Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неопубликованные источники 2 глава




 

Так оскорблять может только диавол, — так злобно, так дерзко, так нагло... Например, сегодня он, может, меня так оскорбил, таких гадостей наговорил, что я едва поднял­ся. Наговорил, конечно, во сне, наяву, слава Богу, он мне не является, и знаете, говорит все с улыбочкой. Вот и отчаян­ные злодеи, как передают, говорят обыкновенно с улыбоч­кой. Вот и мы подпадаем под его власть и делаем угодное ему: обижаем других, допускаем смех, празднословие и т. д. А во всем, конечно, виноват он... (преп. Варсонофий, 5, с. 109, от 04.03.1909).

 

В тропаре святым мученикам сказано, что они «сокру­ши и демонов немощные дерзости». Действительно, дерзость бесов невообразима и кажется не имеющей границ: они пытаются искушать решительно всех. Сколько, например, дерзости в желании искушать и бороть святых апостолов: «сеять яко пшеницу». Но и немощь их ясна всякому верую­щему. Они без дозволения не могли причинить зла даже свиньям (Мк.5, 1—20); как определенно и ясно говорит святой Апостол, что нужно только твердою верою воспро­тивиться диаволу, — и он обратится в бегство (Иак.4, 7; 1 Пет. 5, 8—9). Да будет сие нам утешением. Кто будет бороться с диаволом по указанию слова Божия и разъясне­нию, преподанному нам святыми отцами, испытавшими сию брань и победившими врага при помощи Божией, тот мо­жет надеяться на победу. Сила Божия в немощи соверша­ется (2Кор. 12, 9) (преп. Никон, 20, с. 37—38).

 

...Вы просите наставления, как вам избавиться от на­ходящих помыслов, прелестей и коварств бесовских. По­истине, велика брань диавола: он имеет крепкие луки, пламенные стрелы, многоразличные сети, бесчисленные ухищрения и оружия, посредством коих ищет всячески на­нести вред душе человеческой, но вы хотите совершенно и скоро вступить в воинство Царя Небесного, не устрашайтесь врага, противляющегося всему доброму, но послушай­те сколько ободряют нас примеры Священного Писания. Рассмотрите воинов, царей земных и сделайте из того полез­ное заключение. Земные воины, имея при себе таких по­мощников, которые сильнее и искуснее неприятельских, ни­мало не страшатся врагов своих. Ежели они уверены, что помощники их непреоборимы, то, забыв все ужасы, идут храбро на поле сражения, бьются мужественно и дотоле не оставляют место сражения, доколе победят врага своего и увенчаются лаврами. Но мы, когда идем по пути доброде­тели, то Бог Сам сопутствует нам, обещая до скончания века утверждать нас в подвигах добродетели: «и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века...» (Мф.28, 20). Так вы, не боясь отнюдь нападений вражиих, «восприимите щит веры, в нем же возможете все стрелы лукавого разженные угасити и шлем спасения восприимите и меч духовный, иже есть глагол Божий» (преп. Лев, 159).

 

Пришел к старцу <преподобный Амвросию> какой-то господин, не верующий в существование бесов. Батюшка рассказал ему следующее: «Приехал один барин в деревню в гости к своим знакомым и выбрал сам себе комнату для ночлега. Ему говорят: «Не ложитесь тут, — в этой комнате неблагополучно». Но он не поверил и только над этим посмеялся. Лег, но вдруг слышит ночью, что кто-то дует ему прямо в лысину. Он укрылся с головою одеялом. Тогда этот кто-то перешел к его ногам и сел на постели. Гость испугался и со всех ног бросился бежать оттуда, уверившись собственным опытом в существовании темной силы». Но и после сего рассказа господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, одна­ко она существует». И еще прибавил: «Как же бесы не существуют, когда знаем из Евангелия, что Сам Господь велел бесам войти в стадо свиней?» Господин возразил: «Но ведь это иносказательно?» — «Стало быть, — продол­жал убеждать старец, — и свиньи иносказательны, и свиней не существует. Но если существуют свиньи, значит, суще­ствуют и бесы» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 102).

