Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские школы марксизма




 

Учение К. Маркса и Ф. Энгельса, как система взглядов о революционной борьбе рабочего класса против капитализма в целях построения коммунизма, нашло в XX веке своих ревностных сторонников и продолжателей.

Исходя из формулировки Ф. Энгельса, гласящей, что миропонимание К. Маркса - это не доктрина, а метод, необходимо четко различать метод - учение самих основоположников марксизма - от его последующих интерпретаций и развития В. И. Лениным, а также маоистами, еврокоммунистами и последователями других течений общественной мысли.

Идеи К. Маркса как мыслителя принадлежат как XIX, так и XX веку, и в этом - истинная причина сегодняшних противоречий марксизма. Несомненно, определенная абсолютизация позитивистских подходов в социальном анализе, предсказание исчезновения средних классов, как впрочем и целый ряд других положений марксизма, ныне явно устарели. Однако взгляды К. Маркса на социальные законы как на законы-тенденции, на свободу как освобождение человека; на общественную науку как на критическую социальную теорию; на практику, а также на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня даже более актуальны, чем при его жизни. Именно поэтому нельзя не согласиться с французским философом-марксистом Л. Альтюсером, который еще в 70-х гг. XX в. писал, что кризисная ситуация в любой теории - предвестник качественного скачка в ее развитии.

Ленинский этап философии марксизма. Марксизм в XX веке обычно называют ленинским этапом. Данное обстоятельство подчеркивается названием "марксизм-ленинизм". Действительно, В. И. Ленин (1870-1924) постоянно говорил о своей верности марксистскому анализу исторического процесса. Вместе с тем, он, как и все его последователи, неизменно подчеркивал необходимость творческой разработки теории К. Маркса в неразрывной связи с насущными практическими задачами, которые выдвигает история перед рабочим классом и коммунистической партией. Рассматривая учение марксизма в качестве методологии познания и изменения социальной действительности, В И. Ленин и его соратники исходили из всех основных его принципов как единственно верной революционной теории трудящихся масс. Наиглавнейшим из этих принципов В И. Ленин рассматривал материалистический подход к действительности, который представляет собой: максимально полный охват событий, исключающий односторонность; изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких трудящихся масс: необходимость при изучении любых процессов вскрывать материальную основу - производственные, экономические отношения; уметь видеть за движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших общественных групп - классов; понимать и оценивать развитие общества с их позиций.

В. И. Ленин считал необходимым последовательно придерживаться диалектико-материалистического подхода к явлениям жизни. Он полагал, что конкретный анализ конкретной ситуации - коренное условие научного анализа и практической деятельности. Как и основоположники марксизма, В. И. Ленин считал, что, анализируя любой социальный процесс, необходимо ознакомиться со всеми выводами, накопленными наукой, и с оценкой этого процесса представителями различных классов. Только определив социальную природу и классовое содержание процесса, только выявив его противоречия и основные политические тенденции можно успешно двигаться вперед.

Всемерная политизация учения К. Маркса и Ф. Энгельса, свойственная В. И. Ленину и его последователям, была характерна и для теоретиков Социнтерна, еврокоммунизма, революционной демократии, маоизма и др. Эти направления не признавались как подлинно марксистские на том основании, что в большинстве своем они отрицали положение о диктатуре пролетариата, которое В. И. Ленин, и его последователи считали стержневым положением теории и практики марксизма.

В свою очередь, сами теоретики, "отлученные" ленинистами от марксизма, критиковали КПСС и мировое коммунистическое движение за приверженность догматическому марксизму и ленинским принципам.

Демократический социализм. Один из лидеров и теоретиков Социнтерна (Социалистического интернационала) - Майкл Харрингтон (1928-1989), отвергая "несоциалистический социализм", который сложился в СССР и других странах Восточной Европы, защищал основы демократического социализма, который принципиально сочетаем с демократией и демократическим контролем во всех сферах жизни. М. Харрингтон видит корни такого социализма в работах Маркса. При этом он убежден, что большое количество вновь возникающих проблем нельзя было предвидеть ни Марксу, ни даже сотням самых смелых социальных мыслителей. Ратуя за "новое" прочтение Маркса, американский мыслитель считает, что лейтмотив марксова освобождения труда как залога всеобщего освобождения, остался. Более того, такое освобождение, по мнению Харрингтона, представляется сегодня самым важным условием сохранения среды обитания человечества. Свобода для теоретиков Социнтерна - это принятие повышенной ответственности за судьбу мира.

