В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Методическая модель преподавания дисциплины должна быть основана на использовании в основном активных методов обучения. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Для освоения студентами учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран», получения знаний и формирования профессиональных компетенций целесообразно использовать следующие образовательные технологии: - лекции с элементами дискуссии, постановкой проблем; - дискуссии; - работа в малых группах; - презентация (подготовленная преподавателем, студентами); - выполнение эссе; - комментирование научной статьи; - подготовка обзора научной литературы по теме; - составление рецензии на статью; - комментирование ответов студентов; - творческие задания; - решение задач; - «мини-конференция» или «круглый стол»; - составление таблиц и схем; - тестирование; - ролевая игра и др. При изучении дисциплины «История государства и права зарубежных стран» рекомендуется применять следующие методы обучения: Адаптивное обучение – способ организации учебного процесса с учетом индивидуального уровня подготовки (практическое занятие 1). Входной контроль - «входной контроль» понимается как элемент педагогической системы, в ходе реализации которого устанавливается степень готовности обучающегося к последующему этапу учебной деятельности и определяются пути управления учебно-воспитательным процессом (практическое занятие 1).
Работа в электронной обучающей среде (ЭОС) Moodle – электронное обучение – это организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Активное обучение – основанное на методах, стимулирующих познавательную деятельность студентов: метод групповой дискуссии, метод морфологического анализа, метод эвристических вопросов, развернутая беседа, комментирование видеофильмов и др. (практические занятия по темам 1-19). Дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой обучаемые высказывают свое мнение по историко-правовой проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам предполагает написание студентами эссе, тезисов или реферата. Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенного историко-правового вопроса в рамках учебной программы (практические занятия по темам 1-19). Решение казусов (задач) – квалификация юридически значимых обстоятельств правоприменительной ситуации, выбор и обоснование ее решения на основе историко-правовой документов. Целесообразно использовать при проведении занятий по темам, связанных с изучением известных исторических памятников права (практические занятия по темам 1, 3, 11, 14). Метод творческих заданий, сочетающий элементы работы в малых группах, ролевой игры и решения задач, заключается в создании казусов малыми группами студентов на основе конкретного нормативного правового акта, их творческой ролевой презентации с последующим обсуждением и оценкой (практические занятия по темам 1, 3,4-7, 11, 14).
Тестировани е – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответов для выбора (практические занятия по темам 1-19). Терминологический диктант – письменный опрос по терминам конкретной учебной темы (практические занятия по темам 1-19). Целесообразно его проведение на первом занятии каждой учебной темы. Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа. Самостоятельная работа может выполняться учащимися в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных, к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя.
3. Методические рекомендации студенту Изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» требует от студента серьезного и добросовестного отношения к овладению специальными знаниями, необходимыми для становления качественно нового уровня юридического образования и практики. Сложности, с которыми сталкивается обучаемый при изучении истории государства и права зарубежных стран, объясняются большим объемом подлежащего освоению учебного материала и необходимостью тщательной самостоятельной подготовки. Эффективному освоению материала учебной дисциплины способствует внимательная проработка лекционного материала, позволяющая сформировать целостное представление относительно основных закономерностей исторического процесса развития государственно-правовых явлений в зарубежных странах. Определенные трудности связаны и с недостатком литературы, специально посвященной государственно-правовым институтам некоторых стран. Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы истории государства и права зарубежных стран. Уяснение лекционного материала контролируется опросом и тестированием, которое проводится на практических занятиях. Изучение проблем истории государства и права зарубежных стран продолжается в ходе подготовки и участия в практических занятиях.
3.1. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Особенностью данной дисциплины является необходимость освоения большого объема учебного материала. Опыт показывает, что успешное освоение содержания данной учебной дисциплины требует систематической последовательной работы на учебных занятиях, что невозможно без надлежащей к ним подготовки. Студент обязан точно знать план занятия и(или) конкретное задание к нему. Готовиться к практическому занятию следует заранее. Необходимо внимательно изучить план практического занятия, уяснить учебные вопросы, выносимые на обсуждение. Прежде всего, следует обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. Затем нужно познакомиться с учебной и научной литературой по теме, в т.ч. рекомендованной, а также с историко-правовыми документами, если это предусмотрено темой занятия. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на выносимые на занятие учебные вопросы. Завершающий этап подготовки к практическому занятию состоит в составлении развернутых планов выступлений – кратких конспектов каждого учебного вопроса. Необходимо иметь специальную тетрадь для ведения конспектов практических занятий. Кроме того, студент должен самостоятельно найти определения по терминам соответствующей темы занятия, выписать их в отдельный словарик или конспект и выучить. Знание терминологии к каждой теме будет проверяться с помощью терминологического диктанта. Студенты должны быть готовы к докладу по каждому учебному вопросу (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов других студентов (3-5 минут). Доклады по учебным вопросам делаются устно, разрешается обращаться к записям конспекта или к первоисточникам. При ответе следует избегать сплошного чтения текста, необходимо стремиться к выражению мыслей своими словами в свободной устной речи. Обсуждение докладов по учебным вопросам проводится в свободной форме, в порядке творческого развития дискуссии. Выступление студента на практическом занятии должно удовлетворять следующим основным требованиям: в нем излагается суть рассматриваемого вопроса, дается анализ исторического, нормативного материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной правовой мысли. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями, взятыми из политико-правовой практики.
Активность каждого участника практического занятия проявляется и в том, как внимательно он слушает выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. На самом практическом занятии рекомендуется вести записи. Практическое занятие по отдельным темам может быть проведено и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), презентаций, заранее подготовленных отдельными студентами инициативно или по заданию преподавателя. Форма проведения практического занятия объявляется студентам заранее. У обучаемого и после занятия могут остаться невыясненными отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них. Для этого следует обратиться на консультации к лектору или преподавателю, ведущему практические занятия, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. В случае пропуска практического занятия студент обязан подготовить его конспект и отчитаться по нему перед преподавателем в обусловленное время. Преподаватель может предложить отдельным студентам, ввиду их слабой подготовки, более глубоко освоить материал и прийти на индивидуальное собеседование. Примерный план анализа типичных учебных вопросов: 1) Общественный строй: – общая характеристика соответствующего общества, в т.ч. периодизация его истории, характер экономики, религия, выдающиеся цивилизационные достижения; – социальная структура (основные классы или страты, категории населения, их социально-правовой статус, источники рабства или иной зависимости, эксплуатируемые общественные группы и механизм их экономической эксплуатации). 2) Государственный строй: – исторический тип государства, его разновидность (например: феодальное, сеньориальная монархия); – государственный аппарат: высшие органы власти, органы центрального управления, органы местного управления (самоуправления), армия, судебная система, полиция; При характеристике любого органа необходимо выяснить: его название, время существования, функции, состав и структуру, порядок формирования, организацию работы, характер и форму принимаемых решений, взаимодействие с другими государственными органами и должностными лицами.
3) Развитие права: – стадии развития права; – источники права, их характеристика; – регулирование имущественных отношений (субъекты имущественных отношений; право собственности – формы собственности, объекты собственности, правомочия собственника; иные имущественные права – владения, держания, сервитут, эмфитевзис и т.п.; обязательства из договоров и причинения вреда; виды договоров и их характеристика, способы обеспечения исполнения обязательств и т.д.); – регулирование семейных и наследственных отношений (форма брака, брачный возраст и иные условия, брачная процедура, развод, права супругов в отношении имущества и детей и т.п.); – регулирование уголовно-правовых отношений (источники уголовного права, понятие преступления, субъект преступления, вина, соучастие, стадии преступления, рецидив, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, система преступлений и характеристика отдельных их видов, система наказаний); – судебный процесс (тип судебного процесса, его разделение на гражданский и уголовный, стадии и участники процесса, их правовой статус, виды доказательств, судебные решения и их исполнение). 4) Характеристика конкретного памятника права: – время и обстоятельства его принятия, время действия; – источники, лежащие в основе памятника права; – регулируемые отношения; – формально-юридическая характеристика документа (форма, структура, система расположения нормативного материала); – содержание источника права; – конкретно-историческое и общее значение памятника права. На предложенный план необходимо ориентироваться при подготовке учебных вопросов практического занятия.
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы 4.1. Методика промежуточной аттестации Основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»является письменный опрос в форме экзамена, критериями оценки ответа будут выступать следующие качества знаний: полнота – количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу; глубина – совокупность осознанных знаний об объекте; конкретность – умение раскрыть конкретные проявления обобщённых знаний (доказать на примерах основные положения); системность – представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных её элементов, расположенных в логической последовательности; развёрнутость – способность развернуть знания в ряд последовательных шагов; осознанность – понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний. Ответ студента по вопросу дисциплины «История государства и права зарубежных стран» оценивается по четырёхбальной системе: «Отлично» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе прослеживается чёткая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал чёткие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала. «Хорошо» ставится, если дан полный, развёрнутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ чётко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др. «Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная. «Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|