Советское право в предвоенный период 1930-1941 гг.
В 30-е гг. существенные изменения происходят в механизме Советского государства. Они были неразрывно связаны с развитием как общественного устройства, так и организации государственного единства. В Конституции СССР 1936 г. было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Советское государство, как и прежде, строится на основе принципа демократического централизма. Однако все больше усиливается централизация государственного управления. Это касается не только организации государственного единства, о которой уже говорилось, но и всей структуры органов государства. Советский государственный механизм, как и прежде, строился на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. Хотя в системе государственного управления по-прежнему сохранялось сочетание отраслевого и территориального начал, следует отметить явное усиление отраслевого принципа. Шло стремительное образование все новых и новых отраслевых органов и разукрупнение прежних. В связи с этим растет численность работников государственного аппарата. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся, так же она существенно изменила структуру и статус органов власти и управления, упростив и сделав более четкими. Она отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях. Укрепилось единство системы Советов. Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено и деление наркоматов на три категории: общесоюзные, союзно-республиканские (которые раньше назывались объединенными) и республиканские. Изменениям в государственном строе соответствовало и развитие правовой системы.
Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Законодательные органы более четко отделялись от исполнительных, хотя двойственное положение Президиума Верховного Совета практически нарушало законодательную монополию Верховного Совета. Законодательство проводило идею четкого отделения суда от исполнительной власти. Однако на практике создавались административные органы, наделенные, как уже отмечалось, судебными полномочиями. Источники права. Укрепление законодательных органов, их авторитета подняло престиж и самого закона. Если раньше даже термин "закон" применялся редко, заменяясь словами "постановление", "декрет", то теперь он прочно входит в правовую терминологию. Вместе с тем появляется новый тип правового акта - Указ Президиума Верховного Совета, имеющий, как уже отмечалось, особую правовую природу. На развитии права отражается и централизаторская тенденция, возникшая еще в предыдущий период. Все большая сфера общественных отношений регулируется общесоюзным законодательством, вытесняющим республиканские законы. Республики прямо применяют общесоюзные законы либо вносят в свое законодательство изменения или дополнения, полностью повторяющие общесоюзные нормы. Конституция 1936 г. предусмотрела известную централизацию в деле кодификации. Предполагалось создание общесоюзных уголовного, гражданского, процессуальных кодексов, которые, однако, так и не были подготовлены. Наиболее крупной и, по существу, единственной кодификационной работой стало создание новых конституций. Характерной чертой законодательства данного периода явилось усиление его жесткости, порой даже жестокости. Это касалось не только таких отраслей права, как уголовное и уголовно-процессуальное, но и трудового, колхозного, семейного права.
Конституционное право. Коренные изменения в общественном строе потребовали соответствующего отражения прежде всего в конституционном законодательстве. Конституция 1936г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. Финансовое право. Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии требовали колоссальных расходов. Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств, явилась налоговая реформа 1930-1931 гг. Прежде всего, большое количество разнообразных налогов и сборов, взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислением от прибыли государственных. Конституция СССР 1936 г. провозгласила более демократичный, чем раньше, порядок формирования и деятельности государственных органов. В сфере гражданского правабольшое внимание уделялось договорным отношениямс1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана. Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами. Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Постановлением Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорный порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством. В 1938 г. вводится бездоговорный порядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т. д.
Нормы семейного правав рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины. Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях - представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание. При расторжении брака органы загс были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность - лишение свободы на срок до двух лет. Трудовое правобыло направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки. Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя. Главными задачами в сфере колхозного и земельного правабыли задачи развития и укрепления правового статуса колхозов 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов. В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах - до 1 га. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посевную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их культурный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общее собрание ее членов. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» и от 30 января 1940 г. «Об обязательной поставке шерсти государству». Эти акты устанавливали погектарную систему поставок продуктов животноводства. Ранее обязательные поставки мяса и шерсти государству исчислялись по количеству голов скота. Для уголовного правав рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений. Еще одной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мер наказания.Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.
В развитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса - гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались. Задача
Служащий завода электрооборудования узнал, что его приятели, работающие на этом заводе, решили украсть дефицитные детали со склада готовой продукции. Однако, он не сообщил об этом администрации завода, ни сотрудникам милиции, а также не предотвратил хищение государственного имущества, совершенного 31 августа 1947 г. Как необходимо рассматривать поступок Крылова по правовым нормам того времени? При решении задачи необходимо обратиться к советскому трудовому и уголовному законодательству послевоенного периода. На момент совершения хищения государственного имущества, совершённого 31 августа 1947 года, действовал КЗОТ Р.С.Ф.С.Р принятый на 4-сессии Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 9 ноября 1922 года. Так же уже вступил в законную силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. Который устанавливал уголовную ответственность за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершённом квалифицированном хищении государственного и общественного имущества. Ст.47. Трудовой договор, заключенный на срок неопределенный, а равно срочный договор до истечения его срока, может быть расторгнут по требованию нанимателя, кроме предусмотренных ст. ст. 36 и 37, лишь в следующих случаях:а) в случае полной или частичной ликвидации предприятия, учреждения или хозяйства, а равно в случае сокращения работ в них;б) вследствие приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера;в) в случае обнаружившейся непригодности нанявшегося к работе;г) в случае систематического неисполнения нанявшимся, без уважительных причин, обязанностей, возлагаемых на него договором или правилами внутреннего распорядка; д) вследствие совершения нанявшимся уголовно – наказуемого деяния, непосредственно связанного с его работой и установленного вступившим в силу приговором суда, а также в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев;Государство делает новую попытку усилить борьбу с имущественными преступлениями, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. Который устанавливал уголовную ответственность за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершённом квалифицированном хищении государственного и общественного имущества. Недонесение карается лишением свободы на срок от 2 до 3 лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет. Таким образом бездействие гражданина Крылова попадает под действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947. Таким образом гражданину Крылову по КЗОТу грозит расторжение трудового договора т.е увольнение, и по Указу Президиума Верховного Совета СССР лишение свободы на сроком от 2 до3 лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет. Список литературы
1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М., 1999. 2. Постановление ВЦИК от 9 ноября 1922 года о введении в действие кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р. Изд.. 1922 г., принятое на 4 сессии 9 ноября 1922г.3. Конституция СССР 1936 г. 4. Закон о судоустройстве 1938 г. 5. Закон СССР от 14 марта 1990 г. N 1360-I 6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. 7. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционного статуса // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1998. №1. 8. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 1996. С. 590. 9. Конституция Швейцарской конфедерации от 29 мая 1874г.: В сбор. Современные зарубежные конституции / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. С.250. 10. Гудошников Л.М., Барахта Б.П., Карымов В.Г., Неронов Р.М. Китай после «культурной революции» (Политическая система, внутриполитическое положение). М., 1979. С. 233. 11. Конституция республики Куба 1976г. Ст. 72. В сборнике Конституции социалистических государств / Под ред. Б.А. Страшуна, Б.Н. Топорнина, Г.Х. Шахназарова. Том 2. М., 1987. С. 33. 12. Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л. государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1984. С. 309. 13. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12. С. 189. 14. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения (ноябрь 1917г. – декабрь 1991г.). М.: 1994. С. 354. 15. Об указанных факторах, в частности, говорил на заседаниях Верховного Совета СССР 27 февраля 1990г. от имени рабочей группы, созданной для разработки вопроса об учреждении поста Президента СССР, народный депутат СССР, Вице-президент АН СССР В.Н. Кудрявцев. См. Заседания Верховного Совета СССР: Стенографический отчёт. Заседание 8-е. 27 февраля 1990 г. М., 1990. 16. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 1. Ст. 3. 17. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С.12. 18. Четвёртый Съезд народных депутатов РСФСР. Стенографический отчёт. Том 1. М., 1991. С.56. 19. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. С.512. 20. Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президентства (исторический аспект) Вестник МГУ. Сер.11 (право).1992. №2.С.6-7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|