Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Особенности развития социальной психологии в Европе и Америке.




Лекция 2. История формирования социально – психологических идей

Вопрос 1. Развитие социальной психологии с древности до ХIХ века

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Философские воззрения Платона и Аристотеля. Эпоха Возрождения и социально – психологические представления Н. Макиавелли и Т. Гоббса. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века. Создание «системы позитивной морали» О. Контом. Влияние дарвинизма на становление социальной психологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).

Вопрос 2. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

События, предшествующие становлению социальной психологии как науки: развитие языкознания, накопление фактов в области антропологии, этнографии, археологии, успехи и потребности криминалистики, становление массового производства и развитие городов. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя; специфический подход В.Вундта; «Психология масс» (Г. Тард. С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. Мак-Дуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики. Формулирование ряда социально-психологических идей в русле марксистской философии и слабая представленность их в работах профессиональных психологов.

Вопрос 3. Особенности развития социальной психологии в Европе и Америке.

Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX века. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США. Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине века и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.

Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской социальной психологией. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI века. Профессиональная «идеология» западной социальной психологии и основные принципы этического кодекса: поведение и компетентность социального работника; моральная ответственность социального работника перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией, обществом; принцип гуманизма.

 

Единственная роскошь –

это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

«Общение – безусловный спутник человеческой истории и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей» (К. Маркс).

Таким образом, корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные (деньги и товар), и личностные (речь продавца с покупателем).

Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

Отрицание может быть выражено словами «Ты не прав» или «Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хоть и с негативной оценкой), неподтверждение означает «Тебя здесь нет», «Ты не существуешь».

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интеграция сообщения, поступающего от коммуникатора реципиенту.

Во – первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во – вторых, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально – психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Ориентация на собственные цели

max

•Противодействие •Сотрудничество

 

•Компромисс

 

 

•Избегание •Уступчивость

m in Ориентация на цели

min max другого

 

Типы взаимодействия:

- кооперация и конкуренция;

- согласие и конфликт;

- приспособление и оппозиция.

Таблица 1.

Теории межличностного взаимодействия

Название теории Фамилии ведущих представителей Основная идея теории
1. Теория обмена Джордж Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.
2. Символический интеракционизм. Джордж Мид Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.
3. Управление впечатлениями. Эрвин Гофман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.
4. Психоаналитическая теория. Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.

Идентификация – отождествление.

Эмпатия – сопереживание.

Аттракция – привлечение.

Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции.

Первый связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения.

Социальную перцепцию, или восприятие одним человеком другого, определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Массовая коммуникация Межличностное общение
1. Общение социальных групп.   2. Ярко выраженная социальная ориентированность общения. 3. Организованный институциональный характер общения. 4. Опосредованность общения техническими средствами передачи информации.   5. Отсутствие прямой обратной связи между коммуникатором и реципиентом в процессе общения. 6. «Коллективный» характер коммуникации.   7. «Массовый» характер реципиентов, выступающих как анонимная разрозненная аудитория. 8. Периодичность информации и повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения. 9. Фиксированность, неизменность ролей коммуникатора и реципиента. 1. Общение в основном отдельных индивидов. 2. Как социальная, так и индивидуально – личностная ориентированность общения. 3. Как организованный, так, и в большей степени, спонтанный характер общения. 4. Отсутствие непосредственности общения техническими средствами передачи информации. 5. Наличие прямой обратной связи между коммуникатором и реципиентом в процессе общения. 6. «Индивидуальный» характер коммуникатора. 7. Реципиентом выступает отдельный конкретный индивид.   8. Отсутствие периодичности информации и более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения. 9. Коммуникатор и реципиент, как правило, попеременно меняются коммуникативными ролями.

 

Составляющие активного слушания

 

       
 
 
   
Отсутствие дополнения

 

 


Структура требований активного слушания

                       
   
Активное слушание
 
 
 
       
 
 
   
Отсутствие дополнения

 

 


Ошибки слушания Ошибки речевого поведения
1. Отсутствие внимания, восприятия намеков как конкретные высказывания и дополнение их домыслами. 2. Правильное восприятие, но ложная интерпретация. 3. Ложное восприятие рационального содержания информации. 4. Ложное восприятие эмоционального содержания информации. 1. Неясные по содержанию и форме высказывания.

 

Распространение сведений по официальным каналам: доска объявлений, информационные листки, регулярные обсуждения, собрания, и в форме слухов. Информация, распространяемая по каналу слухов, встречает меньшую критическую защиту.

 

Техники:

- Проигрывание роли.

- Переориентация.

Вывод: Искусство общения предполагает:

1) безупречное владение письменной речью (обеспечивается образование);

2) хорошее владение устной речью;

3) умение правильно устанавливать оптимальное соотношение устной и письменной речи отдельно для каждой ситуации.

 

Задачи социальной психологии:

- выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований;

- «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработка специальной теории и специальной методологии исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...