Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности работы с электронными библиотеками

 

Итак, электронные библиотеки (другое название - онлайновые библиотеки) - это сайты, на которых собраны электронные версии текстов - литературных произведений, критической, искусствоведческой, мемуарной и научной литературы.

Рассмотрим формы работы с данными библиотеками. Но сначала рассмотрим некоторые из библиотек.

Старейшая из существующих сегодня сетевых библиотек Рунета - библиотека Максима Мошкова <http://lib.ru/>. Она была открыта в 1994 году, пополняется читателями, и в настоящее время ее объем составляет более 5,5 гигабайт текста (Данные приводятся по состоянию на лето 2007 г.). Много это или мало? Пять с половиной гигабайт составляет 5 632 мегабайта (в одном гигайте - 1024 мегабайта). Возьмем какой-нибудь всем известный эквивалент. Например, 4 тома «Войны и мира» занимают 3,354 мегабайта в этой же библиотеке. Таким образом, объем всей библиотеки превышает количество, равное текстовому объему 1679,1 романов Л. Н. Толстого (мы здесь говорим только о количестве, но не о качестве текстов). Если мы сопоставим это с «бумажной» библиотекой, то получим книжное собрание примерно в 7000 томов. Конечно, это не самая крупная библиотека (как известно, личная библиотека академика Д. С. Лихачева составляла примерно 10 000 томов, примерно такое количество книг (рукописей) содержала самая крупная для своего времени в Европе библиотека Ярослава Мудрого), она несопоставимо меньше современных крупных городских или федеральных библиотек (Библиотека Академии Наук, Российская Национальная библиотека в Петербурге, Российская Государственная библиотека в Москве). Но при этом очевидно, что для школьного образования это огромный объем, который, естественно, значительно превышает возможности школьных и личных библиотек. При этом библиотека Максима Мошкова - это лишь одна из десятков и сотен существующих в Рунете.

Что можно найти в библиотеке Мошкова? Например, в разделе «Русская классика» <http://lib.ru/LITRA/> содержатся ссылки на полнотекстовые произведения более 200 авторов - от классических текстов Пушкина, Тургенева и Толстого до малоизвестных, например Дмитрия Ознобишина, Александра Шаховского и др. Не менее объемно выглядит и раздел поэзии <http://lib.ru/POEZIQ/> с почти 250 именами русских и зарубежных поэтов.

Принцип поиска в этой библиотеке достаточно прост. В верхней части любой страницы можно увидеть форму поиска. Набрав в этом поле фамилию автора (например, Чехов) и нажав кнопку «Search», получаем результаты поиска.

По любой представленной гиперссылке (на странице это подчеркнутые строки) можно перейти в интересующий раздел.

Другой способ, похожий на работу с каталогом традиционной библиотеки, также не должен вызвать затруднений. Опять же рассмотрим пример с поиском произведений Чехова.

На главной странице библиотеки <http://lib.ru/> откроем раздел «Русская классика» <http://www.lib.ru/LITRA/>, в котором в алфавитном порядке выстроены фамилии авторов. Здесь уже мы без труда найдем строку «Чехов Антон Павлович» <http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/>, нажмем на ссылку и попадем на страницы произведений писателя.

Другая масштабная библиотека - «Библиотека Альдебаран» <http://lib.aldebaran.ru/> - содержит книги различных жанров: фантастику, детективы, приключенческую и детскую литературу, старинные книги. На момент написания этих строк на «Альдебаране» можно найти 28978 произведений 6091 автора. Структура этой библиотеки несколько иная. Во-первых, есть рубрикация по жанрам.

Во-вторых, параллельно с этим принципом реализована рубрикация, основанная на литерном доступе (А, Б, В, Г… и A, B, C, D…) - по именам авторов. Кроме того, в нижней строке дается перечень последних поступлений в библиотеку (Новые книги), список книг, электронные варианты которых обновлены, исправлены, дополнены (Обновленные книги). Тут же отзывы читателей о прочитанном: форма для комментирования есть под каждым размещенным текстом (Рецензии), формы обратной связи (Гостевая и Форум).

Все это делает библиотеку интересной и удобной для использования.