 

«Мужайся и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя Апостольскими словами: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13), и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе поги­белью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божиею. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг диавол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: Господи! «они устремили глаза свои, чтобы низложить [меня] на землю» (Пс. 16, 11). «Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс. 31, 7) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 11).

 

Описываешь новое искушение, желая знать причину, чем ты подала такой повод врагу, что он явился пред тобою видимо и плясал некоторое время, хвалясь, что он изобрел на тебя новое и сильное ухищрение к твоему уловлению. Думаю, что это новое ухищрение состоит в том, что он успел обокрасть тебя недостатком терпения и любви к ближнему, возбуждая в тебе гнев и недовольство против других, начиная со старшего лица, с сожительствующей с тобою сестры, так что и ко всем прочим явилось в тебе чувство не только не любовное, но как бы и памятозлобное и ненавистное. Такое окрадение вражие и не совсем мир­ное чувство к другим было причиною и того, что ты в последний раз приобщалась с такими рассеянными и раз­влеченными чувствами, как никогда, по твоим словам, не приобщалась; потому что Церковь Православная повеле­вает приступать к приобщению с чувствами мирными, чуждыми всякого сетования и недовольства на других, как читаем в начале молитв к Святому причащению: первее примирися тя опечалившим, таже (т. е. потом) дерзая та­инственное брашно яждь. Гневному окрадению, думаю, предшествовало другое не­заметное окрадение, но вместе и довольно вредное. Вообще, тебе скажу, что причину попущения на нас искушений вражиих святой Апостол объявил ясно сими словами: «чтобы я не превозносился …, дано мне жало в плоть, ангел сатаны» (2Кор. 12, 7). Телу апостольскому досаждали палочные биения — три краты четыредесять разве единые, а нам враг досаждает разными своими злокозненными выходками (преп. Амвро­сий, 23, ч. 3, с. 19).

 

...Пишешь, что гул продолжается. Что делать? Надо терпеть. - Святой Иоанн Лествичник пишет, что даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут, потому что ум их, заключив себя в ковчег смирения, от душетатцев некрадом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна (преп. Амвросий, 23,ч.3, с. 31).

 

...Пишешь, что супруге вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторую насмешку, таковые случаи попущает Господь грех ради наших, ко смирению нашему. А что она спросила, что к худу или к добру, таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных деревенских баб, а вам уже стыдно последовать оным. Что нам какое добро может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, если Господь не попустит, а если Господь попущает ему пакости нам делать, то за гордыню нашу, к смирению наше­му... (преп. Лев, 217).

 

Благоговение

 

Надо все делать с благоговением. Иноку надо иметь и голос тихий, и поступь скромную. Не только делать, но и говорить надо со страхом Божиим, обдумывая каждое слово, прежде чем его произнести. «Помни, — говорит святитель Феофан, — что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет перед тобою и будет за тебя или против тебя. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 37)» (преп. Никон, 8, с. 314).

 

К священным книгам и священным предметам надо относиться благоговейно. Прежде всего, должно иметь страх Божий. Он научает благоговению. Он научает всему доб­рому. Небрежное, неблагоговейное обращение со святыней получается от привычки. И это не должно быть (преп. Никон, 8, с. 310).

 

Говеть — значит благоговеть. Вести себя благоговейно пред причащением Святых Тайн, ходить как бы в при­сутствии Божием. Монахи, которые во всякое время долж­ны благоговеть, пред причащением «готовятся» (преп. Ни­кон, 8, с. 334).

 

Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицем Божиим. Помните, что Господь видит все (преп. Никон, 8, с. 335).

