Краткое описание дисциплины
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рекомендована Методическим Советом Высшей школы экономики и менеджмента
для направлений подготовки и специальностей:
Код ООП
| Направление/ специальность
| Профиль/программа магистратуры/специализация
| Код дисциплины по учебному плану
|
080200.68-13-2011
| Менеджмент
| Международный менеджмент
| 2.5
|
МОДУЛЬ М. 2.1. Менеджмент и экономика
Екатеринбург 2011
Рабочая программа составлена авторами:
№ п/п
| ФИО
| Ученая степень, ученое звание
| Должность
| Кафедра
| Подпись
|
| Ружанская Л.С.
| к.э.н., доцент
| зав. кафедрой
| Теории и практики менеджмента
|
|
| Пискунова Л.П.
| к.ф.н., доцент
| доцент
| Теории и практики менеджмента
|
|
| Якимова Е.А.
|
| ассистент
| Теории и практики менеджмента
|
|
Программа модуля одобрена на заседании кафедр:
№ п/п
| Наименование кафедры
| Дата
| ФИО заведующего кафедрой
| Подпись
|
| Теории и практики менеджмента
| 26.10.2011
| Ружанская Л.С.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* При количестве выпускающих кафедр более 6 достаточно одобрения методических советов институтов, включающих выпускающие кафедры
Согласовано:
Начальник отдела проектирования
образовательных программ Ю.В. Коновалова
Начальник отдела ресурсного обеспечения
образовательных программ ЦОТ Н.Н. Торопова
Председатель методического совета
Высшей школы экономики и менеджмента Е.С. Авраменко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа модуля составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования
Код направления/ специальности
| Название направления/ специальности
| Реквизиты приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и вводе в действие ФГОС ВПО
|
Дата
| Номер приказа
|
| Менеджмент
| «18» ноября 2009
|
|
Цели дисциплины
Р 1. Управлять организациями, группами, используя современные методы управления для реализации программ развития организации.
Р 2. Анализировать результаты деятельности предприятия с целью оценки их эффективности и разработки. мероприятий по совершенствованию форм организации управления компаний в сфере международного бизнеса.
Р 6. Организовать работу группы людей с обеспечением их необходимыми ресурсами.
Знать
З 1.1 Ф* Знание альтернатив стратегий развития, современных теории и концепций поведения на различных уровнях организации;
З 2.2 Знание технологий разработки проектных решений в профессиональной деятельности организаций;
З 6.3 Знание основ групповой психологии, структуры команды, методов создания и поддержания эффективности команды.
современные концепции и теории организации и поведения на различных уровнях организации;
преимущества и недостатки различных форм организации деятельности сотрудников, организационных структур и механизмов организации командной работы;
модели жизненного цикла организации
Уметь
У 1.1 Ф* Управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
У 1.2 Применять современные технологии управления организацией;
У 2.1 Ф* Формировать оптимальные варианты управленческих решений и обосновать перспективные предложения по их совершенствованию;
У 6.1 Организовывать эффективное взаимодействие в коллективе для решения экономических, социальных и управленческих задач.
определять стадию жизненного цикла организации и специфику управления организационным поведением;
организовывать работу групп и команд;
использовать различные типы влияния стили руководства.
Владеть
В 1.1 Навыками формирования управленческих решений с целью развития организации;
В 2.1 Ф* Методикой построения организационно-управленческих моделей;
В 6.1 Навыками составления проектов нормативной и методической документации в сфере профессиональной деятельности.
методикой построения организационно-управленческих моделей управления;
навыками эффективного руководства и лидерства.
Место дисциплины в структуре модуля и основной образовательной программы
[междисциплинарные связи внутри модуля, перечень компетенций, в формировании которых участвует дисциплина]
Дисциплина «Теория организации и организационное поведение» относится к профессиональному циклу.
Изучение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных при изучении дисциплин общенаучного цикла (М.1) и профессионального цикла (М.2) в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент».
Процесс изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
- способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
- способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
- способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);
профессиональные компетенции:
- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);
- способностью разрабатывать корпоративную стратегию (ПК-2);
- способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4).
