ВОПРОС 1. Древнеиндийская философия
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ И ШКОЛЫ Тема 1. Древневосточная философия План Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. ВОПРОС 1. Древнеиндийская философия Философская мысль на Востоке и Западе зарождается на базе мифологии (особенно в решении вопросов – как возник мир, как он развивается, что такое жизнь и смерть и т.д.). Философские восточные системы скорее можно назвать религиозно-философскими (буддизм, брахманизм). Периоды развития индийской философии: - ортодоксальный (ведический) – с 1-го тысячелетия до. н.э. до 6 в. до н.э. Его школы признавали авторитет древних религиозных текстов (Вед) и их основные идеи: идеи Кармы, жизни души после смерти, сансара (цепь перерождений души, перевоплощения души в зависимости от поступков человека в предыдущей жизнии), Нирвана (высшее духовное состояние в результате слияния души с космическим разумом), медитация (сосредоточенное избавление от земных желаний и боли, подчинение тела духу). Некоторые школы: Санкья (основатель – Капила), Иога (Вьяса, Патанджали), Веданта (Вьяса, Бадараяна), Ньяя (Готама), Вайшешика (Канада), Миманса (Джаймини). - неортодоксальный - после 6.в.до.н.э., его школы не признавали авторитет Вед или выступали с критикой брахманизма (брахманы – это высшая каста религиозных служителей в Индии). Некоторые школы: Джайнизм (Махавира), Буддизм (Гаутама Будда), Чарвака, Адживика (Макхали Госала), классическая йога (раджа- Йога, Карма – йога, Бхакти-йога), Индуизм (вишнуизм, шактизм, адвайта-веданта, вишишт – адвайта). Всего в древней Индии существовало более 100 философских школ.
ДЛЯ СЕМИНАРА Древние тексты – Веды - написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э.
Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда" – "знание") – это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения). Ведическая литература - древнейшая в истории человечества. Самая древняя из книг — Вед — это Ригведа, еегимны предвосхищают Библию. затем Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа –дошли до наших дней вместе с религиозно-философскими комментариями – Упанишады. Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление на касты, варны (цвета и разряды). Брахманы – мудрецы, толкователи Вед, их символ—белый цвет, цвет благости и святости. Кшатрии - воины и правители, их символ — красный цвет — власти и страстей. Вайшьи - земледельцы, скотоводы, их символ— желтый цвет — умеренности и трудолюбия. Шудры — слуги, цвет черный — невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовал природным циклам. Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людей соответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном Источнике — фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и согласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступков человека (т. е. его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Причина всех твоих страданий — в тебе. Эта идея кармы является важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательное отношение к природе (т. к. в каждом природном творении можно увидеть переродившегося человека, может быть — недавно умершего родственника или друга).
Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона Кармы. Это аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей. Ведическая религия политеистична (в Ведах насчитывается более 300 богов). В начале 1 тысячелетия возникает брахманизм, затем в 6 вв. до н.э – джайнизм и буддизм. Буддизм – религиозно-философское учение. Его основатель - Гаутама Будда.(Просветленный). Главная идея – все в мире основано на страдании 4 принципа буддизма: 1. Жизнь – это страдание. 2. Причина страданий – в наших желаниях. 3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. 4. Чтобы избавиться от желаний, надо следовать учению Будды – путем нравственного самосовершенствования, аскетизма и умеренности, восьмисоставной путь избавления от страданий (праведная вера, праведные мысли, праведные поступки и т.д.). Исполняя эти заповеди, человек способен достичь состояния Нирваны. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, распространяется за пределами Индии. Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который принял форму религии повседневности (его смысл можно выразить так: живи сам и давай жить другим). В индуизме отсутствует обязательная система вероучения и церковная организация, но при этом чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни отдельных замкнутых сословий – каст, на которые индуизм разбивает общество. И эти традиции до сих пор незыблемы в Индии. ВЫВОД. Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована на саморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества. Она ориентирована на самопостижение, углубленную, внутреннюю религиозность, интуитивизм и иррационализм. В этом вообще состоит отличие восточной философии от западной., ориентированной на постижение окружающего человека - природы прежде всего.
Эта специфика находит отражение и в современных проявлениях индийской культуры. Нас глубоко интересует и тибетская медицина; и модернизированные к европейскому мышлению способы оздоровления (“раджа-йога”, хатха-йога, трансценентальная медитация), и деятельность общества сознания Кришны, и философия жизни при Раджнеша и др. Вл. Соловьев в своем труде “Исторические дела философии” говорил о “живых плодах” индийской философии, продолжающей питать живительными соками мировую человеческую мысль. Ни одна философия не оказала на западную культуру такое влияние, как индийская. Ее последователями стали и русские деятели культуры Н. Рерих и Д. Андреев, и немецкие мыслители и писатели - Р. Штайнер и Г. Гессе, и многие, многие другие. Г. Гессе, автор известных во всем мире романов “Степной волк” и “Игра в бисер”, в поэме “Сиддхартха” выразил свою большую любовь к индийской культуре. Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|