Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты политической системы

Государство — это сложное многофункциональное социальное образование, структура, в состав которой входит ряд обязательных компонентов. Такими обязательными компонентами государства являются территория, население и политическая власть

Действительно, государства не может быть без четко определенной территории, границы которой являются его государственными границами Территория — это географическое пространство, служащее физической основой государства Под территорией конкретного государства (России, Франции, Великобритании и т. д.) понимается часть географического пространства в строго определенных постоянных границах, в пределах которой реально действует политическая власть определенной элиты. Территория государства — это не только часть суши, но и омывающие ее воды морей и океанов (территориальные воды), воздушное пространство, недра земли. Территория как признак государства неразделима, неприкосновенна, исключительна (на территории государства действительна власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся своей территории, уже не государство). Государство защищает себя от посягательств, сохраняя свой суверенитет, следит за соблюдением неприкосновенности своих границ. Нарушение границы угрожает территориальной целостности и безопасности государства и рассматривается как агрессия. Более того, государство вправе и должно не допускать вмешательства в свои внутренние дела, то есть оказания какого-либо давления со стороны других государств в связи с событиями и процессами, происходящими на его территории Территория имеет принципиальное значение с ней связан вопрос самого существования государства В случае потери территории государство перестает существовать Поэтому одной из главных целей правящих политических групп, стоящих на страже национальных интересов своей страны, является гарантирование территориальной целостности государства всеми законными средствами — от дипломатических до военных.

Однако в современном мире территориальный признак государства постепенно размывается. Происходит процесс глобализации — информационного, экономического, идеологического, культурного вторжения в соответствующие пространства национальных государств, осуществляемого другими государствами в лице принадлежащих их гражданам торговых и производственных корпораций, иностранных средств массовой информации, продукции массовой культуры Растет роль и влияние различных межгосударственных организаций Тем не менее это не означает отмирания территории как компонента государственности как таковой.

Еще одним фундаментальным компонентом любого государства является его население. Естественно, что без населения государства не бывает Население — это сообщество людей, проживающее на территории государства, подчиняющееся его власти. Государство в этом отношении может быть моноэтническим, или национальным, когда подавляющее большинство его населения принадлежит к одной нации или народности. А может быть и полиэтническим или многонациональным — том случае, если на его территории живет сразу несколько наций или народностей.

В то же время по традиция моноэтническим считается и такое государство, в котором государствообразующая народность составляет более половины его населения Такими государствами являются в Европе Франция, Германия, Италия, Швеция, Англия, Испания, Греция и т д.

Политическая власть —. отношения господства подчинения, существующие между организованным меньшинством» — политической элитой и основной частью населения, является третьим системообразующим элементом государства Именно наличие политической власти как верховной государственной власти придает территории и проживающему на ней населению статус государства государственная власть — это политический институт, носящий постоянный, устойчивый характер Лица, занимающие должности во властных структурах, часто меняются, но сами эти структуры длительное время остаются неизменными.

Рассмотрение государства с точки зрения составляющих его компонентов не предполагает разделение государства и общества. Общество и государство в этом смысле представляют единое целое И все-таки государство является не только территориально-национальным образованием, но и главным политическим институтом общества, особой формой организации политической власти в обществе. С этой точки зрения следует выделить характерные черты — признаки государства, отличающие его от общества в целом и других политических организаций.

 

Формы государства

 

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства характер взаимоотношений центральных региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Унитарное государство - это единое, простое государство состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему единую систему, высших органов власти и управления, единое гражданство.

Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Подавляющее большинство унитарных государств имеет многонациональное население, но есть исключения - Испания, Китай, Вьетнам. В рамках

Унитарных государств возможна административная и национальная автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании. Великобритании).

Федерация это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти общегосударственного (федерального) права государственные образования - члены федерации имеют собственные конституции законодательство, гражданство, высшие органы власти.

По свое замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими историко-культурными религиозными, лингвистическими и др.особенностями создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация).

Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т е правовой статус ее членов может различаться), тем не менее один из важнейших принципов федеративного устройства - это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т к не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).

Жизненность федерации зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения компетенций между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что и произошло с СССР Югославией, Чехословакией.

Конфедерация - союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства - члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т к их органы власти облают в ряде случаев нуллификацией, т е правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.

Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории имели место и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией разнородный этнический и культурный состав населения Для империй характерна захватническая политика угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, - достаточно назвать Римскую, британскую или Российскую империи.

Протекторат - формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г) Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...