Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Личности Г. Оллпорта




Американская психологическая наука дала миру многих выдающихся ученых, ставших основателями ведущих направлений современной психологии. Одним из них был и Гордон Виллард Оллпорт (1897-1967).

В своих многочисленных исследованиях он пытался понять психологию человеческого поведения, изучить цели, которые человек ставит перед собой и индивидуальные психологические характеристики, отличающие одного человека от другого, путь развития человеческой личности и саму личность.

В работах Г. Оллпорта достижения ведущих современных ему направлений психологии – бихевиоризма и психоанализа, объединены с результатами собственных наблюдений и исследований. Сам ученый видел следующую задачу своих исследований – «Уменьшить разногласия между философиями человека и установить шкалу их вероятной истинности». Поэтому основное внимание в своих работах он уделял человеческой личности, её становлению и развитию.

Проведя изучение различных толкований и определений человеческой личности, с древних времен до современности, Г. Оллпорт выделил 50 наиболее значимых. Взяв их за основу и суммируя собственные наблюдения, он предложил свое определение - одно из лучших до сегодняшнего времени.

«Личностью называется динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, определяющая его уникальное поведение и мышление».

Динамичность личности проявляется в том, что человек в любой момент жизни готов к изменениям и развитию. В противоположность многим психоаналитикам Г. Оллпорт утверждал, что в любой момент развития человек вопреки прошлому опыту может изменить себя и свою жизнь. Основой этого свойства служит способность человека к самосознанию, т.е. способность понимать себя и свои поступки и прогнозировать их вероятные последствия.

Единицей изучения личности служит определенная «личностная черта». Черта представляет собой определенное свойство личности, которое проявляется в ежедневных реакциях и поступках человека, в его мыслях и отношениях к явлениям окружающего мира. Черты достаточно устойчивы и одинаково проявляются в широком спектре ситуаций. В свое время Г. Оллпорт выделил до 1000 личностных черт. Среди них можно выделить доминирующие – главные, которые определяют наиболее важные поступки человека и второстепенные подчиненные. Все черты человека находятся во взаимосвязи друг с другом, что и создает уникальность и неповторимость каждого человека.

Г. Оллпорт был категорически против подведения людей, под какие либо общие типы, считая, что таким образом мы теряем человеческую индивидуальность. Каждая черта своеобразным образом проявляется в каждом индивиде, и мы не можем, называя отзывчивым и добрым одного человека, применить это определение в той же мере к другому человеку. Для каждого из них эти черты и их проявление будет различным, потому что в их личностях присутствуют и другие характеристики, которые определяют уникальность и своеобразие проявления конкретной черты именно этим человеком в этой ситуации. Роль ситуации и вообще контекста, в котором происходит человеческая жизнь очень велики. Именно с определенной ситуации проявляется человеческая личность, без ситуации нет человеческой личности. Все черты и свойства, находясь «внутри», и мы никак не можем судить об их наличии без того, что бы увидеть их проявление в жизни.

Что бы понять человеческую личность, необходимо так же проследить ее жизненный пусть и всю динамику развития человека, изучая его биографию, понимать взаимодействие различных черт и их сочетаний. Только тогда мы можем с уверенностью утверждать, что понимаем логику поступков и поведения человека.

Новаторство Г. Оллпорта проявилось и в объекте исследования. Объектом исследования для него служила психически здоровая личность. Следует отметить, что в начале века в психологии личности основной экспериментальный материал был получен из наблюдений врачей-психиатров за психически больными людьми, либо людьми, нуждающимися в серьезной помощи психотерапевта. Этим путем шли Фрейд, Юнг и многие другие психологи. Г. Олллпорт признавая достоинства данного подхода, считал, что в первую очередь необходимо изучать здоровую личность и в своих исследованиях руководствовался именно этим принципом.

Особое внимание Г. Оллпорта привлекало развитие человеческой личности во всей возрастной динамике развития. В понимании жизненного пути и психологического созревания личности на пути к зрелости он остался верен себе, стремясь избежать радикальности других психологических направлений считавших, что человек в своем развитии зависим от детских переживаний и комплексов (Психоанализ) либо является продуктом действия внешних стимулов и ситуаций (бихевиоризм). Зрелая, здоровая личность по Г. Оллпорту отличается принятием себя таковой, какой она есть, обладает способностью к самопознанию, имеет цельную жизненную философию, демонстрирует эмоциональную зрелость и способность к теплым сердечным чувствам, а так же отличается здоровым чувством юмора.

