Для ответов на задания этой части (С1 — С8,) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.
Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.
Назовите любые два критерия социальной стратификации.
Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
Прочитайте текст и выполните задания С4-С7.
…Набирая все новые и новые силы, цивилизация <…> неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу <…>
А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985
Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.
Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?
Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.
Возможно ли, на ваш взгляд, в ближайшем будущем преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
Последнее задание работы (С8) — задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
Философия
| «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах)
|
Культурология
| «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)
|
Экономика
| «Нажить много денег – храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах)
|
Социология
| «Семья более священна, чем государство» (Пий XI)
|
Политология
| «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк)
|
Правоведение
| «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит)
|
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию
Часть 1
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
|
А1
|
| А20
|
|
А2
|
| А21
|
|
А3
|
| А22
|
|
А4
|
| А23
|
|
А5
|
| А24
|
|
А6
|
| А25
|
|
А7
|
| А26
|
|
А8
|
| А27
|
|
А9
|
| А28
|
|
А10
|
| А29
|
|
А11
|
| А30
|
|
А12
|
| А31
|
|
А13
|
| А32
|
|
А14
|
| А33
|
|
А15
|
| А34
|
|
А16
|
| А35
|
|
А17
|
| А36
|
|
А18
|
| А37
|
|
А19
|
| А38
|
|
Часть 2
В1
| Трудовая <ИЛИ> труд
|
В2
| Критериев истины <ИЛИ> критерий истины
|
В3
| ААББ
|
В4
|
|
Часть 3
Назовите любые два критерия социальной стратификации.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
В ответе могут быть указаны такие критерии социальной стратификации, как, например:
1) доход;
2) профессия;
3) доступ к власти
Возможны иные правильные позиции.
|
|
Правильно указаны два критерия, при отсутствии неверных
позиций.
|
|
Правильно указан один критерий.
|
|
Ответ неправильный ИЛИ при любом количестве правильно указанных критериев в ответе присутствуют неверные позиции.
|
|
Максимальный балл
|
|
Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
В ответе могут быть указаны следующие позиции:
в современной РФ
1) имеется значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн. др.);
2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;
3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.
Возможны иные правильные позиции.
|
|
На трех примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.
|
|
На двух примерах показано наличие многопартийности политической системы в РФ.
|
|
На одном примере показано наличие многопартийности политической системы в РФ.
|
|
Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
|
|
Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Ответ должен содержать следующие позиции:
1) утверждения о том, что имело место правонарушение;
2) три признака, например:
· было совершено действие (старшеклассник взял диск);
· действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку
· были нарушены нормы права (диск был взят без разрешения владельца, то есть в данном случае нарушено право собственности);
· подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;
· подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.
|
|
Приведены правильное утверждение и три признака.
|
|
Приведены правильное утверждение и два признака.
|
|
Приведены правильное утверждение и один признак.
|
|
Ответ неверный.
|
|
Максимальный балл
|
|
Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите две проблемы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
В ответе могут быть указаны проблемы:
1) ограниченность ресурсов;
2) возрастание разрыва между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами (проблема «Севера» и «Юга»);
3) демографическая проблема;
4) негативные последствия НТР.
|
|
Правильно указаны две проблемы.
|
|
Правильно указана одна проблема.
|
|
Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
|
|
Выпишите из текста фразу, которая отражает основную экономическую проблему общества. В чем суть этой проблемы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
В ответе должна быть
1) выписана фраза «А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти»;
2) указана суть основной экономической проблемы, например: «Ресурсы в экономике ограничены, а потребности людей безграничны».
|
|
Правильно выписана фраза и указана суть основной экономической проблемы
|
|
Правильно выписана фраза без указания сути основной экономической проблемы
ИЛИ указана суть основной экономической проблемы, но не выписана нужная фраза текста
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте три предположения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Могут быть сделаны предположения, например:
1) современная наука вооружила человека средствами для глобальной преобразовательной деятельности;
2) благодаря НТР, человек в состоянии создавать сверхмощные средства, имеющие не только созидательную, но и разрушительную силу;
3) в результате НТР значительно расширились возможности удовлетворения потребностей людей;
4) почувствовав «вкус» к тому уровню жизни, который обеспечила НТР, люди продолжают увеличивать свои запросы;
5) многие из запросов, порожденных НТР, являются чрезмерными;
6) люди не всегда задумываются над тем, какие запросы и потребности являются чрезмерными;
7) бесконтрольное удовлетворение потребностей может причинять ущерб окружающей среде и самому человеку.
Возможны иные правильные позиции.
|
|
Приведены три предположения.
|
|
Приведены два предположения.
|
|
Приведено одно предположение.
|
|
Ответ неправильный.
|
|
Максимальный балл
|
|
Возможно ли, на ваш взгляд, преодоление контраста между «сверхразвитыми» и «слаборазвитыми» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
1. Дан отрицательный ответ и приведены аргументы, интерпретирующие устойчивые факторы отставания «слаборазвитых» стран от развитых, например:
1) ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях крайней ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;
2) малая доля участия в мировом разделении труда;
3) традиционно сложившееся, устойчивое место в мировом разделении труда;
4) рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «слаборазвитых» стран.
2. Дан положительный ответ и приведены аргументы, отражающие возможности преодоления отсталости «слаборазвитых» стран, например:
1) растет участие «слаборазвитых» стран в мировом разделении труда;
2) в ряде «слаборазвитых» стран повышается эффективность сельскохозяйственного и промышленного производства;
3) предпринимаются меры по развитию системы образования и здравоохранения в ряде «слаборазвитых» стран и т.п.
Могут быть приведены и иные имеющие основание аргументы
|
|
Дан ответ и приведены два имеющих основания аргумента
|
|
Дан ответ и приведен один имеющий основание аргумент
|
|
Дан ответ, аргументы не приведены
|
|
Ответ неправильный
|
|
Максимальный балл
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2) Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3) Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
|
|
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
|
|
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
|
|
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
|
|
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
|
|
Проблема не раскрыта.
ИЛИ
Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
|
|
Максимальный балл
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: