Современное понимание и определение сущности информационной культуры в современном обществе
ИНФОРМАТИКА на тему: Информационная культура и правовое государство
Введение Контрольная работа структурирована на две части по своему содержанию: теоретическую и практическую. Теоретическая часть работы посвящена рассмотрению темы «Информационная культура и правовое государство», содержит общие сведения о роли информации в общественном развитии на современном этапе. Сегодня, при анализе потенциала информационной культуры чаще всего говорят о проблемах умения восприятия, понимания информации. При этом упускается из виду, что отношения, складывающиеся в процессе развития информационной культуры, составляют предмет правового воздействия. В теоретической части также излагаются различные аспекты значимости развития информационной культуры в обществе. В практической части с помощью табличного процессора Microsoft Office Excel проводится анализ, решение задачи, графическое моделирование результатов. Область его применения широка: благодаря тому, что лист Excel представляет из себя готовую таблицу, его часто используют для создания документов без всяческих расчётов, просто имеющих табличное представление (например, прайс-листы в магазинах, расписания). В Excel легко можно создавать различные виды графиков и диаграмм, которые берут данные для построения из ячеек таблиц. Табличный процессор Excel содержит многие математические и статистические функции, благодаря чему его могут использовать школьники и студенты для расчетов курсовых, лабораторных работ (как раз это наглядно и демонстрируется в работе). Excel интенсивно используется в бухгалтерии - во многих фирмах это основной инструмент для оформления документов, расчётов и создания диаграмм. Естественно, он имеет в себе соответствующие функции
Информационная культура и правовое государство Условия существования человечества в XXI веке требуют перехода к новой стратегии развития общества, опирающейся на знания и высокоэффективные технологии. Именно такие знания позволяют собрать воедино эти компоненты и помочь современному человеку эффективно работать в условиях постоянного кризисного взаимодействия с информацией, в том числе и негативно воздействующей на его сознание. В России наблюдается смена парадигмы общественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущего фактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностных ориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принципов информативности и дистанционности образования, обязательности использования новых информационно-телекоммуникационных технологий, снижения затратности образования за счет ускорения доступа к информации. Сегодня в России зачастую при анализе потенциала информационной культуры чаще всего говорят о проблемах умения восприятия, понимания информации. При этом упускается из виду одна немаловажная деталь, связанная с тем, что отношения, складывающиеся в процессе развития информационной культуры, составляют предмет правового воздействия. Вопросы доступа, создания, использования и распространения информации, информационных ресурсов и технологий регулируются и охраняются нормами информационного, гражданского (право интеллектуальной собственности), уголовного, административного и иных отраслей права. Поэтому современное изучение должно происходить в неразрывной связи с формированием информационно-правовой культуры. В данном случае нами сознательно используется категория «информационная культура» и «правовое государство», а не «правовая культура», поскольку обучение правовой грамотности происходит в отношении создания и использования информации, информационных продуктов, то одновременно происходит формирование как правовой, так и информационной культуры.
Современное понимание и определение сущности информационной культуры в современном обществе Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами. Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. Во-вторых, понятие информационной культуры в настоящее время достаточно четко оформлено институционально. Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции "информационная культура". Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности. Нам представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую целостность. В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях: · информационная культура личности; · информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.); · информационная культура общества в целом. В современных исследованиях информационной культуры преобладает информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы. Мы считаем, что информационную культуру личности следует изучать и формировать в контексте умений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие составляющие: · культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т.д.);
· культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего "документального шлейфа" изучаемого направления; · осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач); · умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.); · умение генерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы; · понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; · стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; · воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; · умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи; · умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории; · знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|