Понятия и классификация исторического источника.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Сущность и формы исторического знания. Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. История - наука многоотраслевая, она включает в себя целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности. Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.
История подразделяется и по широте изучения объекта: всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов. Функции 1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах. 3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. 4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности. 5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.
Методы и источники изучения истории. Студент должен знать: методы изучения истории - сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический. Метод -в переводе с греческого те^Иодоз означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели. В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения. 1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.
2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. 3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления. 5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов. 6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени. Методология истории. Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся: 1. принцип историзма, который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой; 2. принцип объективности, который предусматривает опору исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости; 3. принцип социального подхода предполагает рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей; 4. принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки. Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого. Понятия и классификация исторического источника. Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходивших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников. Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.
Познавательным средством для всего этого многообразия исторических источников является классификация. Условно можно выделить 4 вида исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) фонические (звуковые); 4) изобразительные. Только привлечение всех видов источников позволит воссоздать объективную картину исторического развития. Наибольший интерес для историков представляют письменные источники. Их изучает вспомогательная историческая дисциплина источниковедение. Письменные источники также подлежат классификации. Согласно отечественному историку Л.Н. Пушкаре-ву, можно разделить письменные источники на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Делопроизводственные источники делятся на 4 вида: картографические, статистические, актовые, канцелярские. Повествовательные источники Пушкарев разделил также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Существуют и другие классификации исторических источников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|