 

Надо благоговейно относиться к священным и освящен­ным предметам. Вот епитрахиль, она только немного пе­решита руками непосвященного человека и должна быть освящена снова. Обрезки от нее можно употребить на за­кладки в Евангелие и Псалтирь, и то надо с осторожностью, чтобы впоследствии куда-нибудь они не пошли на неподхо­дящее дело, а то лучше сжечь. Четки не должно брать нечистыми руками и для ночи надо иметь другие; если же не раздеваясь ложишься, тогда можно и эти, лишь бы к телу не прикасались. Бумажки от просфор надо тщательно прятать и сжигать. Надо все де­лать с благоговением (преп. Никон, 6, с. 247).

 

Благодать

 

Вы, бывши у нас в обители, удостоились вкусить дара благодатных ощущений. Сим вам показано, что есть благодать Божия, и дабы могли различать ложь от истины и блага мирские и блага духовные. Но она вам показана и сокрылась, ибо не можете понести ее, не искусившись во брани со страстями и не стяжавши смирения. Хотя бы вы и постоянно здесь жили, то все не могли бы удержать ее, ибо и здесь есть борьба со страстями; пока не смирится человек, то не может ни страстей победить, ни стяжать духовных дарований. Но и самое искание дарований небезопасно, подвержено само­мнению, а, напротив, иногда лишение оных низводит нас в бездну смирения. В нашей воле состоит делать добро или сопротивное, а награда состоит в воле Божией (преп. Макарий,24,т.1, с. 190-191).

 

Ваши утешительные чувства очень опасны, они могут вас обольстить и совсем ум помрачить. Хотя бы и точно были оные от благодати, не должно увлекаться ими, но, принимая в помощь смирение, считать себя того недостойною; благо­дать, иногда посещая нас, дает знать, какое в ней сокрыва­ется богатство, и оставляет <скрывается>, но присно с нами пребывает, а нам, желая ее, надобно пещися о очищении себя от страстей, а при оных да не посмеем мечтать о стяжании ее... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 150).

 

В письме воспоминаешь о прежней твоей теплоте и усердии, коих теперь и следа в себе не видишь, а видишь во всем нерадение, охлаждение, леность и прочее. Тогда было призвание, и благодать Божия носила тебя, как на дланех рук носит мать младенца, а когда вступила в борьбу ду­ховную, то и попущено, чтобы было искушено твое произволение, и тогдашние твои добродетели не стоят ны­нешних твоих скорбей, сокрушений, воздыханий, соболез­нований и прочее... И если бы всегда ты была в таком упоении, то ничего не приобрела бы и не научилась искусу: тогда было действие благодатное, а твоего ничего не было, ты так же была преисполнена страстей, а надобно оные истребить борьбою, смирением и прочее. Теперь ты на­ходишься в борьбе; очисти себя от страстей, то благодать Божия на чистом сердце твоем напишет законы Духа, и Он в тебя вселится (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 742).

 

Иногда же Господь поддерживает осязательно Своею благодатью, но за пренебрежение или невнимание к тако­вым проявлениям благодати оставляет нас, Сам заповедав­ший не метать бисера пред... Смиренно сознаемся, что мы истинно таковы, и за сми­рение получим Его помощь в нашей греховности (преп. Иосиф, 11, с. 282).

 

Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», тогда совершается тайна: благодать Святаго Духа нисходит на благословляе­мого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога, благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим (преп. Никон, 8, с. 330).

 

Сначала необходимо для испытания веры и произво­ления пережить в подвиге томление и тяготу, а затем уже даруется утешение Духа Святаго. Дары благодати, получен­ные с трудом и болезнью сердца, тщательно должны хра­ниться получившим. Трудность и болезненность подвига научает ценить и хранить дар (преп. Никон, 20, с. 39).

 

...Благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпе­ние и душевный мир (преп. Лев, 123).

 

Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцов и у всех благоугодивших Богу. Хоро­шо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так из страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе, как и святой Авва Дорофёй говорил своему помыслу: «анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси». — Сердечно бы желал, чтобы «следовало изменение в тебе, сознание себя недостойной всех этих действий (преп. Иларион, 37).

