Параметры наблюдения
| Показатели, проявляющиеся в деятельности
| Критерии
| Отметка о наличии
| баллы
|
Контакт
| Проявление инициативы в общении
| Проявляет инициативу, задает вопросы, уточняет, просит о помощи
| |
|
Инициатива проявляется преимущественно в ситуациях затруднений
| |
|
Инициатива проявляется редко
| |
|
Реакция на инициативу педагога
| Адекватная, позитивная, соответствует содержанию инициативы педагога
| |
|
Проявляет адекватную, позитивную реакцию, но она быстро угасает
| |
|
Проявляет слабую и не всегда адекватную реакцию
| |
|
Адекватность использования вербальных и невербальных средств общения в определенной учебной ситуации
| Использует адекватно ситуации общения, средства информативны, точно передают содержание коммуникации, речевые средства являются ведущими
| |
|
Использует адекватно ситуации общения, но средства недостаточно информативны, не всегда точно передают содержание коммуникации, речевые средства являются ведущими
| |
|
Использует не всегда адекватно ситуации общения, нередко преобладают невербальные средства, неточно передает содержание коммуникации
| |
|
Содержательность и длительность контактов, соответствие учебным задачам
| Контакты содержательны, длительны, соответствуют учебным задачам
| |
|
Контакты недостаточно содержательны, могут не соответствовать учебным задачам, в ряде случаев касаются личных отношений, неустойчивы
| |
|
Контакты, как правило, не связаны с учебными и задачами, а если связаны, то не содержательны, касаются преимущественно внеучебных тем или личных отношений, кратковременны, недостаточная для решения учебной задачи
| |
|
Взаимодействие со сверстниками по решению учебных задач в ситуациях, организованных учителем
| Взаимодействует продуктивно и длительно, совместно выполняет учебные задачи
| |
|
Взаимодействует не достаточно продуктивно и длительно, в ряде случае конфликтно, совместно выполняет учебные задачи, но не доводит до их завершения, отвлекается от общей деятельности
| |
|
Взаимодействует преимущественно конфликтно или избегает взаимодействия
| |
|
Интересы
| Разнообразие интересов
| Интересуется учебным содержанием
| |
|
Интересуется отдельными заданиями
| |
|
Интересы ситуативные
| |
|
Устойчивость интересов
| Устойчивы на протяжении урока
| |
|
Устойчивы в конкретной ситуации урока
| |
|
Устойчивы только в ситуации новизны
| |
|
Направленность интересов
| сочетаются учебно-познавательные и социально- личностные интересы
| |
|
| Преобладают учебно-познавательные или социально- личностные интересы
| |
|
Преобладают утилитарные интересы
| |
|
Осознанность интересов
| Осознанны, развернуто характеризуются в речи
| |
|
Осознанны, кратко характеризуются в речи
| |
|
Осознание нечеткое, отражаются в речи неконкретно
| |
|
Влияние интересов на деятельность
| Оказывают позитивное влияние
| |
|
Оказывают позитивное влияние, но в ряде случаев отвлекают от учебной задачи
| |
|
отвлекают от учебной задачи
| |
|
Аффективный компонент продуктивности
| Соотношение положительных и отрицательных аффективных переживаний в познавательной деятельности
| Преобладают положительные переживания
|
|
|
негативные переживания проявляются часто
|
|
|
амбивалентность эмоций или преобладают отрицательные эмоции
|
|
|
Устойчивость аффективных переживаний в познавательной деятельности
| Положительные переживания устойчивы, а отрицательные достаточно легко преодолеваются
|
|
|
Положительные и отрицательные переживания неустойчивы
|
|
|
Отрицательные переживания с трудом преодолеваются, длительны
|
|
|
Сила аффективных переживаний в познавательной деятельности
| Сила переживаний соответствует силе раздражителя
|
|
|
Сила переживаний не всегда соответствует силе раздражителя
|
|
|
Эмоции проявляются бурно, характерны протестные реакции
|
|
|
Оречевление аффективных переживаний в познавательной деятельности
| Речь является средством эмоциональной саморегуляции, обращена к себе, может включать вопросы ко взрослому по поводу организации деятельности, оценки правильности поступков
|
|
|
Речь преимущественно является средством психологической защиты: в речи ребенок пытается оправдать свои действия
|
|
|
Речь выражает спонтанные эмоции
|
|
|
Продуктивность эмоций
| Существенно повышают продуктивность деятельности
|
|
|
Несколько повышают продуктивность, но не существенно
|
|
|
Не повышают или снижают продуктивность деятельности
|
|
|
Самооценка
| Устойчивость
| достаточно устойчива
|
|
|
часто меняется в зависимости от обстоятельств
|
|
|
зависит от обстоятельств
|
|
|
Соотношение самооценки и возможностей
| адекватное, соответствует возможностям
|
|
|
адекватное, но не во всех видах деятельности и учебных ситуациях
|
|
|
неадекватное
|
|
|
Дифференцированость
| дифференцированная, ребенок по-разному оценивает себя в разных видах деятельности
|
|
|
не все виды деятельности удается оценить правильно
|
|
|
дифференцированная самооценка проявляется редко
|
|
|
Позитивность
| позитивная в разных видах деятельности
|
|
|
Преимущественно позитивная
|
|
|
Преимущественно негативная
|
|
|
| Реакция на замечания взрослого
| Адекватная, улучшает результаты деятельности
|
|
|
Адекватная, старается улучшить результаты деятельности, но усилия кратковременные
|
|
|
Неадекватная: негодует, не соглашается, протестует и т.п.