Развитые Социнтерном идеи демократического социализма, или социализма с человеческим лицом, в последнее время все чаще берут за основу многие партии и движения, переосмысливая и адаптируя их к новым условиям. Представляет интерес, в частности, видение роли рынка как инструмента подлинной максимизации свободы выбора индивидов и сообществ в условиях социализма. Совмещение рынка с социализмом будет оправданным, считают теоретики демократического социализма, если рынок не будет рассматриваться как некий автоматический и безошибочный механизм выбора, исключающий допустимые средства его регуляции в интересах больших групп людей. Ратуя за демократический социализм, его теоретики уверены, что коллапс социалистической идеи в том виде, как это характерно для бывшего СССР и стран Восточной Европы, будет преодолен, ибо без социалистической перспективы в новом ее оформлении будущее человечества во многом проблематично.

 

Марксизм и современность

После 1991 года - распада CССР и КПСС - стало нормой считать, что в историческом, этическом и экономическом соревновании между капиталистической и социалистической системами безоговорочно победила первая. Последние два десятилетия политическая жизнь и интеллектуальные дискуссии "на обнажившейся отмели" - в восточноевропейских странах - проходили в ключе "борьбы с коммунистическим наследием" и "вхождением в клуб демократий". Как пишут многие исследователи и экономисты, не пленённые "концом истории" Фукуямы, за рамки этих дискуссий неизменно выпадали идущие параллельно с борьбой с коммунизмом процессы социальной деградации, захвата государственной собственности узким кругом лиц, увеличивающимся разрывом благосостояния между европейским востоком и западом и так далее.

Борцы с левыми идеями тщательно обходят тот факт, что то, что мы подразумеваем под прогрессом XX века, было впервые сформулировано и предложено коммунистами. Лондонская (1848 год) конференция марксистов сформулировала в манифесте Коммунистической партии задачи по реальной гуманизации общественной жизни: - всеобщее избирательное право; - обобществление собственности; - высокие прогрессивные налоги; - государственная поддержка нетрудоспособных; - единый налог на землю и ликвидация феодальных земельных отношений; - всеобщее бесплатное образование; - учреждение единого эмиссионного центра - государственного банка; - переход в руки государства средств транспорта, железных дорог, связи; - обеспечение безопасности государства вооружением рабочих; - бесплатное судопроизводство; - отделение церкви от государства; - ликвидация эксплуатации большинства меньшинством; - недопущение превращения женщины в орудие производства. Большинство этих задач сегодня обрели характер директив (законов) Европейского союза, депутатами которого являются представители всего политического спектра. А вплоть до ХХ века все они иначе, как крамольными или фантастическими, не воспринимались. Но полуторавековая политическая и экономическая борьба в нравственном плане увенчалась успехом. Задачи освобождения пролетариата стали задачами освобождения трудящихся в целом, обрели характер конституционных законов и воспринимаются как не подлежащие обсуждению аксиомы и нормы общечеловеческой морали.

Манифест Коммунистической партии остаётся в истории как документ величайшей созидательной силы. Именно он задал импульс всеобщей демократизации государственной власти, разделению её на три независимые ветви, введению пенсий и пособий для нетрудоспособных и бесплатному начальному и среднему образованию, созданию государственных банков как единых эмиссионных центров, государственному управлению стратегическими, общественно значимыми отраслями экономики, гендерному равенству, гарантиям прав национальных меньшинств, женщин и детей, ликвидации сословных привилегий на владение землей и собственностью. Выводы манифеста Коммунистической партии о возможности завоевания пролетариатом политической власти насильственными методами были обусловлены не кровожадностью коммунистов, как любят это представлять апологеты неолиберализма, а реакцией на вооружённое подавление экономической, а затем и политической борьбы масс ничтожной по численности группой, монопольно присваивавшей себе практически весь совокупный прибавочный продукт. Не вникая в чрезвычайно сложные этические вопросы использования насилия для достижения общественных целей, нельзя не подчеркнуть, что выход на политическую арену огромного социального класса, способного отстаивать свои права, не удовлетворяющегося ролью покорной, безответной и безликой массы, стал возможен только в ходе сопротивления другому насилию - насилию власти привилегированных классов над народами.

