Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет исторической хронологии

 

В Советском энциклопедическом словаре читаем следующее: «Историческая хронология (от греч. Chronos – время, logos – слово, учение) – наука о последовательности исторических событий. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает установить даты исторических событий и возникновения исторических источников».[5]

В учебном пособии по исторической хронологии Ермалаева И.П. дано следующее определение: «Историческая хронология является одной из вспомогательных исторических дисциплин, общая задача которой разработка методики и техники исследования исторического материала… В современном понимании слова хронология – это найка о способах измерения и системах счисления времени человечеством на разных этапах его развития. Историческая хронология занимается определением и уточнением дат конкретных исторических событий и документов. Предметом исторической хронологии как науки является изучение развития систем времясчисления у различных народов и государств».[6]

О счёте времени у древних славян известно следующее: «…нет определённых свидетельств о сущности календаря древних славян. Мы можем утверждать только одно – с древнейших времён счёт времени у славян вёлся по сезонам (т.е. календарь был в своей основе солнечным). Для восточных славян Солнце – Дажьбог было главным языческим божеством, богом плодородия.”[7]

В конце 10в. Русь приняла Юлианский колендарь в византийском варианте. Важным этапом развития принципа летоисчесления в России является коленарная реформа конца 17в. Петра1. Эта реформа затронула 2 вопроса – начало года и эру. Было внесено начало года с 1 Января, и новая эра – от “рождества Христова” Юлианский календарь продолжал употребляться в Росии до победы социалистической революции, а в январе (феврале) 1918г. был введён григорианский календарь.

Вся жизнь и деятельность людей теснейшим образом связана со временем. Разработка исчисления времени всегда была первейшей задачей человечества. Ни одно событие не может быть понято и объяснено без учёта времени его совершения, ни один исторический факт не может рассматриваться вне времени и пространства.

Ермолаев определил следующие задачи исторической хронологии: «Хронология как вспомогательная историческая дисциплина ставит перед собой две задачи: теоретическую – по конкордации, и прикладную (практическую) – по редукции хронологических дат. Конкордация дат состоит в установлении взаимоотношения между различными времясчислени, их взаимного согласования. Редукция заключается в выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы в другую. Для учёного-историка наиболее важна практическая сторона – перевод дат исторических событий, отражённых в источниках, применявших самые разные системы календарей и эр, на современную эру и общепринятую систему времясчисления.»[8]

В основе измерения времени лежат три единицы: сутки, месяц и год. При этом сутки и год связаны с соответствующими движениями Земли относительно Солнца, а месяц – с движением Луны вокруг Земли и их общим движением вокркг Солнца.

Своё выражение хронология находит в календарных системах. «Календарь – это система счисления времени, в остове которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся в движении небесных тел». Календарные системы очень многообразны. Их происхождение в каждой отдельной стране связано с особенностями её исторического развития. Нередко даже в одной стране существуют различные календарные системы.

Все используемые человечеством системы счёта времени можно разбить на две основные группы: солнечный и лунный счёт времени. Это даёт возможность выделить три рода календарей: лунные (основаны на движении Луны), солнечные (основаны на движении Земли вокруг Солнца) и лунно-солнечные (основаны на сочетании движения Луны вокруг Земли и земли вокруг Солнца). При работе над данными приходиться часто встречаться с такими понятиями как круг Солнца, круг Луны.

Календарный год не содержит в себе полного количества недель: в этом году он имеет 52 недели и 1 день, а в следующем, високосном, 52 недели и 2 дня. Таким образом, каждый простой год заканчивается тем же днём недели, что и тот, с которого он начинается. Следующий после прошлого год начинается днём недели, следующим за тем днём, с которого начался предыдущий год. Если же год високосный, то в следующем за ни году все числа перемещаются на два дня недели вперёд.

Если бы все годы состояли только из 365 дней, то повторяемость прошлой смены дней недели по числам происходила через каждые 7 лет. Но високосные годы нарушают эту ритмичность и увеличивают срок повторяемости до 28 лет (четыре семилетия). Вот этот 28-летний период получил название “солнечного цикла”, а место занимаемое тем или иным годом в пределах каклого-либо солнечного цикла, называется “кругом Солнца.”

В учебном пособии по исторической хронологии И.П. Ермолаева сказано, что для определения круга Солнца следует произвести действия: в годах византийской эры.

Определить круг солнца можно и по специальной таблице.

Фазы Луны ежегодно приходятся на разные числа календарного года. Но через каждые 19 юлианских лет происходит полное повторение начала лунных фаз в одни и те же числа месяцев солнечного календаря, ибо 19 солнечных лет содержат в себе 235 полных синодических месяцев.

