Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь и служение Ивана Онищенко

Евангелист

Оглавление

ЧАСТЬ I. ПРОБУЖДЕНИЕ

Глава 1. Знакомство с Ваней

Глава 2. На ярмарке

Глава 3. Подарок

Глава 4. Пост

Глава 5. Молитва

Глава 6. Единение со Христом

Глава 7. Домашняя церковь

Глава 8. Зрелость

Глава 9. Друзья

Глава 10. Первые угрозы

Глава 11. Встреча с немцами-колонистами

Глава 12. Благовестник

Глава 13. Первое крещение на юге Украины

Глава 14. Миссионер

Глава 15. Базелевская миссия

Глава 16. Беседа с церковным старостой

Глава 17. Крещение

Глава 18. Возникновение евангельских общин на юге Украины

Глава 19. Гонение

Глава 20. Из села в село, из дома в дом, от сердца к сердцу

Глава 21. Домой в Основу

Глава 22. В Березовку

Глава 23. Проповедь Онищенко

Глава 24. Покаяние Люши

Глава 25. Тучи сгущаются. Новые веяния

Глава 26. Священник Переверзев

Глава 27. Совещание в Ряснополье

Глава 28. Опять в Основу

Глава 29. Дневники Онищенко

Глава 30. Онищенко и Ратушный

Глава 31. Последнее крещение

Глава 32. Совещание в лесу

Глава 33. Снова в путь

Глава 34. Арест

ЧАСТЬ II. В ЗАСТЕНКАХ

Глава 1. Тюрьма

Глава 2. Камера политических

Глава 3. Блаженны чистые сердцем

Глава 4. Евангелист и революционер

Глава 5. Стихи о тюрьме

Глава 6. Хлеб насущный

Глава 7. Допрос

Глава 8. Где Онищенко?

Глава 9. В Карцере

Глава 10. Камера уголовников

Глава 11. Передача

Глава 12. Чтение Евангелия

Глава 13. Покаяние Бернадского

Глава 14. Покаяния в сорок первой камере

Глава 15. Прощальная беседа

Глава 16. Допрос Бернадского

Глава 17. За закрытой дверью

Глава 18. Бернадский напутствует

Глава 19. Увещевание Онищенко

Глава 20. Прощание с камерой

Глава 21. Суд над Онищенко

Глава 22. Последнее свидание

ЧАСТЬ III. ССЫЛКА

Глава 1. Отец и сын

Глава 2. По дороге в ссылку

Глава 3. На Фаворе

Глава 4. Совещание в Малой Виске

Глава 5. Съезд в Новомиргороде

Глава 6. Днепр широкий

Глава 7. На дороге, которая пуста

Глава 8. Роскошная смоковница

Глава 9. Горечь богатства

Глава 10. Исповедь архиерея

Глава 11. В Дубнинской тюрьме

Глава 12. Лохвица

Глава 13. Учитель

Глава 14. Крещение молокан

Глава 15. Саратов

Глава 16. На пароме

Глава 17. Голодный край

Глава 18. Кандальные

Глава 19. Губернский прокурор

Глава 20. В Орской крепости

Глава 21. Сапожник Авдеич

ЧАСТЬ I. ПРОБУЖДЕНИЕ

Глава 1. Знакомство с Ваней

Весна 1848 года была на юге Украины особенно пышной, ранней. Все пробуждалось к жизни: и деревья, и травы, и животные, и дети.

Раннее утро. Русая голова Вани, шестнадцатилетнего юноши, приподнялась на подушке, голубые глаза беспокойно посмотрели на стенные часы, и юным, крепким движением он поднялся с кровати. Он помнил, что сегодня отец едет в Одессу на ярмарку, и что надо помочь ему собраться.

Отец был уже во дворе и выкатывал бричку.

- Ваня! - крикнул отец, с удовлетворением глядя на своего любимца, - какой хомут будем надевать?

- С нарытником, - горделиво сказал сын, уже неся к телеге вязаные шерстяные вожжи.

- Почисть бляхи, в город еду.

- Знаю, тато!