Плюрализм мнений, демократичность интеллектуальных дискуссий внутри марксизма логически вытекает из грандиозных замыслов левых философов. В рамках марксизма шли неутихающие дискуссии о том, по какому пути должно идти обобществление собственности. Основатели марксизма предупреждали о губительности национализации и конфискации средств производства. В гениальной работе Энгельса "Антидюринг", которая читается как захватывающий художественный роман, автор подвергнул саркастической критике некоего Дюринга, который полагал, что задачи обобществления собственности разрешимы простой национализацией и экспроприацией собственности. С другой стороны, марксисты призывали увидеть возможности развития рыночного хозяйства при экономически обобществленной собственности, поднимали вопрос о способности корпоративной формы управления - на основе частного акционерного капитала. И это - тоже неотъемлемая часть марксизма. Поэтому обвинения молдавских коммунистов в том, что они, "признав частную собственность", перестали быть коммунистами, могут предъявлять только слабо образованные, неподготовленные люди. Марксисты XXI века не выступают против частной собственности вообще, но против возврата к доминированию единоличной буржуазной собственности, усиления монополий, против торможения экономического обобществления и превращения капитала из личной в общественную силу.

Они выступают за превращение единоличного характера присвоения прибавочного продукта в общественный. Со времён первого коммунистического манифеста мир изменился до неузнаваемости. И, тем не менее, актуальность ключевых аспектов марксисткой теории видна ещё больше тогда, когда их пытаются игнорировать. А схематичная интерпретация марксизма не позволяет антикоммунистам обобщить и оценить изменения, порождённые воздействием марксистской теории и практики в историческом процессе.

Вместе с тем действительность свидетельствует о том, что рыночное хозяйство, капиталистический способ производства сняли лозунг о пролетариате, которому нечего терять, кроме своих цепей. История XX века - это ещё и история социализации собственности. Противоречия между трудом и капиталом в странах Запада утратили черты непримиримого антагонизма. В целом ряде стран от 30 до 70 процентов трудоспособного населения, кроме доходов от продажи своей способности к труду, обладают возможностью получать доход от своей частной, лично принадлежащей собственности в форме корпоративных ценных бумаг, долей собственности, земельных наделов и жилья. Вывод о саморазрушении капиталистического способа производства вследствие нарастающей со временем имущественной поляризации общества внутри государств теряет актуальность вместе с расширением кооперативной, долевой и акционерной форм организации собственности и значительным увеличением числа наёмных работников, обладающих правом на получение дивидендов от функционирования собственности. Пролетариям современности теперь есть что терять. Каково тогда будущее марксизма? XXI век вызвал к жизни новые противоречия, которые наиболее глубоко, последовательно и научно рассматриваются в рамках марксизма. По выражению некоторых исследователей, "внутри себя" развитые страны вполне справедливы, некоторые из них даже социалистичны, а вот для окружающего мира они выступают монополистами на право развития, ретуширующими свою роль за чрезвычайной сложностью хитросплетений социальных, культурных и экономических процессов, скрывающих былую очевидность причинно-следственных связей. Глобализация накрепко связала рост потребления какой-нибудь калифорнийской семьи с попранием права на образование ребенка в индийской деревне. Удешевление производства модных брендов - с загрязнением окружающей среды в Индонезии. Котировку твёрдых валют - с отчуждением алмазных недр Танзании. Расширение интересов транснациональных корпораций - с уничтожением производственных мощностей и массовыми увольнениями в Восточной Европе. "Борьбу за демократию" - с войнами за контроль над нефтяными ресурсами. И хотя неравномерность экономического развития различных стран и регионов сглаживается, это происходит в результате борьбы государств за пределами "золотого миллиарда" за право на экономическое развитие, а не за счёт того, что "победители" стали более гуманными. И как здесь не вспомнить Каутского, который говорил, что империализм - это не стадия, а политика, которая может и должна изменяться. Размывание классовых границ свидетельствует об исчезновении функции государства как института, обеспечивающего соблюдение интересов одного класса. Маркс оказался прав: нельзя построить социализм в отдельно взятой стране. Традиционный интернационализм коммунистов получил, таким образом, историческое подтверждение: национальная обособленность всё больше уходит в прошлое. На место ей приходит глобальная несправедливость. Глобализация мировой экономики, неизвестная ранее в истории скорость распространения информации, обращения капиталов, контактов людей вызвала к жизни еще один вопрос, лежащий в культурной плоскости: как мирно и взаимовыгодно сосуществовать в одном мире представителям разных культур и цивилизаций? Ведь конец XX века и начало XXI предоставляют собой и ещё непрекращающийся, нарастающий вал военных конфликтов, гражданских войн и социальных расколов по линии религиозного и языкового противостояния, которые, без сомнения, имеют под собой и экономические причины. И эти конфликты происходят в мире, управляемом адептами торжества неолиберализма. Провоцировать этнические и религиозные конфликты, финансово-экономические кризисы, социальные катаклизмы и войны способны лишь те, кто превращает достижение сверхприбыли в самоцель, кто ради стопроцентного дохода готов пойти на любое преступление, кто способен ввергнуть в лишения и нищету миллионы людей. Подавляющее большинство мыслителей, деятелей культуры поднимают вопрос и о нравственных основах современного мира победившего либерализма. Почему прав тот, кто богаче? Почему люди, как в фильме "Матрица", сегодня - как батарейки для экономики, основанной на безудержном потреблении низких образцов массовой культуры и не останавливающегося конвейера ненужных вещей? Неужели это и есть горизонты мира, дающего человеку возможности для реализации своего творческого начала? И, наконец, нельзя не видеть экономические депрессии последних 15 лет, которые сегодня называют системными сбоями либеральной модели. Примечательно, что "лечить" экономики развитых стран сегодня пытаются с помощью "левых" методов - национализацией банков и стимулированием роста потребления. Шутка ли сказать, правительство США инвестировало в поддержание покупательной способности и оживления экономики США к началу 2009 года более 750 миллиардов долларов. Но производство так и не получило достаточный стимул.

