо применять следующие действия:

- признать существование неформальных групп, выслушать их мнение;

- чтобы ослабить сопротивление переменам, разрешить участвовать в принятии решений;

- быстро выдавать точную информацию, чтобы предотвратить слухи и сплетни;

- использовать консультации, обучение, внушение, лояльность;

- применить перераспределение кабинетов.

Для того чтобы повысить эффективность работы группы следует учитывать влияние следующих факторов:

1. размер (оптимальный – 5-11 человек);

2. состав;

3. групповые нормы;

4. сплоченность;

5. конфликтность;

6. статус (определяется такими категориями: образование, доход, должность, опыт);

7. роли: целевые (инициатива, расстановка целей) и поддерживающие (обеспечение расстановки целей).

Методы управления неформальными группами:

- консультации (коллективное решение);

- обучение, внушение, пропаганда;

- обеспечение лояльности руководителей;

- замена руководителей среднего звена (ограничения);

- перевод сотрудников на другое место работы;

- распределение кабинетов;

- признание естественных лидеров (которыми необходимо управлять);

- обмен информацией в организации.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.