Этот 19-летний период, в который Луна как бы завершает свой круг и возвращается к исходной точке солнечного календаря, получил название «лунного или метонова (по имени греческого астронома Метона) цикла.» Порядковое место юлианского года в пределах 19-летнего лунного цикла и называется «кругом Луны.»

Для определения круга Луны используют следующие формулы:

Можно использовать и специальную таблицу определения круга Луны.

В церковных календарях (или месяцесловах) каждому дню года обычно приписывалось (в зависимости от круга Солнца) одна из семи букв славянского алфавита: А (аз), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), Е (есть), S (зело), З (земля). Они называются вруцелетными буквами.

В соответствии с религиозными канонами считалось, что первым днём от «сотворения мира» была пятница 1 марта. Этому дню, на основании некоторых соображений, касающихся библейских (дней творения), была приписана буква Г(глаголь). Следующий день 2 марта обозначен предыдущей по алфавиту буквой В(веди), в первом году от СМ (сотворения мира) это была суббота; 3 марта – А (аз), в первом году от СМ это было воскресение. Последующие дни – буквами: 4 марта – седьмой по алфавиту буквой З (земля), это был понедельник; 5 марта – шестой буквой S (зело), это был вторник; 6 марта – Е (есть), это среда; 7 марта – Д (добро), это четверг; 8 марта – опять Г (глаголь), пятница и т.д. Другими словами, каждое число года, начиная с первого марта, обозначено одной из упомянутых семи букв алфавита.

Поскольку в году 52 недели и 1 день (в простом) и 2 дня (в високосном), то в каждый следующий год на воскресение будет приходиться другая буква (по правилам солнечного цикла, в зависимости от круга Солнца). «Буква которой соответствуют в данном году воскресные дни, называется вруцелетом.» Таким образом, вруцелето указывает на воскресные дни года.

Зная вруцелето и имея роспись всех дней года по вруцелетным буквам, легко можно узнать день недели для любого числа года.

Определить вруцелето можно по специальной таблице или по формуле.

Формула определения вруцелета для юлианского календаря византийской эры от сотворения мира –

Где W – вруцелето данного года в цифровом выражении, В – номер года по византийской эре.

Формула определения вруцелета для юлианского календаря эры Дионисия:

При этом числовые значения вруцелето (W) будут относиться к следующим буквенным обозначениям: А (аз) – 1, В (веди) – 2, Г (глаголь) – 3, Д (добро) – 4, Е (есть) –5, S (зело) – 6, З (земля) – 0.

Для определения вруцелета григорианского календаря значение W надо увеличивать: для 17в. – на 4, для 18в. – на 3, для 19в. – на 2, для 20в. – на 1.

 В древнерусских источниках наряду с обозначением числа, очень часто указывается день недели. Поэтому для историка важно уметь определять день недели любой даты. Существует большое количество математических формул для определения дней недели (формулы Д.М. Перевощикова, Е.Ф. Карского, Целяра, Н.И. Чернухина и др.). Для определения дня недели можно пользоваться и специальными таблицами.

В древнерусских источниках события обозначались часто не датами, а указаниями на церковные праздники, бывшие в эти дни. Иногда и конкретная дата сопровождается указанием на церковный праздник, приходившийся на этот день. Поэтому историку, чтобы уточнить, а иногда и определить дату события или возникновения исторического источника, постоянно приходится иметь дело с определением числа, на которые падает та или иная дата церковного календаря.

В историческом источнике могут содержаться упоминания о поразивших современников явлениях природы, происшедших в одно время с тем или иным историческим событием. Чаще всего такими природными явлениями были затмения (солнечные или лунные), а также появление на небе комет. Эти указания не должны игнорироваться, ибо, с одной стороны, по ним можно определить или проверить дату (необходимо только выяснить, могло ли быть в данное время указанное явление), с другой стороны, с помощью указаний на астрономические явления легко определить стиль (мартовский, ультрамартовский или сентябрьский), по которому дана дата (если она всё-таки присутствует).

Наиболее наглядный и часто встречаемый в литературе пример: «Многие летописцы сообщают о походе новгород-северского Игоря Святославича против половцев, получившим большую популярность, благодаря высокохудожественному отображению его в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Но дни летописи относят этот поход к 6693 году (Новгородская 1-я летопись, Новгородская 2-я, Псковская 1-я, Псковская 2-я, Ипатьевская), а другие к 6694 г. (Лаврентьевская и Никоновская летописи). Одновременно почти во всех летописях упоминается поразившее современников событие – затмение солнца, происшедшее в этом же году 1 мая в среду…»[9] Следовательно, для определения года похода новгород-северского князя против половцев необходимо узнать, когда в русских землях произошло 1 мая солнечное затмение – в 6693 или в 6694г.г. (при мартовском стиле эти даты должны соответствовать 1185 или 1186г.г., при ультрамартовском стиле – 1184 или 1185г.г.). Проверить дату мы можем и по указанию на то, что 1 мая в тот год пришлось на среду.