Нравственная неполноценность либерализма проявилась и в гневной отповеди президента США в адрес крупнейших финансовых корпораций, начисливших себе по итогам 2008 года из денег, выделенных из госбюджета США, гигантские бонусы. Или недавно министр финансов Франции с горечью заявила, что бонусы банкиров есть абсолютный стыд. Но внутри либеральной модели понятие "стыд" избыточно, поскольку нравственным является всё то, что на законных основаниях позволяет обогатиться. Что за этим? Не что иное, как глубочайший мировоззренческий кризис антимарксизма, монетарной системы и либеральной политической доктрины. Сегодня в Германии бум и ажиотажный спрос на работы Маркса. Необходимость нового его прочтения диктуется самой жизнью. Кризис конца 2008 - 2009 года высветил принципиальные изменения кризисных процессов. Это уже не кризис перепроизводства товаров, не кризис территориальный или военно-политический, это кризис доверия к основополагающим институтам рыночного хозяйства - банку, государственным ценным бумагам и законодательству.

 


Заключение

 

В итоге можно отметить, что созданное Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.

После крушения СССР и мировой системы социализма некоторые идеологи политики США и западноевропейских стран пытаются создать видимость связи между крушением социализма и "ошибочностью" марксизма. Между тем, никаких доказательств неправильности или ложности марксизма не представлено, а прямая связь между крушением СССР и социалистической системы и учения Маркса и Энгельса отсутствует.

Следует также отметить, что в экономической теории Маркса и Энгельса нет ответов на многие проблемы современности, поскольку во времена когда жили Энгельс и Маркс не было активной глобализации, общества потребления и идеи постиндустриального общества.

Однако это не снижает ценность исторических, экономических и философских их работ, которые могут быть полезным первоисточником и методологической основой для изучения проблем современной экономики.

Излечить недуги и пороки общества мечтали и мечтают бесчисленное число учёных и специалистов в области философии, экономики, юриспруденции, истории, это главная цель многих партий и общественных организаций в домарксистский период и в настоящее время.

Их общей чертой было и есть использование понятий социализм, социальная справедливость, интересы трудящихся, благо народа и т. п.

Но только марксизм сформулировал главное, основное: цель и смысл общественного развития как противодействие прогрессирующему имущественному расслоению людей.

Эти цели требуют объединения всех демократических и левых политических сил, разделяющих марксистские взгляды на проблемы собственности, предотвращения имущественного расслоения общества и демократизации общественной жизни.