 

Написала ты, что благодатное состояние перешло, и опять молитва стала с рассеянностью. Этим не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатью, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а чтобы трудился с самопонуждением, ища и прося благо­дати. Написала еще ты, что прервала свою ночную молитву, чтобы не проспать утреню. Да, уж и Господь сказал: «Сие творите, и онаго не оставляйте» (Ср.: Мф.23, 23). Мне думается, что дать себе хоть краткий отдых — проще будет. Держись более самоукорения (преп. Иосиф, 107).

 

Живи, как живешь, и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В за­труднительном положении, в которое ставят тебя странно­сти других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда гово­рят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что А. и всем православным христианам при крещении дана благо­дать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная — смирение. Сказано: «от плод их познаете их» (Мф.7, 16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (преп. Амв­росий, 23, ч. 1, с. 183).

 

Благодарение Бога

 

Надо благодарить Господа, что Он тебе все посылает. Это для трех причин — чтобы привести в чувство, сознание и в благодарность (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 72).

 

За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодаре­ния и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум... (преп. Амвросий, 23, ч.2, с.8).

 

...Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу за Его великие к нам благодеяния, временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощ­ряет Дающаго, еже даяти дарования больши первых. Бла­годарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 8).

 

Весьма неблагодарными показываем мы себя пред Всещедрым Богом, когда, находясь по горло в воде благодати Его, и истаеваем от жажды: беспокоимся, и ропщем, и отчаи­ваемся, и, будучи почтены от Бога всеми благами, не разу­меем того наподобие скотов несмысленых. Чего нам не дал Бог? И чего бы Он не хотел дать? Все мы имеем бытие по единой благости Его; произошли на свет от благочестивых законного союза родителей, предпочтительно незаконно­рожденным, — в иноверстве, расколе, ереси и язычестве, и от блудного распутства произшедшим. По бытии же теле­сном получили пакибытие от рождения духовного, которым усыновлены и соединены в един дух с Духом Божиим. Находясь в поприще жизни, мы напутствованы всеми при­надлежностями для тела и души. Для тела имеем пищу всякого рода, состоящую из животных, как то: скотов, птиц и рыб и многоразличных плодов земных, имеем воду для всего, имеем огонь также. Освещает нас и согревает солнце, светят луна и звезды. Имеем одежду и дом во упокоение наше. Все это с многим, против других, избытком имеем у себя в наличности (преп. Моисей, 328).

 

...А что вы всегда располагаетесь благодарить Премилостивого и Великодаровитого Господа, что не по грехом вашим воздал есть вам, но по неизреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! И сие чувствование благоискусными отцами одобряется, потому что с Боже­ственным Писанием согласуется 102-го псалма. Также и опасство (охранение) иметь, дабы и паки не впасть в малодушие — не опровергается (преп. Лев, 194).

 

...Сердце и устне, благодарящие Бога за все, привлека­ют к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. И в сообращении друг с дру­гом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить безумными суждениями своими... (преп. Антоний, 22, с. 99).

 

Для заглаждения тяжких грехов и для получения бла­женства в жизни загробной нужно все переносить с благодарностью Богу. Люди в землянках жили, не скорбели. Это тебя бес гонит из монастыря, хочет погубить все твои труды долголетние, — не слушай его, разбойника (преп. Иосиф, 11, с. 280).

 

...Бедственно безмерно печалиться и безвременно уби­вать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете... (преп. Лев, 188).

 

...Слава Всемилостивому Господу, наказующему нас и вас, но и милующему и прощающему наши деяния против совести и ближних. Но да благодарим Всевеликодаровитого Бога, вразумляющего нас скудоумных таковыми приключе­ниями, дабы нам памятовать и привлекать все свои чувства и любовь Создавшего нас и не удалять себя излишеством мирской суеты от вечного блаженства, Слава Всемилости­вому Господу... (преп. Лев, 238).

 

«Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах» (Пс. 114, 3), говорит святой царь Давид. И мы убогие на том же пути в чем другом найдем себе помощь? Благода­рение Премилосердому Богу все действующему во благое (преп. Моисей, 307).