И вот отец Вани, Федор Онищенко, выходит к запряженной телеге в новом сюртуке, одевая сверху темно-синюю бекешу и чумацкий картуз с околышем и лакированным козырьком. Ваня любил видеть отца в таком наряде. Он напоминал ему генерала, которого мальчик когда-то видел на картинке. Подойдя к одноконной, раскрашенной зеленым цветом, бричке, он уверенно взял из рук сына вожжи, снял картуз, посмотрел на небо и перекрестился свободной рукой. Затем легко вскочил на сиденье, и лошадь тронулась. Ваня, держась за сиденье, провожал отца до ворот.

У ворот отец остановил лошадь и, нагнувшись к сыну, ласково сказал:

- На Троицу, Ваня, тебе семнадцать. Что привезти тебе в подарок с ярмарки?

- Ничего, тато, не надо. А если привезете, то только такое, чтобы на всю жизнь оно было бы в памяти. Ведь семнадцать лет, это я уже так вырос! Один раз это бывает. Дякую вам!

Проводив глазами удаляющийся возок, Ваня закрыл новые ворота, недавно покрашенные голубой краской, прошел вглубь двора, где лежала копна свежескошенной травы, и лег на нее, вдыхая густой запах разнотравья.

Приходилось ли вам лежать на мягкой душистой траве или свежем сене и видеть перед собой вверху голубое небо, и, не будучи отягченным земной суетой, на некоторое время предаться его созерцанию? Все горечи земной жизни как бы исчезают, стушевываются, и на их место приходит что-то высокое, чистое и бесконечно прекрасное. И кажется, что ты - в новом состоянии, в царстве правды, красоты и гармонии...

Это удивительное чувство и наполнило все существо юноши. Тонкой души мать, справедливый набожный отец, дорогая ему крестная тетя Катя, учительница школы их села Основы - все они вложили в него чувство поэтичности, сострадания ко всему живому, тяги к высоким мечтам. С этими мечтами он рос, с ними становился совершеннолетним. И ему хотелось не просто мечтать, ему хотелось жить самому такой жизнью: все любить, всем помогать, всех звать постоянно к высокому. Он слышал от мамы и тети Кати рассказы о Боге, о Его вечных обителях. Примитивные рассказы о невидимом, но сколько в них было красивого, светлого!

И особенно покоряли его уже немалопонятные ему рассказы, а ясные описания родителями жизни Иисуса Христа, так любившего людей, принявшего такое высокое участие в их судьбе, отдавшего Свою жизнь за право сказать, научить тому, о чем забыли люди, живя совсем не так, как заповедал Бог. И, может быть, в первый раз в своей жизни юноша, лежа лицом к бескрайним небесам, стал молиться, и молитва его была чистой и искренней, той самой, которую слышит Бог.

- Боже мой, - свободно говорил он, - как я хочу к Тебе! Как я хочу жить Тобой, знать Тебя, быть Твоим!.. - и слезы радости заполнили его молодые глаза, и ни перед кем ему не было стыдно за эти горячие слезы.

- Ва-а-ня! - послышался голос матери, искавшей его. Юноша легко поднялся и вытер подолом рубахи мокрое от слез лицо. Мать увидела его и шла к нему, не понимая, что же произошло с ее любимым сыном.

- Мама, ты знаешь, где я был сейчас? Ты знаешь, мамочка, ты все у меня знаешь! Я сейчас был на небе, - улыбнулся он, - в тридесятом царстве! И как там хорошо, мама! Если бы на земле было так.

- На земле должно быть так, Ваня. "Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе", - так учил молиться Христос. Да ты ведь и сам знаешь молитву "Отче наш"! Вот, ты вырос, ты должен понять это, ты должен жить так, чтобы смог сказать об этом людям, - поспешно говорила женщина, любящим сердцем чующая в своем любимце необычную душу.

Глава 2. На ярмарке

Федор Петрович проехал один овраг, затем другой, и селение Основа скрылось из глаз. Смотрит он вперед на дорогу, а в ушах все звучат слова сына Вани: "А если привезете, то такое, чтобы на всю жизнь оно в памяти было". Что можно помнить всю жизнь? Все изнашивается, ржавеет, исчезает... Вечное только на небе", - думал Федор, шевеля вожжами.