Человеческое развитие – динамичный процесс, который продолжается всю жизнь, а значит, человек не является ни заложником своей наследственности, ни полностью зависимым от ситуации развития. Обладая свободой выбора, которую можно получить, развивая в себе способность к самопознанию человек способен в любой момент жизни направить личностное развитие к зрелости.

Своими работами относительно природы человеческой личности Г. Оллпорт стал первопроходцем, заложившим основы гуманистической психологии и понимания психологии здоровой личности. Его идеи оказали влияние на формирование взглядов на природу психического многих известных психологов в частности К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мэя и многих других

Направленность личности

Главным в формировании личности является развитие мотивационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития мотивов имеет очень большое значение для понимания закономерностей формирования личности, однако ею далеко не исчерпывается проблема. Не меньшее значение имеют развитие и соотношения, возникновение новых мотивационных структур, имеющих иерархический характер; в процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. Это значит, что в системе мотивов, побуждающих человеческое поведение, не все мотивы одинаково значимы, одинаково действенны, одинаково устойчивы. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех остальных. У одних людей доминирующие мотивы имеют относительно устойчивый характер – возникает устойчивая иерархическая структура; у других они легко меняются в процессе жизни и опыта или под влиянием ситуации. В этих случаях об устойчивости иерархии говорить не приходится.

Иерархические структуры мотивов складываются у ребенка очень рано. Вначале они основаны на доминировании непосредственных побуждений, подчиняющих себе все другие мотивы. Такие структуры можно назвать структурами первого вида. Они могут сохраняться в любом возрасте. Наиболее элементарными структурами первого вида можно считать структуры, основанные на доминировании органических потребностей (пищевых, половых, двигательных). Но к этому же виду относят и структуры, основанные на доминировании непосредственных мотивов и небиологического характера (например, мотивов, связанных с любовью к искусству, семье, с нравственными чувствами). Сюда же можно отнести мотивы, связанные с любыми непосредственными интересами человека. Эти мотивы также непроизвольно подчиняют себе другие побуждения, создавая тем самым непроизвольную иерархию мотивов.

В отличие от этого мотивационная структура второго вида имеет произвольный характер. В наиболее развитой форме она предполагает наличие у человека определенных убеждений, т.е. идей, ставших мотивами поведения. При наличии такой произвольной иерархии мотивов человек может организовывать свое поведение даже вопреки непосредственным побуждениям, если последние противоречат убеждениям человека, принятым им нормам, принципам, намерениям или решениям. Организованная таким образом мотивационная сфера, позволяющая человеку произвольно подчинять свои непосредственные побуждения сознательно поставленным целям намерениям, составляет основу зрелой личности. Эта структура дает субъекту возможность управлять своим поведением и быть относительно независимым от влияний, возникающих ситуативно, от влияний, расходящихся с его собственными убеждениями или намерениями. По мере развития личности эти мотивы, вначале произвольные, становятся непосредственно действующими потребностями.

Мотивационная структура такого типа возникает лишь на основе приобретаемого субъектом опыта в процессе его развития. Произвольная или непроизвольная иерархия мотивов и создает направленность его личности.

Направленность личности, таким образом, понимается как результат наличия устойчиво доминирующих мотивов поведения. Можно считать, что направленность личности есть одновременно и результат, и показатель наличия устойчивости иерархической структуры мотивов.

Существует и так называемая ситуативная направленность, связанная с удовлетворением каких-либо жизненно важных потребностей, осуществление которых как бы снимает эту направленность (например, потребность в еде и т.п.).

Потребности же, определяющие направленность личности, практически ненасыщаемы. Они действуют все время, определяя и все остальные потребности и в частности способы их удовлетворения. Люди с разной направленностью по-разному переживают удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, по-разному удовлетворяют их.

К направленности существуют разные подходы. Но для характеристики личности наиболее существенное значение имеет то, какие из видов направленности занимают ведущее место в общей структуре побуждений человека. В соответствии с этим различают три вида направленности: коллективистскую, личную и деловую.

Личная направленность имеется тогда, когда в системе мотивов преобладают мотивы собственного благополучия, стремление к самоутверждению, личным достижениям.

Если поступки человека определяются в основном интересами и потребностями общества, коллектива, других людей, т.е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.

Наконец у человека могут преобладать мотивы, порождаемые самой деятельностью: непосредственное увлечение процессом, бескорыстное стремление к истине, результату или вытекающее из убеждений человека предпочтение интересов дела всем другим интересам. Если эти мотивы преобладают над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.

Конечно, доминирование или преобладание – эта величина статистическая и сама относительна, но даже ее относительная устойчивость – это уже новое качество мотивационной сферы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...