Для определения даты солнечного (или лунного) затмения существуют специальные астрономические таблицы, которые дают возможность установить, может ли произойти затмение Солнца или Луны в данный день известного месяца и года по современной эре (применительно к юлианскому календарю).

С помощью этих таблиц легко выяснить, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185 года. По другим таблицам (или формулам) устанавливаем, что 1 мая в 1185 году было средой. Следовательно годом похода Игоря Святославича против половцев был 6693 год по мартовскому стилю (или 6694 по ультрамартовскому стилю). Отсюда мы делаем другой важный вывод: Новгородская 1-я летопись, Новгородская 2-я, Псковская 1-я, Псковская 2-я, Ипатьевская вели счёт времени в конце седьмого века по мартовскому стилю, а Лаврентьевская и Никоновская летописи – по ультрамартовскому.

Нередко в летописях имеются указания на появление комет (особенно кометы Галлея). Это также помогает определить, уточнить или проверить датировку событий или время возникновения исторического источника. Периодичность прохождения кометы Галлея через перигелий (ближайшую к Солнцу точку орбиты кометы) составляет, примерно, 76 лет. С помощью астрономических вычислений можно определить время перигелия любой кометы с выявленной орбитой.

Некоторые даты в древнерусских источниках сопровождаются указанием на индикт года. Индиктный счёт времени – это остаток древне-византийского счёта времени 15-летними отрезками (периодами). Индиктом года назывался номер года по своему месту в 15-летнем цикле (т.е. индикт – это порядковое место года в пределах 15-летнего периода). Определить индикт года можно путём деления числа года сентябрьского календаря византийской эры на цифру 15. Полученное частное покажет число целых 15-летних циклов, а остаток от деления – индикт данного года (если остатка не получится, то индикт будет равен 15-и).

Имеются и специальные таблицы определения индикта.

Определение времени возникновения исторического источника, уточнение датировки – дело трудоёмкое, которое требует большого количества математических расчётов. Упростило эту задачу появление новейшей вычислительной техники и компьютеров. Достижения в области информатики привели к возникновению нового направления в исторической науке – исторической информатики, которая возникла на стыке источниковедения, информатики и квантитативной истории; в её основе лежит формализация и компьютерная обработка исторических источников, разработка и использование новых компьютерных технологий исследования, создание компьютерных программ обучения.[10]


Заключение

 

Историческая хронология, как и любая другая вспомогательная историческая дисциплина, имеет для учёного-исследователя прикладное значение. Но вместе с тем владение методикой определения, уточнения и проверки датировки документов и событий исторического прошлого делает хронологию важнейшим элементом в творческой лаборатории исследователя, позволяет говорить о самостоятельном значении хронологических определений. Деятельность ряда русских и белорусских историков (Ключевского В.О.; Бережкова Н.Г.; Карского Е.Ф.; Перевощикова Д.М.; Улащика М.М.; Довгела З.И. и др.) – наглядное тому подтверждение.

Особенно важное значение хронологических исследований определяется тем, что без них невозможно составить периодизацию всемирно-исторического процесса как в национальном или региональном, так и во всемирном масштабе, а также хронологические или синхронистические таблицы.

Высококвалифицированный специалист – историк сегодняшнего дня – немыслим без знания основных вспомогательных исторических дисциплин, без овладения методикой и техникой исторического исследования.

 


Список использованной литературы

 

1. Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань. Издательство казанского университета. 1980.

2. Методология истории. Мн. “Тетрасистемс”. 1996.

3. Селешников С.И. История календаря и хронология. М. 1970.

4. Советская историческая энциклопедия в 16-и томах. М. «Советская энциклопедия». 1982.

5. Советский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия». М. 1982.

6. Сюзюмов М.Я. Хронология всеобщая. Свердловск. 1971.


[1] Советский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия». 1982. с. 518

[2] Советская историческая энциклопедия в 16-и томах. М. «Советская энциклопедия». М. 1982. с.591

[3] Советская историческая энциклопедия в 16-и томах. М. «Советская энциклопедия». 1982. с.591

[4] Советская историческая энциклопедия в 16-и томах. М. «Советская энциклопедия». 1982. с.591

[5] Советский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия». 1982. с. 1474

[6] Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань. Издательство казанского университета. 1980. с.3

[7] Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань. Издательство казанского университета. 1980. с.103

[8] Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань. Издательство казанского университета. 1980. с.4

[9] Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань. Издательство казанского университета. 1980. с.146

[10] Методология истории. Мн. “Тетрасистемс”. 1996 с.225

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...