Описать объект исследования на основе принципов системного подхода.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ По учебной дисциплине «Теория информационных процессов и систем» Специальность 230201
Санкт-Петербург Содержание Требования к оформлению контрольной работы………….…………………..… 3 Содержание дисциплины.………………………………………………………… 3 Задание №1………………………………………………………………………… 4 Задание №2………………………………………………………………………… 6 Задание №3………………………………………………………………………… 6 Литература..………………………………………………………………………… 11 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Законченная работа должна состоять из титульного листа, задания расчетов с выводами. На титульном листе работы указать номер варианта, выбранной в соответствии с номером зачетной книжки, номер группы, фамилию, имя отчество студента. Условие задания переписывается и приводится только при необходимости расчетная формула, пример расчета и обязательно анализ полученных результатов СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Основные задачи теории информационных систем (ИС). Краткая историческая справка. Предмет изучения дисциплины; ее связь с другими дисциплинами учебного плана. Система, элемент, подсистема; структура и связь; иерархия; состояние, поведение; внешняя среда, открытые и закрытые системы; модель и цель системы; управление; информационные динамические системы и системы управления. Раздел 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Классификация ИС: по виду формализованного аппарата представления (детерминированные, стохастические); по сложности структуры и поведения; по степени организованности («хорошо» и «плохо» организованные, самоорганизующиеся).
Раздел 3. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ СВОЙСТВА. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Целостность и интегративность. Коммуниктивность. Иерархичность. Эквифинальность (предельные возможности). Закономерности целеобразования и осуществимости ИС. Системный подход и системные исследования. Системный анализ. Основы теории эффективности. Оценка эффективности систем и процессов. Раздел 4. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИНФОРМАЦИИ. Количественное определение информации. Энтропия и информационные характеристики источника сообщений. Количество и скорость передачи информации: по дискретному и по непрерывному каналам. Пропускная способность. Раздел 5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Основные типы иерархии. Стратифицированное описание. Многослойные ИС. Декомпозиция и агрегация. Координация. Раздел 6. УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Характеристики уровней представления ИС: лингвистический, теоретико-множественный, абстрактно-алгебраический, динамический, логико-математический. Кибернетический подход к описанию ИС. Процесс управления как информационный процесс. Этапы управления. Вербальная, концептуальная модель. Раздел 7. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ. Характеристика информационных процессов в системах управления. Анализ информационных процессов с позиций кибернетики. Основы формализации информационных процессов. Управление информационным процессом. Раздел 8. ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Система, как отношение на множествах. Временные и алгебраические системы. Раздел 9. ДИНАМИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Модели ИС «вход-выход» и «вход-состояние-выход». Детерминированные ИС без последействия и с последействием. Стохастические системы.
Раздел 10. АГРЕГАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Понятие агрегата. Операторы выходов и переходов агрегата. Агрегат как случайный информационный процесс. Кусочно-непрерывные и кусочно-линейные агрегаты. Раздел 11. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Основные понятия теории принятия решений. Классификация задач принятия решений. Принятие решений в условиях определенности и неопределенности. Концептуальные основы векторной оптимизации при принятии решений. Раздел 12. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ. Сущность технологии управления. Основные направления применения информационных технологий. Концепция новых информационных технологий. Основные типы интеллектуальных систем управления. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ Задание № 1. Описать объект исследования на основе принципов системного подхода. Понятие подхода, в отличие от понятия метода, является более обобщенным, а, следовательно, и менее конкретным. Метод - определяет способы, приемы для решения определенного класса задач с использованием определенных моделей. Подход же, как правило, включает в себя лишь общие принципы и рекомендации, не доводя их до определенных действий. То есть, когда речь идет о подходе, то в этом случае исследователь лишь информируется о тех правилах, придерживаясь которых он может выбирать наиболее приемлемые для него методы достижения цели. Что же такое принцип? Ведь первый вопрос – "принципы системного подхода". ПРИНЦИП – основное руководящее правило. Таким образом, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – совокупность общих принципов и рекомендаций, определяющих научную и практическую деятельность исследователя при анализе и синтезе систем военного назначения. Существо системного подхода выражается в двух аспектах: во-первых, в понимании объекта исследования как системы (Система – совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая интегративными свойствами; способ отображения реальных объектов); во-вторых, в понимании процесса исследования как системного по своей логике и применяемым средствам. В первом аспекте системный подход конкретизирует исходные принципы диалектики, требующие рассматривать любой объект как единое развивающееся целое, состоящее из взаимосвязанных частей и взаимодействующее с другими объектами.
При этом рекомендуется пользоваться следующими положениями. 1. Система реализует процесс. 2. Выделение существенных свойств системы зависит от целей исследования. 3. Сложная система имеет, как правило, многоуровневую структуру. 4. Каждый элемент системы подвергается некоторым количественным и качественным изменениям, т.е. находится в развитии. 5. Межэлементные связи являются наиболее важными системообразующими связями, благодаря которым объект приобретает эмерджентные свойства и свойство целостности.
Во втором аспекте системный подход воплощает в жизнь требования диалектики по объективному, всестороннему и конкретному исследованию объектов, когда сочетаются методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, идет постепенное и целенаправленное углубление в сущность рассматриваемых объектов, совершается восхождение от конкретного к абстрактному и далее – к целостному знанию. Принципы системного подхода вытекают из особенностей представления исследуемых объектов как систем. Они не выдуманы кем-то в один прекрасный миг, а выработаны на основе познания объективных законов и являются обобщением многолетнего опыта исследователей в различных сферах их деятельности. Первый и второй аспекты системного подхода выражаются в следующих основных принципах. Принцип цели. Это основополагающий принцип системного подхода, который ориентирует исследователя на первоочередность анализа (синтеза) целей объекта, которые должны достигаться при его функционировании. В зависимости от того какое существенное свойство объекта исследования (ЛВС) вы выделяете при исследовании, например Безопасность, Производительность, Устойчивость (надежность, живучесть, защищенность), мобильность, готовность. Принцип двойственности. Исследуемый объект должен рассматриваться и как система и как подсистема системы более высокого уровня иерархии (суперсистемы).
Принцип целостности. Любой объект должен рассматриваться не как простой набор элементов, а как нечто целое, единое. Для чего необходимо выделить систему из среды. Принцип сложности. Данный принцип указывает на необходимость исследования объекта как сложной совокупности различных элементов, находящихся в многообразных связях между собой и элементами окружающей среды. Принцип всесторонности. Требует от исследователя учитывать все системообразующие связи в объекте и факторы, влияющие на его функционирование. Принцип множественности. Ориентирует исследователя на то, что для полного описания объекта необходимо множество моделей (например, по количеству существенных свойств). Принцип динамизма. Указывает на то, что объекты необходимо исследовать с учетом динамики их развития. Показать как система изменяется во времени. Принцип историзма. Обязывает проводить исследование прошлого объекта, т.к. анализ объекта в прошлом. Принцип сходства. Рекомендует осуществлять поиск аналогов и прообразов данного объекта. Отчет по заданию № 1. Описать объект исследования (например ЛВС) с точки зрения принципов системного подхода. Представить результаты исследований в виде текста и рисунков для защиты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|