Детей у него много, Иван старший. Тем он привезет гостинцев, матери на одежду, обувку на ноги. Это просто, да и радость им будет. А что Ивану?

Ничего не придумав, Федор стал размышлять о другом. Слева от дороги на Одессу Федор Петрович увидел знакомый поворот. В той стороне, на хуторе, не так и близко, жил его восьмидесятилетний любимый дед Тимофей. Отец и мать Федора умерли от холеры, когда мальчику было всего пять лет. И тогда попал он к деду на хутор. Пятилетним он пас гусей, а когда подрос, стал пасти верблюдов. Дед был трудолюбивый и, как все много работающие люди, строгий, и мальчик мало видел от него ласки. Но справедливость деда, порядочность, уважение людей к нему определили любовь внука к деду. И Федор повернул лошадь к хутору.

Подъехав поближе, он увидел знакомые ему развесистые вербы у пруда, у гребли - добротный дом, пристройки.

Допоздна просидели Федор и дед за столом, и дед, в который уже раз, рассказывал ему о себе.

Еще в 1784 году, шестьдесят с лишним лет тому назад, отпущенный на свободу помещиком, пришел он сюда с семью дочерями, ведя подаренную корову, и поселился здесь. Спали на соломе. Первую зиму жили в курене, потом слепили мазанку, кормились коровкой.

- Я до работы был прилежный, знал и кузнечное, и плотничье дело, шорное и сапожное ремесло. Да вот и Ванька твой, - продолжал дед, - мой правнук, тоже лют до работы. Как-то посмотрел, как я латал сапог, а потом гляжу, он уже и сам начал понемногу шить.

И уже с гордостью в голосе хвалился старик, как он выстроил дом, соорудил сам ветряк, как торговал скотом и как его уважают во всей округе. Он показал натруженные руки:

- Все сами делали! Вот, бач, как от труда богач...

Федор заночевал у деда, а наутро, чуть свет, отправился дальше, в Одессу.

Когда Федор приехал в город, ярмарка была в полном разгаре. Крутились карусели, раскачивались качели, продавали квас, конфеты, пряники, яркие бусы, игрушки, дорогие товары.

Покупки жене, меньшим детям он сделал без промедления, даже скорее, чем предполагал, но просьба старшего сына не была удовлетворена. Все, что видел отец в величайшем многообразии на ярмарке, не было тем, что можно было помнить всю жизнь. С грустью укладывал он покупки в бричку - не было радости удовлетворения от сделанного. Перед ним как бы стоял его старшин, уже помощник, и ожидающе смотрел на отца: "Что же вы, тато, привезли мне?"

Постоял Федор у брички, вздохнул и решил так и ехать домой, ничего не придумав. То, что он вез ему добротные сапоги, новый картуз, дорогой перочинный нож - все это не было тем, что хотел Ваня. Как в той сказке, что еще в детстве рассказывала ему бабушка: аленький цветочек, желание младшей дочери, на ярмарке не продавался...

Федор сел в бричку, но уезжать почему-то не хотелось. Повинуясь внутреннему побуждению, он снял картуз и вслух проговорил, обращаясь к небу: "Господи, помоги мне, вразуми, пошли нужное и желаемое!"

Он тронул вожжами, отпустил их, и возок стал пробираться к выходу с площади, на которой была ярмарка. При выезде находился колодец, где приезжавшие поили лошадей и набирали воды в дорогу. Напоив коня, Федор остановился у кучки мужиков, о чем-то живо и серьезно разговаривавших.

"Может, новости какие узнаю", - подумал Федор и подошел к ним. По лицам и говору было понятно, что разговаривали крестьяне: русские и из немцев-колонистов. В руках одного из русских была книга, и о ней, видимо, был разговор.

Федор солидно поздоровался и попросил показать ему книгу. Ему беспрекословно подали, и он увидел, что это было Евангелие на русском языке. Федор немного знал грамоту и иногда читал у местного псаломщика Евангелие на древнеславянском, малопонятном ему языке. Евангелие на русском языке показалось ему чудом, откровением именно ему, Федору, и он безотчетливо расстегнул ворот рубашки и определенно положил книгу за пазуху. На удивленный взгляд крестьянина и протестующее движение он спросил:

- Сколько стоит эта книга?