И поэтому будущее - с марксизмом.

маркс капиталистический экономический философский


Словарь терминов

Материали ́ зм (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> materialis - вещественный) - философское <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F> мировоззрение <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, в соответствии с которым материя <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> (объективная реальность) является онтологически <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>первичным началом (причиной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0>, условием, ограничением) в сфере бытия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5>, а идеальное <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> (понятия, воля, сознание <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5>). Материализм признает существование единственной субстанции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> бытия - материи; все сущности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> образованы материей, а идеальные явления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)> (в том числе, сознание) - являются процессами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> и человека <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

Пролетариа ́ т (нем. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Proletariat от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> proletarius - неимущие) - социальный класс <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81> производителей прибавочного продукта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82>, не обладающий правом собственности на средства производства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0>.

Диале ́ ктика (др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)>, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философских традициях. Само слово "диалектика" происходит из древнегреческой философии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8> и стало популярным благодаря "Диалогам"Платона <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD>, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Социали ́ зм - обозначение (а) учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, свободы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0> и равенства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC>; (б) общественного строя, воплощающего эти принципы[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы[2] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC>.

Коммуни ́ зм (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> commūnis - "общий") - в марксизме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC> гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C> на средства производства <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>.[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC>

Антагони ́ зм (от др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ανταγωνισης - "противник", от др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> αγων - "спор, борьба") - соперничество, конкуренция, борьба, противостояние, противоречия.

Апологе ́ т (от греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ἀπολογία - защитительная речь) - историческое название раннехристианских писателей (Юстин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA>, Тертуллиан <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD>,Ориген <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD> и др.), которые пытались обосновать и открыто защищали христианское учение от критиков, в период II-III столетий нашей эры. Впоследствии так называли всех активных защитников и пропагандистов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0> идеологических течений, систем, теорий или учений.

Интернационали ́ зм (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> inter - "между" и natio - "народ") - идеология <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, проповедующая дружбу и сотрудничество <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> междунациями <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Существуют различные варианты интернационализма: в частности, пролетарский интернационализм <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC> в марксизме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC> обозначает солидарность пролетариев <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82> разных стран в борьбе против эксплуататоров <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)>. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.

Методоло ́ гия (от греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> μεθοδολογία - учение о способах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4>; от др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> μέθοδος из мефЬ- <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0-> + ὁδός, букв. "путь вслед за чем-либо" и др.-греч. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> λόγος - мысль, причина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81>) учение о методах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4>, методиках, способах и средствах познания.

Гносеология вопроса - область философского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F> знания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, рассматривающая вопрос <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81> сам по себе, зависимость знаний от вопросов, и вопроса от знаний.

Экспроприация (новолат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0)> expropriatio - лишение собственности, от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> ех - от и лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> proprius - собственный)

Меркантилизм (итал. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> il mercante, торговец от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> mercanti, торговать) - система доктрин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0>, выдвигавшихся авторами трактатов XV-XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> - установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. Д

Маои ́ зм [1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B>(кит. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> упр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2> 毛泽东思想, пиньинь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%8C>: Máo Zédōng Sīxi ǎng) - политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с "теорией Дэн Сяопина" и "идеей о трех представительствах" Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.

Лейтмоти ́ в (нем. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Leitmotiv - "главный, ведущий мотив"),

Коллапс (От лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> collapsus - упавший) - разрушение какой-либо структуры под влиянием системного кризиса.

Неолиберали ́ зм (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> neoliberalism) - направление политической экономии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%8F> и философии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F>, возникшее в 1930-е годы <http://ru.wikipedia.org/wiki/1930-%D0%B5> и достигшее своего расцвета в конце 1980-х <http://ru.wikipedia.org/wiki/1980-%D0%B5> -1990-е <http://ru.wikipedia.org/wiki/1990-%D0%B5>

Плюрали ́ зм (от лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> pluralis - множественный) - позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Адепт (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> adeptus - достигший) - последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания. Понятием может определяться не только отношение к учению, личности или организации, но и степень этого отношения.

 


Список литературы

1.  Блинников Л.В., "Великие философы", Москва, 1997.

2. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.

.   История философии: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 240с.

4. <http://www.revkom.com/biblioteka/marxism/trotckii/1939marks.htm>

.   <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%EA%F1%E8%E7%EC>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...