Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические установки и их виды




Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонаций до сознательного мотивированного подражания.

Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.

Память

Память – психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации.

Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики. Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке.

Функции памяти: отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств; накапливает и сохраняет полученную информацию в сознании человека; воспроизводит информацию.

В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации.

Виды памяти

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Различают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.

Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновенно воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова, является промежуточной между основными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме образа-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в кратковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепилась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, активизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запечатления образов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из сознания субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забывания полученной информации. Чтобы активизировать работу буферной памяти авторы разработали систему упражнений, направленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговременную память.

Таким образом, основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта и специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Виды памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную. Объем кратковременной памяти индивидуален, характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц. Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции (решение арифметической задачи).

Типы памяти

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный – при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти.

Память различается:

  1. по быстроте запоминания;
  2. по его прочности или длительности;
  3. по количеству или объему запоминаемого;
  4. по точности.

В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Механизмы памяти

Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тонкий и т.д.

В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основном смыслового характера: ассоциация между причиной и следствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение.

Исследованием памяти занимались многие зарубежные и отечественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти остается загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит частичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в данный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памяти и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...