- Эта вещь не продается, - строго сказал крестьянин, протягивая руку за книгой.

И то, что хозяин книги веско назвал ее вещью, придало Федору уверенности, что эта книга, эта вещь и есть то, о чем просил его Ваня, есть то, что может храниться у человека всю жизнь, служить человеку до самой смерти. По себе, по своему сердцу, по своей жизни в семье и в обществе Федор знал, как служили ему так просто выраженные в Евангелии заповеди и учение Христа о Боге и о жизни вечной. И решение ни за что не отдавать книгу, уплатить любую за нее цену полностью овладело им.

- Книгу я вам не отдам, я заплачу за нее столько, сколько вы скажете, - упрямо сказал он, не желая даже думать о недопустимости приобретения таким путем.

- Отдай мне мою книгу, - поднимая голос и гневаясь, сказал крестьянин, и в глазах его засверкала угроза. Он посмотрел на товарищей, ожидая от них поддержки и помощи в возвращении книги.

- Продай, продай мне книгу, - умоляюще говорил Федор, наглухо застегивая ворот сорочки. - Поймите меня, сыну моему, Ивану, на Троицу исполняется семнадцать лет. Он очень добрый и дитя Самого Бога. И он просил меня привезти ему с ярмарки то, что должно служить ему всю жизнь. И я долго не знал, и он не знает, что это такое. Я уже еду домой, и вот теперь узнал, что эта книга и есть то, что он так просил. Возьмите даже коня, я пешком пойду домой, - продолжал Федор, уже не отдавая отчета своим словам.

- Я сам ее, вот, достал у братьев, - сказал крестьянин, указывая на рыжего немца, - я сам хотел ее иметь вот уже столько лет.

- А этак тоже не хорошо делать, не no-Божьи это, взять и не отдавать, - укоризненно рассуждая, сказал другой крестьянин, степенно погладив бороду, - не одному тебе нужно Слово Божье.

Тогда один из немцев, подняв руку, сказал:

- Подождите, не ссорьтесь. Вот идут два наших брата, и они, наверное, могут вам помочь. Брат Иоганн никогда не отказывал.

К разговаривающим подошли два немца. Один из них, коренастый старик с подстриженной бородкой, и был Иоганн Бонекемпер, тогда уже известный благовестник Евангелия на юге России. Немцы переговорили на своем языке, и один из колонистов, расспросив у Федора кто он, откуда, перевел это миссионерам. Те внимательно смотрели на Федора, одобрительно кивая головами. А когда он с увлечением стал говорить, какой у него способный Ваня и как он будет читать всем в доме и в селе Евангелие, Бонекемпер вытащил из объемистого кармана Новый Завет на русском языке и подал его Онищенко. Федор крепко пожал немцу руку и низко ему поклонился.

- Хорошо, хорошо! - произнес Бонекемпер и, вытащив платок, протер заблестевшие слезой глаза.

Онищенко, расстегнув сорочку, вытащил оттуда Евангелие крестьянина и подал тому:

- Прости меня, брат мой, - тронутым печалью голосом сказал он, пряча свое Евангелие в боковой карман бекеши.

Тогда один из колонистов сказал Федору:

- Ты едешь, брат, в Основу. А мы рядом живем, в двенадцати верстах от тебя, в Рорбахе. Вот и поедем вместе. Мы с братьями поедем в моей повозке, а брат, - и он указал на Бонекемпера, - с его другом поедут с тобой. И по дороге побеседуете,

День склонился к вечеру, когда два возка покатили по степной дороге земли русской.

С каждым днем весна входила в свои права; стояли зелеными хлеба; стройными рядками поднимались на доброй земле юга Украины подсолнухи, кукуруза; желтизной блестела сурепка, яркой зеленью пестрело просяное поле. В небе, готовясь к ночи, звонко пели жаворонки. Медленно и низко пролетел коршун. И пьянящий воздух степи располагал к доброй беседе, к открытию сердца человека пред человеком. И когда сердца соприкоснулись с сокровенной тайной жизни, когда мысли обратились к святым словам Евангелия, а все существо устремилось к горнему, беседа вышла искренней, а потому интересной и насыщенной.

