Философские взгляды Аль-Фараби.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Основоположником восточного перипатетизма был аль-Фараби (870-950). Его полное имя Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Он родился в г. Фараб (Отрар). Многие годы своей жизни аль-Фараби провел в Багдаде, где получил хорошее образование и впервые познакомился с трудами античных философов. Широкая образованность и ученость снискали ему славу Второго учителя (после Аристотеля). Он оставил большое наследие, написав свыше 150 философских и научных трактатов. Круг его интересов – это философия и логика, политика и этика, медицина и анатомия, математика и акустика, астрономия и теория музыки и т. п. Наиболее известными работами аль-Фараби являются «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Слово о классификации наук», «Большая книга о музыке». Средством познания, по Фараби, служат науки: 1) наука о языке; 2) логика; 3) математика; 4) физика и метафизика; 5) политика, юриспруденция и теология. Идеалом аль-Фараби является Добродетельный Град. Известна классификация аль-Фараби «недобродетельных городов» или «противоположностей» Добродетельного Града. Он делит их на три основных вида – «невежественный город», «безнравственный город» и «заблудший город». И преобразование всего человеческого общества должно начаться именно с такой общности людей, как в Добродетельном Граде, жизнь в котором построена на принципах, обеспечивающих его жителям обретение счастья.
Становление тюркоязычной философии. На огромной территории Средней Азии и Казахстана в середине X века возникает государство Караханидов. В конце 30-х гг. XI в. государство Караханидов распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре и восточное, столицей которого стал Баласагун, а впоследствии Кашгар. Исламизация, проникновение мусульманской религии в кочевую среду привели к вытеснению рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В государстве Караханидов использовались арабский как язык религии, науки, делопроизводства и межгосударственных отношений; персидский - как язык поэзии и тюркский.
Юсуф Баласагуни родился в 1015 (1016) г. в Баласагуне в знатной тюркской семье и получил хорошее образование в крупных культурных центрах того времени - в Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Главное произведение «Кутадгу билиг» (Благодатное знание) представляет сплав поэтического и философского содержания. В ней освещены различные сферы науки и культуры, социальная среда и выражены его мировоззренческие взгляды. Баласагуни был рационалистом. Он признает примат разума в познании, активную роль субъекта в возникновении и приращении знания. Чувства обманчивы, претендовать на истину они не могут. Разум реализуется лишь через знания, науку, а знание есть результат опыта. Кожа Ахмет Яссауи родился в г. Сайраме (Исфиджабе). Точная дата его рождения неизвестна (конец ХI - начало ХII в.). По преданиям, после смерти отца молодого Ахмета берет на воспитание шейх Арыстан – баб и обучает его основным догматам ислама. Позднее он учился у шейха Йусуфа Хамадани. После смерти Йусуфа Хамадани, он возвращается в Туркестан и основывает свою суфийскую общину. По достижении возраста пророка - 63 года, он уходит в подземную келью, где и пишет свою знаменитую «Дивани хикмет» (Книга мудрости). Основная идея этого произведения – духовное постижение Абсолюта и слияние с ним. Бог не нуждается ни в каких доказательствах своего существования. Каждый человек должен стремиться «соединиться с Богом», стать богочеловеком. Одним из условий на пути приближения к Богу он считал воспитание в суфие таких качеств: человеколюбие, великодушие, мудрость, справедливость, честность, доброту. Путь познания Бога тарикат (путь суфия), подразделяется Яссауи на четыре ступени – шаригат, маарифат, тарикат и хакикат. На последней ступени хакикат человек становится истинно свободным, дух которого испытывает гармонию, красоту, величие, и достигает состояния «фана» - полнейшего слияния с божеством, растворения себя в нем.
Кожа Ахмет Яссауи является основоположником тюркского суфизма. Его учение - синтез ислама и народной веры тюрков, впитало в себя их обычаи и культы. Ислам, шариат и Коран стали, благодаря учения Яссауи, более близкими, более понятными для каждой тюркской кочевой семьи. Контрольные вопросы: 1.Какие течения арабо-мусульманской философии Вы знаете? 2.Кого называли «философом арабов»? 3.Назовите представителей суфизма. Задание СРС: 1. Взгляды Абу Хамид ал Газали. 2. Аль-Фараби - основоположник восточного перипатетизма. 3. «Дивани хикмет» (Книга мудрости) Кожа Ахмет Яссауи. Задание СРСП: Ответить на тесты 1. Арабская философия: а) Опирается на труды Аристотеля б) Не знакома с Аристотелем в) Отрицает всю греческую философию г) Не знакома с греческой философией д) Отрицает наследие Аристотеля 2. Направление философии, связанное с именем Ибн-Рушда: а) Аверроизм б) Августианство в) Патристика г) Номинализм д) Реализм 3. «Второй учитель» на Востоке после Аристотеля: а) аль-Фараби; б) аль-Газали; в) Ибн-Сина; г) Ибн-Рушда; д) Аль-Кинди; 4. Автор труда «Книга исцеления»: а) Ибн-Сина; б) аль-Фараби; в) аль-Газали; г) Ибн Рушд; д) Аль-Кинди;
ГЛОССАРИЙ
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012. 2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014. 3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: Інжу-маржан, 2013. 4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014. Дополнительная: 1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010. 2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК.2011. 3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014. 4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011. Интернет-источники: 1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz. 2.www. «filosofia» kz 3.online.prg.kz 4.www.testent.ru 5.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|