Представляет интерес также электронная библиотека классической литературы «Классика.ру» <http://www.klassika.ru/>. В структуре сайта разделены прозаические и поэтические произведения, списки авторов рубрицированы в алфавитном и хронологическом порядке, есть также рубрикация по «рейтингам» - частотности пользовательских запросов к тому или иному тексту.

Большой список адресов, позволяющих выйти на сайты электронных библиотек, находится в Каталоге «Яндекса». «Яндекс» <http://yandex.ru/>, как известно, центральная поисковая система русскоязычного Интернета (Рунета). В ней, наряду с поисковым механизмом и рядом других сервисов, существует «Каталог сайтов» <http://yaca.yandex.ru/> - список тематически отобранных ссылок на сайты. В «Каталоге» можно найти специальный раздел «Электронные библиотеки» <http://yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Culture/Literature/Online_Libraries/>, в котором на момент написания этих строк содержатся ссылки на 115 веб-ресурсов, рубрицированных по популярности. К каждой ссылке приводится краткая аннотация.

Продолжать описание существующих библиотек не стоит: они структурированы практически одинаково и отличаются лишь перечнем авторов (и то не всегда) и объемом материалов. В указанном выше Каталоге «Яндекса» читатель найдет большое количество ресурсов любой тематики.

Однако имеет смысл сказать о примерной структуре современной электронной библиотеки.

Что можно сегодня найти в электронных библиотеках, кроме текстов? Обратимся к некоммерческой электронной библиотеке Im Werden <http://imwerden.de/> (в переводе с немецкого: "возникать, находиться в процессе становления"). Мюнхенским любителем словесности Андреем Перенским здесь собрано множество интереснейших материалов, часть из которых уникальна. В левой части страницы сайта мы видим рубрикатор, где среди размещенных текстов (древнерусская литература, русская литература XVIII века, XIX века, XX века, современная литература) можно найти редкие материалы. В рубрике «Читает автор», например, размещены 104 музыкальных фрагмента с записями авторского чтения. Если голоса Ахматовой, Чуковского, Бродского, Окуджавы, Городницкого, Битова сегодня еще можно услышать из разных источников, то голоса Зощенко (единственная из сохранившихся записей), Андреева, Брюсова, Бунина, Волошина, Гумилева, Есенина, Мандельштама, Маяковского - это раритетные записи. Не меньший интерес представляет раздел «Документальное видео», где можно найти видеозаписи с Бродским, Ахматовой, Есениным, Заболоцким, Пастернаком, Тарковским. Излишне говорить о значимости этих материалов для практики учителя-словесника. В этой же библиотеке можно обнаружить работы по языкознанию, философии, психологии, педагогике, книги издательства «Academia» выпуска 30-х годов XX века.

При всем богатстве представленных в различных сетевых библиотеках источников, действительной проблемой оказываются точность и достоверность размещенных в электронных библиотеках текстов. Так сложилось, что на ранних этапах развития Интернета (да и сейчас во многом тоже) электронные библиотеки собирались энтузиастами, людьми, не имеющими профессиональных навыков в библиографической или филологической областях. Следовательно, вопросы достоверности, аутентичности представленного текста оказывались во многом вторичны. Поэтому можно встретить неправильное форматирование, опечатки, фрагменты текста, представляемые как тексты целые. К сожалению, с научной, академической точки зрения большинство современных электронных библиотек - источники недостаточно достоверные.

Говоря об электронных библиотеках, нельзя не обратить внимания на две специализированные поисковые системы.

Проект «Библус» <http://biblus.ru/> - это библиографический каталог. Как написано на сайте, «Biblus - это все книги России. Библиографический каталог, который включает в себя 1.1 миллиона книг, около 300 тысяч авторов и самый подробный (125 тысяч рубрик) рубрикатор УДК, четко структурирующий и описывающий практически все области человеческих знаний и книги по ним». Таким образом, перед нами не электронная библиотека в привычном значении, а огромный и удобный каталог «бумажных» книг, предназначенный для библиографического поиска.