 

...Должно о всем благодарить Господа, праведно нала­гающего на нас труды к терпению, которое для нас вы­годнее утешения, возвышающего душу (преп. Моисей, 314).

 

...Для души же имеем, во-первых, разум и совесть, да­рованные с рождением нашим, во-вторых, имеем благодать Духа, сочетанную и срасленную с душами нашими в таин­стве от рождения. Имеем и открыто написанный закон Божий для всегдашнего напоминания нашего, притом бесчисленное множество имеем богодухновенных книг, питаю­щих души наши и всякую добродетель. Имеем Церковь Святую, Матерь нашу со всеми, в потребу душ наших дан­ными от Бога таинствами. Имеем всегда и везде служите­лей тех таинств, имеем духоносных отцов, добрых благоде­телей и советников в нужде. Вам, сверх всего, даны еще и люди в служении и титло благородия. Все это имеете у себя теперь, как и прежде, а имеете не от себя, но Бог излил на вас все сии щедроты, яко чадолюбивый Отец — или без сравнения наипаче всякого в свете отца, и ничего за все оные щедроты Свои не требуя ни от кого, только одной любви и благодарности к Нему. Но где же благо­дарность ваша или моя? Где любовь? Вы непрестанно почти в гневе, в ропоте и уничижении людей бываете. Не видно, чтобы вы приносили с усердием жертву хвалы, жертву смирения и сокрушения, благоприятные пред Богом. Ежели вы не можете быть в трудных исправлениях добродетелей, то, по крайней мере, хотя бы истинствовали пря­мым себя самой укорением пред Богом и людьми, — что вы осыпаны щедротами Божиими кругом и находитесь так не­чувствительны, что вместо благодарности за благодеяния Господни испущаете ропот, так, как будто ничего от Него никогда не получали и теперь находитесь без всего. Ка­жется, нет ничего, чего бы лишил вас Бог; вы все имели и имеете для тела и для души своей. Для чего вам не жить покойно?... (преп. Моисей, 328).

 

За все благодари Бога, и за то, что читаешь сестрам молитвы и сподобилась этим служить им, но нехорошо думать, что это тебе вменится. Нам вменится великая жертва, принесенная Сладчайшим Иисусом на кресте Веч­ной Правде, а у нас нет ничего хорошего (преп. Анатолий, 7, с. 44).

 

А ты благодари, тысячу раз благодари, что вас ограж­дают от волков, стерегут, бдят за вас. И наказание, какое дадут, принимайте с радостью. Блажен, егоже аще накажеши, Господи! (преп. Анатолий, 7, с. 244).

 

Что ты поступила в монастырь — это благо, и всегда благодари за это Бога. Конечно, диавол не перестанет сму­щать тебя, что в миру жить лучше. Но мы должны слушать Бога, Ангелов, а не диавола (преп. Анатолий, 7, с. 111).

 

Вопрос: «Если благодарят, выражают любовь, я себя чувствую как бы виноватой, на душе тяжесть». Ответ: «Все на помощь Божию отдавай... говори: «Гос­подь помог, а не я, Его надо благодарить» (преп. Анатолий, 9, с.95).

 

Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говорить: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!» (преп. Нектарий, 18, с. 512).

 

С помощью Божиею умудряйся устраивать себя так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, ко­торый, по Апостольскому слову, состоит из четырех частей: «ко всем долготерпите, всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия» (1Фес. 5, 14, 16-18). Начинать должно с последнего, т.е. с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением (преп. Амвросий, 23, ч.3, с. 52).

 

Благодарность

 

...С платою покоем или деньгами все прислуги мирян служат, даже часто добиваются послужить и не добьют­ся..., а мы-то, монахи, тоже ищем платы, благодарности, любви?.. Ну, а если тебе начнут платить всем этим с избытком, а в свое время скажут: восприял еси благая в животе твоем?.. (преп. Анатолий, 7, с. 51).

 

Благополучие

 

Все это время, как я видел из писем твоих, ты видел только расположение к тебе и благоволение... Но, видно, одно благоденствие в жизни человеку не может быть полез­но без потрясений; так как и всегда употребляемая сладкая пища может повредить телесное наше здравие, то надобно употреблять иногда и полынную горечь, для здравия тела. Так и в нравственном положении, одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попущает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага, и прибегал бы к Богу в скорбях своих, ибо Сам Он, чрез Пророка, побуждает нас: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня'» (Ср.: Пс. 49, 15). Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится..., хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попус­тит... (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 715—716).

 

Благополучие окружено тремя опасностями, которых всемерно остерегаться должно: первое - возношение, второе - роскошь, третье - немилосердная скупость. Сии с благопо­лучием близко соединенные пороки, как весьма противные Богу, удобно могут в самом счастье сделать человека несча­стливым, если он в который нибудь из них уклонится (преп. Антоний, 22, с. 69).

 

Благословение

 

...Весьма приятно то Богу, что делается с благосло­вением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною (преп. Антоний, 22, с. 330).

 

Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя (преп. Анатолий, 7, с. 59).

 

...Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании (преп. Варсонофий, 3, с. 68, 6.08.1909).

 

Пишешь, что не посмела без моего благословения под­нести Владыке делаемые в вашей обители четки из росного ладана. И не следует. Не следовало бы тебе также подно­сить Преосвященному и просфору от себя (преп. Иларион, 52).

 

...Ты пишешь, что, соображая все, думаешь, лучше не­сколько раз благословиться на одно и то же дело, чтобы Матушка как-нибудь, забывши, не подумала, что дело сдела­но без ее благословения (это хорошо, так и делай). А от­носительно того, что Матушка недовольна бывает и тем, ежели из пустяков благословляются, и тем, ежели не благо­словляются, то лучше пусть уж будешь виновата в том, что докучаешь (преп. Иларион, 50).

 

...<Нужно> умудряться; иногда по видимому покажет­ся дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит... (преп. Лев, 143).

 

Блаженство

 

....Жизнь есть блаженство и не только оттого, что мы верим в блаженную вечность, но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженною, если жить со Христом, исполняя Его святые заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь, на земле, сделается блаженством (преп. Варсонофий, 3, с. 215, от 29.03.1912).

 

Ближний

 

Ты пишешь, почтенная Е. А., что К. нездорова и боишь­ся, чтобы более не занемогла. Это ничего не значит — теле­сная болезнь, надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными, а ты даже и не хочешь, чтобы она принимала исцеление врачеванием от оных болезней. Сама горда, хочешь и ее в том же утвердить; ты не хочешь, чтобы с нею грубо обращались, и тебя тревожит то, что будут ею командовать грубые невежи, какие, в твоем мнении, ниже нее. Как ты меня сим оскорбила! — чья же ты ученица? Христос смирен был, и нам велел от Него научиться сми­рению и кротости, а ты считаешь других ниже нее; это наука сопротивного, вот уже и полагаешь сама в нее залог гордо­сти. Надобно внушать ей, что она хуже всех, и когда бы так себя считала, то пред Богом была бы выше. Укоризны и досады повелел Бог терпеть от всякого человека, от кого Он попустит прийти нам оным, а ты делаешь разбор: что они ниже нее, они грубы, а они, может быть, пред Богом велики. Вижу, что ты и понятия не имеешь о духовной жизни, что так считаешь других. Здесь нет ни дворян, ни купцов, ни крестьян, а все о Христе братия и сестры, и по­следний будет первый, а первый последний (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 309-310).

 

Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 182).

 

...Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повелено искать не «своего си, но еже ближняго» к созиданию (Флп.2, 4; 1Кор. 10, 24, 33) (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 75).

 

Блудная брань

 

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи. Говорить сестрам на пользу — хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться — еще того лучше (преп. Анато­лий, 7, с. 201).

 

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев, 246).

 

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны... N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 12—13).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...