Больше говорил на немецком языке Бонекемпер, а его друг-немец переводил и разъяснял Федору Священное Писание. Федор слушал, смотрел в белесоватые, серьезные глаза добродушного немца, и ему хотелось, чтобы дорога длилась бесконечно. Немец по памяти пересказывал содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа, а перед Федором проплывали святые примеры перед его же глазами: соль земли - и он глядел на тучные земли, дающие плоды и хлеб миру; и Отец, посылающий дождь всем без выбора; и солнце, так щедро отдающее свет и тепло всему творению Божьему; и птицы небесные, которые не сеют и не жнут и которых так питает Бог; и полевые цветы, так богато украшающие обочины степной дороги. И люди, дети Бога, сидя рядом и трясясь по дороге, говорили о любви Божьей и жили ею.

"Какой я счастливый, какой я богатый!" - думал Федор, временами ощупывая в кармане ту вещь, которая бессмертна, вечна, в которой все сказано, после чтения которой ни в чем не остается сомнения.

Была уже полночь, когда возки, миновав в темноте поворот на село Основу, подкатили к немецкой колонии Рорбах, которая длинным рядом добротных домов выстроилась вдоль дороги. У большого дома немец, ехавший на возке сзади Федора, остановился.

- Братья, здесь нас ждут. Давайте переночуем здесь. Господь привел нас к моему дому. А утром, - обратился он к Онищенко, - доберетесь до Основы.

Гостей в доме ждали еще с вечера, желающих послушать Бонекемпера оказалось много. Федор сидел в уголке. Речь благовестника была для него непонятна, но все то, что он слыхал от него в пути, просветленные лица слушающих, не такие, как при исполнении обычных дел, а какие-то новые, удивительные, заставляли воспринимать слова говорившего как-то по-особенному, и совсем не хотелось спать. Рассвет застал всех в доме бодрыми и радостными. Поистине слова, звучащие из Евангелия, есть сила, свет и жизнь.

Солнце поднималось уже над горизонтом. Жаворонок, опередив его, давно уже висел в воздухе, возвещая день, когда Федор выехал на дорогу, ведущую в Основу. Там ждала его семья, ждал Ваня, ждал труд хлебороба, кормильца земли...

Глава 3. Подарок

Подъезжая к своему двору, Федор увидел, что ворота открыты. Значит, ждут. Во дворе его встретила жена, ласково и приветливо.

- А где Ваня? - спросил Федор, так как обыкновенно первым встречал его сын.

- Он, наверное, побежал к тете Кате рассказать ей свой сон. Видел он во сне, что ты привез ему в подарок ангела.

Федор ничего не сказал, но сердце его защемило. По приметам, видеть во сне ангела - это к большой радости и к большой скорби. Но приход сына заметно оживил его.

- Ну, тато, что ты привез мне? - заглядывая в лицо отца, весело сказал любимец семьи.

- Привез. Все, что просили, привез, - и, сдерживая себя, он стал вытаскивать подарки. - Вот, чоботы тебе хорошие, вот картуз, как у мужика, вот ножик складной, - и, не в силах сдерживаться и не давая времени сыну огорчиться, полез в карман бекеши и вытащил книжку.

- А вот и то, что ты просил, то, что на всю жизнь не забудется, - серьезно и торжественно окончил он, подавая сыну новенькое Евангелие.

- Тато! - только лишь и смог воскликнуть юноша, взяв книгу в руки и бережно раскрыв ее.

Отец и мать смотрели на лицо сына, склонившегося над Евангелием. На нем читали они и восторг, и радость, и надежду. И не могли не рассмотреть и ту грусть и скорбь, которая не может не отразиться на лице человека, задумывающегося над скорбями человечества, близко наблюдающего тяжелую жизнь людей в нелегком водовороте их жизни. "В мире будете иметь скорбь", - эти слова Иисуса взяты из самой жизни.

