Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские взгляды Аль-Фараби.




Основоположником восточного перипатетизма был аль-Фараби (870-950). Его полное имя Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Он родился в г. Фараб (Отрар). Многие годы своей жизни аль-Фараби провел в Багдаде, где получил хорошее образование и впервые познакомился с трудами античных философов. Широкая образованность и ученость снискали ему славу Второго учителя (после Аристотеля).

Он оставил большое наследие, написав свыше 150 философских и научных трактатов. Круг его интересов – это философия и логика, политика и этика, медицина и анатомия, математика и акустика, астрономия и теория музыки и т. п. Наиболее известными работами аль-Фараби являются «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Слово о классификации наук», «Большая книга о музыке».

Средством познания, по Фараби, служат науки: 1) наука о языке; 2) логика; 3) математика; 4) физика и метафизика; 5) политика, юриспруденция и теология.

Идеалом аль-Фараби является Добродетельный Град. Известна классификация аль-Фараби «недобродетельных городов» или «противоположностей» Добродетельного Града. Он делит их на три основных вида – «невежественный город», «безнравственный город» и «заблудший город». И преобразование всего человеческого общества должно начаться именно с такой общности людей, как в Добродетельном Граде, жизнь в котором построена на принципах, обеспечивающих его жителям обретение счастья.

 

Становление тюркоязычной философии.

На огромной территории Средней Азии и Казахстана в середине X века возникает государство Караханидов.

В конце 30-х гг. XI в. государство Караханидов распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре и восточное, столицей которого стал Баласагун, а впоследствии Кашгар. Исламизация, проникновение мусульманской религии в кочевую среду привели к вытеснению рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике. В государстве Караханидов использовались арабский как язык религии, науки, делопроизводства и межгосударственных отношений; персидский - как язык поэзии и тюркский.

Юсуф Баласагуни родился в 1015 (1016) г. в Баласагуне в знатной тюркской семье и получил хорошее образование в крупных культурных центрах того времени - в Фарабе, Кашгаре, Бухаре. Главное произведение «Кутадгу билиг» (Благодатное знание) представляет сплав поэтического и философского содержания. В ней освещены различные сферы науки и культуры, социальная среда и выражены его мировоззренческие взгляды.

Баласагуни был рационалистом. Он признает примат разума в познании, активную роль субъекта в возникновении и приращении знания. Чувства обманчивы, претендовать на истину они не могут. Разум реализуется лишь через знания, науку, а знание есть результат опыта.

Кожа Ахмет Яссауи родился в г. Сайраме (Исфиджабе). Точная дата его рождения неизвестна (конец ХI - начало ХII в.). По преданиям, после смерти отца молодого Ахмета берет на воспитание шейх Арыстан – баб и обучает его основным догматам ислама. Позднее он учился у шейха Йусуфа Хамадани. После смерти Йусуфа Хамадани, он возвращается в Туркестан и основывает свою суфийскую общину. По достижении возраста пророка - 63 года, он уходит в подземную келью, где и пишет свою знаменитую «Дивани хикмет» (Книга мудрости).

Основная идея этого произведения – духовное постижение Абсолюта и слияние с ним. Бог не нуждается ни в каких доказательствах своего существования.

Каждый человек должен стремиться «соединиться с Богом», стать богочеловеком. Одним из условий на пути приближения к Богу он считал воспитание в суфие таких качеств: человеколюбие, великодушие, мудрость, справедливость, честность, доброту. Путь познания Бога тарикат (путь суфия), подразделяется Яссауи на четыре ступени – шаригат, маарифат, тарикат и хакикат. На последней ступени хакикат человек становится истинно свободным, дух которого испытывает гармонию, красоту, величие, и достигает состояния «фана» - полнейшего слияния с божеством, растворения себя в нем.

Кожа Ахмет Яссауи является основоположником тюркского суфизма. Его учение - синтез ислама и народной веры тюрков, впитало в себя их обычаи и культы. Ислам, шариат и Коран стали, благодаря учения Яссауи, более близкими, более понятными для каждой тюркской кочевой семьи.

Контрольные вопросы:

1.Какие течения арабо-мусульманской философии Вы знаете?

2.Кого называли «философом арабов»?

3.Назовите представителей суфизма.

Задание СРС:

1. Взгляды Абу Хамид ал Газали.

2. Аль-Фараби - основоположник восточного перипатетизма.

3. «Дивани хикмет» (Книга мудрости) Кожа Ахмет Яссауи.

Задание СРСП:

Ответить на тесты

1. Арабская философия:

а) Опирается на труды Аристотеля

б) Не знакома с Аристотелем

в) Отрицает всю греческую философию

г) Не знакома с греческой философией

д) Отрицает наследие Аристотеля

2. Направление философии, связанное с именем Ибн-Рушда:

а) Аверроизм

б) Августианство

в) Патристика

г) Номинализм

д) Реализм

3. «Второй учитель» на Востоке после Аристотеля:

а) аль-Фараби;

б) аль-Газали;

в) Ибн-Сина;

г) Ибн-Рушда;

д) Аль-Кинди;

4. Автор труда «Книга исцеления»:

а) Ибн-Сина;

б) аль-Фараби;

в) аль-Газали;

г) Ибн Рушд;

д) Аль-Кинди;

 

ГЛОССАРИЙ

На русском языке На казахском языке На английском языке
  Суфизм Суфизм Sufism
Суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе.
  Фальсафа Фальсафа Phalsafa
Фальсафа - термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали философию мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования.
  Сунниты Сунниттер Sunnites
Сунниты – ортодоксальные мусульмане, для которых предание Магомета (сунна) считается наравне с Кораном основой веры и исламского законодательства.
  Ислам Ислам Islam
Ислам – монотеистическая религия, признающая Аллаха как единого Бога
  Шииты Шииттер Shiites
Шииты – сторонники халифа Али, которые поле его смерти в 661г. не признали власти суннитских халифов
  Калам Қалам Pen
Калам – приспособление для писания письма

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: Інжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2.www. «filosofia» kz

3.online.prg.kz

4.www.testent.ru

5.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...