Есть также и поисковая система, предназначенная для поиска произведений, размещенных в электронных библиотеках. Сайт <http://www.ebdb.ru/> является попыткой создания специализированной поисковой системы в области электронных книг, проиндексировавшей сегодня более 860 000 единиц. Кроме базового поиска, интересными особенностями сервиса являются следующие:

·         возможность поиска книг внутри конкретной библиотеки;

·         возможность поиска книг по нескольким библиотекам;

·         возможность подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке;

·         возможность поиска как отдельных слов, так и точных фраз.

Приведем здесь полезные ссылки на различные библиотеки:

Федеральные библиотеки

<http://www.rsl.ru>- Российская государственная библиотека (РГБ)://www.nlr.ru:8101/ - Российская Национальная библиотека

<http://www.gnpbu.ru>- Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО)

<http://www.libfl.ru>- Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

<http://www.shpl.ru>Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ)

<http://www.gpntb.ru>Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ)://www.cnshb.ru/ Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ) <http://www.CNSHB.ru/>

Национальные и республиканские библиотеки РФ

<http://www.nlrb.ru/> Национальная библиотека им. А.-З.Валиди Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, Уфа)

<http://library.karelia.ru/>Национальная библиотека Республики Карелия (Республика Карелия, Петрозаводск)

<http://www.nbrk.komi.com> Национальная библиотека Республики Коми (Республика Коми, Сыктывкар)

<http://www.kitaphane.ru/>Национальная библиотека Республики Татарстан (Республика Татарстан, Казань)

<http://www.lib.cap.ru>Национальная библиотека Республики Чувашия (Чувашская Республика, Чебоксары)

Иностранные библиотеки

http://www.loc.gov/ The Library of Congress (Библиотека Конгресса США)://www.bl.uk/ The British Library (Британская библиотека)://www.bne.es/ Biblioteca Nacional de España (Национальная библиотека Испании)

<http://www.bnf.fr> Bibliothèque nationale de France (Национальная библиотека Франции)


Заключение

 

Делая заключение по выше представленному материалу об электронных библиотеках, можно сделать следующие выводы.

Представление материалов в электронной форме означает, что при наличии соответствующего оборудования и программных средств пользователи могут получать доступ к материалам независимо от местонахождения. Больше нет необходимости лично приходить в библиотеку, где хранятся материалы, как это было в случае с печатными публикациями. Таким образом, существует великолепная возможность расширения доступа к фондам, причем избегая скорого износа материалов. Создание сценария предоставления доступа к большим количествам ресурсов через сеть требует значительных финансовых и людских ресурсов.

Несомненно лишь то, что электронные библиотеки будут развиваться и совершенствоваться. Постепенно от копирования печатных изданий и создания фондов оцифрованных материалов библиотеки перейдут к выполнению более сложных работ, начнут выполнять не только консультационные, но и обучающие функции. Более того, в дальнейшем электронные библиотеки превратятся в «общественные центры информационного общества». Создание крупных и доступных национальных электронных библиотек способствует более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразится на уровне развития науки и техники, культуры и позволит улучшать систему образования. Электронные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности и качества профессиональной деятельности.


Список литературы

 

1.  Анохин С.Ю. Электронные библиотеки // Журнал «Народное образование» № 2 (1355), 2006. - С.35-39.

.    Боченков В. Не надо жить обыденным сознанием, или Как укрепить позиции «России читающей»? // Учительская газета.- 2009.- № 30.

3. Будущее электронных библиотек в консолидации научно-образовательного и культурного сообщества - <http://www.fio.ru/index.php?id=2543>.

.   Гарбо О. Информационные службы, библиотеки, архивы // Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999-2000 гг. Глава 7. <http://www.polpred.com/free/unesco/7.html>.

.   Методико-литературный Интернет-сервер - http://www.mlis.ru.

.   Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки» // Том 3. - Выпуск 3. - 2005.

7.  Тоннеев Ф. В ожидании творца. Любите электронную книгу - источник знаний // Учительская газета. - 2009. - №49.

8. Фред Гай. Развитие электронных библиотек: опыт некоторых национальных библиотек Северной Америки, Австралии, Азии и Европы // Российский научный электронный журнал. - Выпуск 6. - 2010.

9. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя <../../../Documents and Settings/Катя/Local Settings/Temp/jrnl.php%3fdoc=4>. Ежегодный Пленарный Доклад Международной конференции. - Крым, 2003 г. http://ellib.gpntb.ru/jrnl.php?doc=4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...