1.3. Трудоемкость освоения дисциплины [таблицы формируются отдельно по каждой форме обучения]
Виды учебной работы, формы контроля
| Всего, час.
| Учебные семестры
|
N1
| N2
| N3
|
Аудиторные занятия, час.
|
|
| | |
Лекции, час.
|
|
|
|
|
Практические занятия,час.
|
|
|
|
|
Лабораторные работы,час.
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов, час.
|
|
| | |
Вид промежуточного контроля
| зачет
| зачет
|
|
|
Общая трудоемкость по учебному плану, час.
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.
| 2,0
| 2,0
|
|
|
Краткое описание дисциплины
Дисциплина «Организационное поведение» (ОП) раскрывает теоретические основы поведения человека в социальных организованных системах различных типов и классов, сущность, принципы, законы и способы организации жизнедеятельности и поведения человека в обществе, а также особенности осуществления различных видов организационной деятельности, включая управленческую.
В программе подготовки менеджеров учебный курс «Организационное поведение» занимает одно из основных мест, т.к. понимание принципов и закономерностей организации жизнедеятельности и поведения человека в различных социальных образованиях является неотъемлемой частью системы знаний специалиста в области управления.
Организационное поведение – научная дисциплина, в которой к массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП – прикладная наука, которая позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений. Знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп. И, наконец, организации могут рассматриваться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код разделов и тем
| Раздел, тема
дисциплины*
| Содержание
|
Р1
| Теория организации в системе наук
| Предмет и содержание теории организаций. Категории, принципы и методы теории организаций. Связь теории организаций со смежными областями научных знаний и другими дисциплинами.
|
Р2
| Эволюция взглядов на организацию
| Этапы формирования теории организаций. Античные и средневековые представления о формах организации и управления. Формирование организационных концепций на различных этапах развития рыночной экономики.
Классическая теория организаций в работах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Х. Эмерсона и др. Теория «рациональной бюрократии» М. Вебера.
Вклад российских ученых в формирование теоретических основ организационной науки. «Всеобщая организационная наука. Тектология» А.А. Богданова, как наука об универсальных законах развития организаций.
Современные организационные концепции: бихевиористская, социотехническая, интернационалистская и др. Прогнозы развития организаций в будущем.
|
Р3
| Понятие и сущность организации
| Сущность понятия «организация». Организация как 1) инструмент, орган – часть целого, выполняющего определенные функции; 2) внутренняя упорядоченность; 3) совокупность процессов или действий; 4) объединение людей, совместно реализующих программу (цель).
|
Р4
| Жизненный цикл организации
| Стадии жизненного цикла организации: стадия предпринимательства; стадия коллективизма; стадия формализации; стадия совершенствования; упадок организации. Факторы упадка: организационная атрофия; уязвимость; упадок окружающей среды или конкуренция.
Стадии упадка организации: стадия слепоты; стадия бездействия; ошибочные действия; стадия кризиса; стадия распада.
|
Р5
| Линейно-функциональные и дивизиональные структуры
| Функциональная структуризация. Линейная структура управления. Линейно-функциональная структура управления. Построение организации по линейно-функциональному принципу (с группировкой по видам деятельности). Региональная организационная структура. Смешанная дивизиональная структура управления. Коллегиальные органы.
|
Р6
| Проектное и матричное управление
| Проектное управление. Проектные структуры. Организационные конфликты и их разрешение.
|
Р7
| Бюрократические системы
| Иерархическая командная цепочка. Недостатки добюрократической автократии. Делегирование и предоставление полномочий. Специализация должностных обязанностей. Стандартизированность процедур. Профессиональная карьера. Координация.
|
Р8
| Организационная эффективность
| Оценка эффективности организации. Экономичность организации. Эффективность как степень приближения организации к цели и как уровень удовлетворенности всех групп влияния. Целевой подход. Ресурсный подход. Подход с учетом внутренних процессов. Комплексная модель эффективности.