|
|
|
Самоконтроль
| Сфера проявления самоконтроля
| повсеместно
|
|
|
в привлекательных видах деятельности
|
|
|
проявляется очень редко
|
|
|
Роль взрослого в проявлениях самоконтроля
| проявляет самостоятельно
|
|
|
проявляет при напоминании взрослого
|
|
|
проявляет в присутствии взрослого
|
|
|
Понимание необходимости самоконтроля
| понимает и развернуто объясняет, делая акцент на качестве действий и их результата
|
|
|
понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других людей
|
|
|
понимает необходимость, но не объясняет
|
|
|
Приемы самоконтроля
| использует разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности
|
|
|
использует несколько приемов как универсальные для любых ситуаций
|
|
|
использует приемы очень редко, малоэффективные
|
|
|
Вид самоконтроля
| преобладает самоконтроль каждой отдельной операции: есть элементы предвосхищающего самоконтроля (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельности
|
|
|
преобладает пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность, даже замечая отдельныT ошибки
|
|
|
самоконтроль наблюдается только по готовому результату, не учитывает опыт и не корректирует деятельность, не замечая ошибки
|
|
|
Целеполаганиеи планирование деятельности – составление программы действий
| Постановка цели
| ставить цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности
|
|
|
цели ставит в некоторых видах деятельности, учебных заданий
|
|
|
цели ставит под руководством взрослого
|
|
|
Составление программы действий
| Составляет сам, учитывает задачи и условия деятельности
|
|
|
Составляет сам, не все условия учитывает
|
|
|
Составляет с помощью взрослого
|
|
|
Содержание целей
| разнообразны, связаны не только с утилитарными, но и общественными нуждами
|
|
|
цели касаются, в основном, интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд
|
|
|
цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка, утилитарны
|
|
|
Отдаленность целей
| цели перспективные, касаются выполнения целостной учебной ситуации
|
|
|
цели связаны с близкой перспективой, отдельным компонентом учебной ситуации
|
|
|
цели связаны с несущественными компонентами учебной ситуации, ситуативно связаны учебной задачей
|
|
|
Вербализация целей
| развернуто отражает цели в речи
|
|
|
кратко отражает цели в речи
|
|
|
цели называет при вспомогательных вопросах
|
|
|
Выполнение требований, правил
| Удержание цели
| удерживает без помощи взрослого и в его отсутствии
|
|
|
удерживает только в присутствии взрослого
|
|
|
удерживается только с помощью взрослого
|
|
|
Соотношение результата и образца
| соответствует
|
|
|
в основном соответствует, исключая некоторые детали
|
|
|
соответствует только в самых общих чертах
|
|
|
Ориентация на способ действия, обозначенный взрослым («как надо делать»)
| учитывает и успешно старается следовать
|
|
|
старается следовать, но не всегда успешно
|
|
|
ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать)
|
|
|
Ориентация на достижение результата
| действует результативно, преодолевая помехи
|
|
|
стремится к результату, но отвлекается, нуждается в напоминании взрослого
|
|
|
достигает результата только с помощью взрослого
|
|
|
Ориентация на условия деятельности
| учитывает условия деятельности
|
|
|
понимает условия деятельности, но часто не выполняет, нуждается в напоминании взрослого
|
|
|
понимает условия деятельности, но учитывает с помощью взрослого
|
|
|
| | | | | |
Таблица 1.