Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для ответов на задания этой части (С1 — С8,) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.




Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

 

C1

Назовите любые два критерия социальной стратификации.

 

C2

Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

 

C3

Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

 

Прочитайте текст и выполните задания С4-С7.

…Набирая все новые и новые силы, цивилизация <…> неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу <…>

А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

C4

Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.

 

C5

Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?

 

C6

Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.

C7

Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

 

Последнее задание работы (С8) — задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

 

Философия «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах)
C8.1

 

 

Культурология «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)
C8.2

 

Экономика «Нажить много денег – храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах)
C8.3

 

Социология «Семья более священна, чем государство» (Пий XI)
C8.4

 

Политология «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк)
C8.5

 

 

Правоведение «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит)
C8.6

 


 

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

 

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А20  
А2   А21  
А3   А22  
А4   А23  
А5   А24  
А6   А25  
А7   А26  
А8   А27  
А9   А28  
А10   А29  
А11   А30  
А12   А31  
А13   А32  
А14   А33  
А15   А34  
А16   А35  
А17   А36  
А18   А37  
А19   А38  
 

Часть 2

 

В1 Трудовая <ИЛИ> труд
В2 Критериев истины <ИЛИ> критерий истины
В3 ААББ
В4  

Часть 3

C1

Назовите любые два критерия социальной стратификации.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть указаны такие критерии социальной стратификации, как, например: 1) доход; 2) профессия; 3) доступ к власти Возможны иные правильные позиции.  
Правильно указаны два критерия, при отсутствии неверных позиций.  
Правильно указан один критерий.  
Ответ неправильный ИЛИ при любом количестве правильно указанных критериев в ответе присутствуют неверные позиции.  
Максимальный балл  

 


C2

Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть указаны следующие позиции: в современной РФ 1) имеется значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн. др.); 2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; 3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны. Возможны иные правильные позиции.  
На трех примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.  
На двух примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.  
На одном примере показано наличие многопартийности политической системы в РФ.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 


C3

Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Ответ должен содержать следующие позиции: 1) утверждения о том, что имело место правонарушение; 2) три признака, например: · было совершено действие (старшеклассник взял диск); · действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку · были нарушены нормы права (диск был взят без разрешения владельца, то есть в данном случае нарушено право собственности); · подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции; · подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.  
Приведены правильное утверждение и три признака.  
Приведены правильное утверждение и два признака.  
Приведены правильное утверждение и один признак.  
Ответ неверный.  
Максимальный балл  

 


 

C4

Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть указаны проблемы: 1) ограниченность ресурсов; 2) возрастание разрыва между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами (проблема «Севера» и «Юга»); 3) демографическая проблема; 4) негативные последствия НТР.  
Правильно указаны две проблемы.  
Правильно указана одна проблема.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 


C5

Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должна быть 1) выписана фраза «А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти»; 2) указана суть основной экономической проблемы, например: «Ресурсы в экономике ограничены, а потребности людей безграничны».  
Правильно выписана фраза и указана суть основной экономической проблемы  
Правильно выписана фраза без указания сути основной экономической проблемы ИЛИ указана суть основной экономической проблемы, но не выписана нужная фраза текста  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 


 

C6

Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть сделаны предположения, например: 1) современная наука вооружила человека средствами для глобальной преобразовательной деятельности; 2) благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу; 3) в результате НТР значительно расширились возможности удовлетворения потребностей людей; 4) почувствовав «вкус» к тому уровню жизни, который обеспечила НТР, люди продолжают увеличивать свои запросы; 5) многие из запросов, порожденных НТР, являются чрезмерными; 6) люди не всегда задумываются над тем, какие запросы и потребности являются чрезмерными; 7) бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку. Возможны иные правильные позиции.  
Приведены три предположения.  
Приведены два предположения.  
Приведено одно предположение.  
Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

 


 

C7

Возможно ли, на ваш взгляд, преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие устойчивые факторы отставания «слаборазвитых» стран от развитых, например: 1) ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях крайней ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни; 2) малая доля участия в мировом разделении труда; 3) традиционно сложившееся, устойчивое место в мировом разделении труда; 4) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «слаборазвитых» стран. 2. Дан положительный ответ и приведены аргументы, отражающие возможности преодоления отсталости «слаборазвитых» стран, например: 1) растет участие «слаборазвитых» стран в мировом разделении труда; 2) в ряде «слаборазвитых» стран повышается эффективность сельскохозяйственного и промышленного производства; 3) предпринимаются меры по развитию системы образования и здравоохранения в ряде «слаборазвитых» стран и т.п. Могут быть приведены и иные имеющие основание аргументы  
Дан ответ и приведены два имеющих основания аргумента  
Дан ответ и приведен один имеющий основание аргумент  
Дан ответ, аргументы не приведены  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 


C8.1 – С8.6
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2) Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3) Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.  
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.  
Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.  
Максимальный балл  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...