Предел и причины диверсификации. Матрица стратегий Игоря Ансоффа. Конкурентные стратегии. Модель «Стратегические часы».
|
Р9
| Организационная культура
| Типы организационных культур. Рекомендуемые траектории перехода из одной культуры в другую. Крайние типы взаимодействия человека с организацией. Типология адаптации человека в организации: отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм
Макрокультурные переменные: властная дистанция; индивидуализм-коллективизм; тревожность за будущее; размер ценностей; долгосрочная – краткосрочная ориентация; мужественность-женственность.
Способы управления организационной культурой. Стили руководства и культуры, приводящие к неудачам. Рекомендации по управлению организационной культурой.
|
Р10
| Координация в организациях
| Виды взаимозависимости подразделений предприятия. Неформальная непрограммируемая координация. Программируемая безличная координация. Индивидуальная координация. Групповая координация.
|
Р11
| Организационные коммуникации
| Понятие организационных коммуникаций. Значение коммуникаций в деятельности организаций. Типология организационных коммуникаций. Элементы коммуникаций и этапы коммуникативных процессов.
Коммуникативные сети, направленность коммуникаций. Модели и типы коммуникаций: межличностные, групповые, общественные. Групповые коммуникационные сети: «колесо», «звезда», «шпора» и др. Факторы, влияющие на эффективность групповых коммуникаций.
Коммуникационные стили и невербальные коммуникации в организации.
|
Р12
| Сущность организационного поведения
| Современные проблемы менеджмента. Сфера организационного поведения. Модели организационного поведения. Особенности моделей организационного поведения. Практическое использование моделей организационного поведения. Навыки и умения в управленческой деятельности.
|
Р13
| Поведение групп в организации
| Группы и их формирование. Принципы классификации групп: по размеру, по природе образования, по целевому назначению. Персональные и ситуационные факторы создания групп. Групповая и межгрупповая динамика. Групповое мышление. Проблемы определения ролей. Нормы и контроль в группах. Влияние и подчинение в группе. Социальное воздействие. Перемещение риска и поляризация. Факторы сплоченности группы. Солидарное поведение. Факторы развития сотрудничества или конкуренции.
|
Р14
| Управление индивидуальным поведением и поведением групп
| Управление процессом мотиваций. Принципы построения системы мотивации персонала. Управленческие мотивационные стратегии. Понятие карьеры. Факторы определяющие успех карьеры. Карьера и структура жизни. Характеристика этапов карьеры. Организационная социализации: характеристика основных этапов. Факторы влияющие на раннюю социализацию. Условия формирования эффективной команды. Представительство интересов команды и снижение уровня противоречий внутри команды. Факторы групповой сплоченности. Психологическая совместимость. Базовая модель организационных преобразований. Противодействие преобразованиям. Ключевые стадии успешных преобразований. Методы индивидуальных преобразований. Подходы к групповым преобразованиям. Факторы обусловливающие необходимость изменения организационной культуры. Факторы препятствующие успешному изменению организационной культуры. Социализация и индивидуализация. Методы изменения организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Создание организационной культуры в новой организации.
|
Р15
| Организационное поведение и развитие организации
| Власть и каналы власти в организации. Природа лидерства. Менеджер и лидер. Личностный и поведенческий подход к изучению лидерства. Исследования поведения лидера при принятии решений. Эффективность решений и стиль лидерства. Ситуационные теории лидерства: Фидлер, Херши и Бланшард, Врум — Йеттон — Яго. Заменители лидерства. Понятие и источники организационной культуры. Типы организационной культуры. Организационные субкультуры. Конфликты в организации. Виды конфликтов. Основные этапы процесса конфликта. Причины возникновения конфликтов. Модель индивидуальных типов реакции на конфликт. Методы управления рациональными и иррациональными конфликтами. Урегулирования конфликтов: авторитарный метод, переговоры, принципиальное согласование, посредничество, арбитраж, интегральный метод решения конфликта. Инструменты решения конфликта.
|
* Дисциплина может содержать деление только на разделы, без указания тем
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
(по формам обучения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: