Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема метода философствования




Использовав содержание вышеприведенной схемы (табл. 1) для исследования предмета философии, ее структуры и функций, зададимся следующим вопросом: в какой последовательности и с помощью какого метода нам предстоит излагать само содержание философии?

Сначала о последовательности. Ее нам диктует эволюционный путь самого сознания как такового (от "альфы" до "омеги"), включающего в себя в качестве отдельных моментов и сознание индивида и общественное сознание. Почему нельзя пользоваться последовательностью, обозначенной в табл. 1? Да потому, что в этом случае создается ложное представление о начале развития отношения материального и идеального. "Мыслю, следовательно, существую" - это не начало философии, а начало философствования отдельно взятого философа. Самосознание только кажется нам исходным моментом. На самом деле оно производно и может возникнуть только в сфере общественного сознания. Умственное созерцание, или интуиция, не возникает само собой. За содержанием такого интуитивного прозрения стоит и воспитание человека, и дух его эпохи во всем разнообразии и противоречивости. Субъективные идеалисты как раз и допускают ошибку, не различая этих двух начал - философии и философствования.

Можно сказать, что в вышеприведенных рассуждениях мы двигались от явления (феноменологии) сознания к его сущности и целостности, системности.

Характеризует диалектику выдающийся современный философ А. Ф. Лосев (1893-1988): "Единственный правильный и полный метод философии... есть метод диалектический... Диалектику я считаю единственно допустимой формой философствования". "Диалектика есть единственный метод, способный охватить живую действительность в целом. Больше того, диалектика есть просто ритм самой действительности". "...Истинная диалектика всегда есть непосредственное знание".

Можно видеть, что в этих высказываниях диалектикой называются и сам процесс развития действительности и метод его познания. Действительная диалектика - это воплощенное единство Логоса и логики.

Реально осуществить такое единство не так-то просто. Логические категории и законы отражают универсальные законы 'бытия, которые внутренне противоречивы: с одной стороны, они отражают устойчивость вещей и явлений, а с другой - их изменчивость. И человеку трудно бывает соединить одно с другим. Возможны - и постоянно происходят - "перекосы" в ту или иную сторону. В таких случаях возникают своеобразные "патологии", искажения мышления. В этих случаях логика не совпадает с Логосом изучаемой системы явлений.

В связи со сказанным, разберем внутреннее содержание развитого логического мышления, состоящего, по Гегелю, из трех сторон, трех органически связанных между собой моментов. Это:

а) рассудок,

б) разум отрицательный,

в) разум положительный.

В основе рассудка лежит принцип неподвижной определенности, тождества, простого соотношения с собой. В основе отрицательного разума - противоположный принцип, выраженный в известном древнем афоризме "все течет, все изменяется". Позитивный разум призван органически соединить рассудочный и отрицательно-разумный моменты логического мышления: ведь любая вещь до определенного момента развивается, оставаясь в то же время самою собой. Позитивный разум и есть диалектический метод в действии. Только он способен адекватно отобразить в понятиях объективные процессы развития природы и общества.

Итак, стоит лишь нарушиться равновесию названных моментов, как возникают различные искажения правильного мышления. Так, рассудок, будучи очень важным моментом познания, ибо придает прочность, определенность нашим мыслям, может, если его абсолютизировать, породить такую "болезнь" мышления, как догматизм. Абсолютизация, т. е. излишнее преувеличение, роли отрицательного разума порождает скептицизм. В теории познания скептицизм проявляет себя как в форме собственно скептицизма (нельзя отдать предпочтение ни одному из противоречащих друг другу суждений), так и в форме агностицизма (сущность вещи непознаваема) и релятивизма (нет ничего устойчивого в познании, все относительно). Отрицая устойчивые общечеловеческие ценности, скептицизм может принять форму этического релятивизма, вплоть до цинизма.

Но это еще не все беды, каких мы можем ожидать от отсутствия гармонии между первыми двумя элементами логического мышления. В том случае, если догматизм и скептицизм задаются целью своими односторонними логическими средствами изобразить процесс развития, возникают такие формы мышления, как эклектика и софистика, которые можно назвать формами псевдодиалектики. Для наглядности изобразим содержание всего сказанного в виде таблицы 2.

Принципы, лежащие в основе познания Стороны, моменты логического Результат абсолютизации 1-го и 2-го момента логического Форма изображения процесса развития
1. Неизменность, тождество Рассудок Догматизм Эклектика
2. Изменение, различие Разум отрицательный Скептицизм Софистика
3. Органическое единство неизменности и изменения, тождества и различия Разум положительный - Диалектика  

 

Догматизм и скептицизм исходят из факта развития, но не могут понять правильно, что это такое. Они пытаются частично позаимствовать друг у друга недостающие им принципы, но поскольку органического (содержательного) соединения этих принципов при этом не происходит, эклектика и софистика и оказываются формами мнимой диалектики. Эклектика выступает под лозунгом "с одной стороны..., с другой стороны". Догматизм здесь как бы смягчен допуском не одной, а нескольких сторон явления, в том числе даже противоположных (например, "человек, с одной стороны, - биологическое, а с другой стороны - социальное существо"). В действительности многосторонность здесь мнимая, так как различные признаки предмета сочетаются формально, их взаимоотношения не выявляются, среди них не выделяется главный, определяющий признак. Дальше признания "взаимодействия" эклектика не идет, его сущность она не выясняет.

Софистика отличается от скептицизма и релятивизма тем, что в сплошной текучести допускает некий "островок" устойчивости, но эта устойчивость, определенность носит у нее чисто субъективный характер. Любому человеку, пишет Гегель, - важно, чтобы он существовал, а для этого - имел средства к существованию. Это - несомненный принцип блага. Но если при выдвижении этого принципа кто-то сделает вывод, что имеет право красть или изменять отечеству, то это софизм.

Софистика известна как искусство побеждать в словесных схватках, причем путем сознательного применения неправильных доводов, замаскированных внешней, формальной правильностью. Очень часто к софистическим приемам (софизмам) прибегают при рекламе товаров, в процессе идеологической обработки населения, в практике адвокатуры и т. д. Поэтому очень важно уметь распознавать софистику, равно как и эклектику, в логическом арсенале своих оппонентов и самому не допускать их ошибок.

Диалектика, диалектическое мышление - это логика, нацеленная, в отличие от софистики, на правильное, объективное отражение предмета. Причем принцип объективности в диалектике распространяется не только на содержание, но и на форму предмета, т. е. метод диалектического познания коренится в объективно-диалектических свойствах самого предмета изучения.

Диалектику характеризует всесторонность (системность) рассмотрения свойств предмета (установка на то, чтобы всегда уметь "за деревьями видеть лес"), причем в единстве системы со средой ее существования и развития.

Предмет рассматривается диалектикой в его развитии, а развитие понимается как движение через возникновение и разрешение противоречия. Слово "разрешение" подчеркнуто для того, чтобы отличить диалектику от эклектики. Мало сказать, что человек - это и биологическое, и социальное существо, надо показать, как постоянно в процессе человеческой истории разрешается противоречие между биологическим и социальным.

Принцип развития, с позиции диалектического метода, носит универсальный характер и распространяется на сам процесс познания. Положительный диалектический разум дан человеку для того, чтобы проникать в суть вещей и в смысл событий, а не ограничиваться одними лишь их явлениями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...