Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как закрепление условных рефлексов.

ТЕМА № 6

ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ВЫРАБОТКА ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

КАК ЗАКРЕПЛЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

Мы уже знаем, что любая осознанная деятельность человека является продуктом функционирования его высшей нервной системы. Речь и способность петь – также являются продуктом осознанной деятельности человека. Поскольку игнорировать этот факт мы не можем, следовательно, понимание ключевых функций центральной нервной системы даст нам инструменты для понимания способов построения эффективного процесса обучения.

Немного теории не повредит. С ее помощью мы сможем разграничить для себя «меру ответственности» некоторых процессов, которые будем учитывать при выборе методов воздействия на наших «трудных» подопечных.

Сразу разграничим «зоны ответственности:

1. Условные и безусловные рефлексы, а также, Первая сигнальная система относятся к деятельности центральной нервной системы.

2. Вторая сигнальная система является продуктом высшей нервной деятельности человека.

 

Итак, рефлексом называется реакция организма в ответ на внешние раздражения, осуществляемая при участии центральной нервной системы.

К понятию Рефлекса имеют отношение следующие определения:

Безусловный рефлекс– рефлекс, который вступает в действие при действии определенного раздражителя на организм, передавшийся генетически (инстинкты, родовые и видовые особенности, в том числе, реакции на раздражители)

Условный рефлекс – рефлекторная реакция на тот или иной раздражитель выработанная в процессе жизнедеятельности отдельным индивидом (приобретенная)

Доминанта – это очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий готовность организма к определенной деятельности в данный момент (учитель зашел в класс, все резко успокоились и приготовились его слушать)

Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса

Идея рефлекса развивалась в трудах многих ученых и в первую очередь русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова. В своем трактате «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов утверждал, что основу всех без исключения проявлений психической жизни составляют рефлексы. И. П. Павлов описал конкретные формы рефлексов, изучил рефлексы, свойственные только высшим проявлениям мозговой деятельности, высшим отделам мозга, а также рефлексы, характерные исключительно для человека. Огромная заслуга И. П. Павлова заключается в том, что он открыл качественно новый тип рефлекторной деятельности, который получил название условного рефлекса.

Условный рефлекс означает временную, изменчивую связь одного или нескольких сигналов с ответной деятельностью организма. Другими словами, зная нужные алгоритмы развития певческих навыков, мы можем в течение какого-то времени научить исполнителя петь. Но, если этот навык не будет подкреплен посредством участия Второй сигнальной системы, рефлекторная связь не будет долгой.

Вторая сигнальная система явилась не только средством общения между людьми, но и орудием мышления, интеллектуальной деятельности. Звук стал как сигналом, так и знаком. Если сигнал - это естественное средство коммуникации и внутривидового поведения, то знак - это искусственное орудие общения и познания. Звук, превратившись в слово, не только сообщает, но и обобщает, фиксирует обобщенные понятия. Отражение внешнего мира с помощью понятий, выражаемых словами, свидетельствовало о развитии у человека способности оперировать этими понятиями, т. е. о развитии у него мышления.

Другими словами, обучение, в котором в равной степени присутствуют элементы формирования условных рефлексов: упражнения-алгоритмы или упражнения-скрипты (как вам больше нравится) и соответствующие речевые команды, формирующие понимание учеником способа действия, наиболее полно будет использовать физиологические и психические особенности ученика (человека). Соответственно, и нужный результат вы увидите гораздо быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...