"Вот я и привез сыну ангела, - подумал Федор, вспомнив сон сына. - Будет он иметь радость, будет иметь он и скорбь. Но скорбь эта не уничтожит радости, а только сделает ее глубокой, ничем не нарушимой".

Повзрослевший уже не по годам юноша, много читавший книги под влиянием тети Кати, задававший множество вопросов, основным из которых стал вопрос о гом, как ему жить и как относиться к себе, к близким, к людям, как понимать мир, свою душу, Бога, вечность - искал ответ.

Отец малограмотный, читал мало. Мама, хоть и добрая и честная, но никогда не задумывалась над тем, что стало волновать его, выросшего юношу. Тетя Катя - умная, хорошая, она много чувствует и глубоко, а вот объяснить, выразить ему ей трудно. К тому же она учительница, постоянно занята работой, отдавая все детям.

И вот у него в руках подарок отца, подарок, который может быть с ним всю жизнь, Слово Бога, Писание святых людей, чистых сердцем, людей, видевших Бога...

Юноша стал читать и находил ответы на свои вопросы. Читать Евангелие без вопросов в самом себе трудно. Когда же есть вопросы, и они вопиют, требуют немедленного ответа, тогда читать вечную Книгу, отвечающую на все вопросы, - это наслаждение, потребность, счастье. И нет сил, могущих воспрепятствовать чтению в любых условиях, при любых обстоятельствах.

Днем, будучи уже помощником отца в ведении хозяйства, он все время был занят: в поле, по хозяйству в большой семье. Вечерами же и даже ночью он читал, вникая в себя, радовался и плакал... Плакал, когда видел себя, живущим не так, как должен жить, видел себя, побежденным пороками, самолюбием.

Дедушка, пасечник, отдал в распоряжение внука курень, где Иван вечерами, зажегши каганец из веревки в блюдце с постным маслом, читал часто до утра. Молодой организм превозмогал усталость, юноша вырастал, мужал, определялся.

Подарок был дорог, служил ему путеводной звездой. Отец и мать хотели создать своему сыну лучшие условия жизни и, чтобы он мог заниматься чтением, думали отдать свою комнату. Но юноша сказал, что хочет жить как все его меньшие братья и сестры, как все в доме: не выделяться, не жить лучше. Вместе с тем, в нравственном отношении он хотел жить не как все.

Сверстники в селе у Ивана были, но он с ними теперь не знался. В школе, где он учился четыре года, он был общительным и живым мальчиком. Но с годами он все больше и больше видел в товарищах то, против чего восставало все его существо: неправду, леность, жестокость к животным и людям.

Около сельской лавки в крохотном старом домике жил старый еврей Мойша. Он был слаб ногами и плохо видел. И мальчики села часто жестоко издевались над ним: то напустят на него собак, то на его пути протянут веревку, чтобы он зацепился и упал. Иван поступал с этим старым человеком иначе. Он снимал перед ним картуз, переводил через улицу, защищал от собак. Молодой юноша старался развить в себе два противоположных принципа: в материальной жизни быть как все, в нравственной - не как все. За это сверстники часто смеялись над ним, называя монахом, аскетом, дикарем. Иван стал любить одиночество, любил бывать на природе, уходить в поле, рощу. Других это обозляло, его называли гордецом и нередко вслед ему летели камни. Теперь, читая Евангелие, Иван хорошо понимал и любил то место, где бес и бесноватом говорил Иисусу: "Не мучь меня!"

Иван окончательно отдался Господу и получил возрождение от Слова Божьего, став новым человеком.

Глава 4. Пост

С детства Иван чувствовал в себе непоколебимую веру в Бога. Как она в нем началась, когда зародилась в детской душе, разум которой еще только пробуждался? Кто это может сказать? Но Иван Онищенко определенно говорил и постоянно повторял, что вера в Бога поселилась в нем еще, когда он был маленьким и стоял с бабушкой на коленях перед иконой с лампадкой и повторял за нею слова молитвы: "Иже еси на небеси..."

В детстве душа, что чистая бумага, и все, что пишется на ней, остается на всю жизнь.

Человек, получивший возрождение через Слово Божье, познавший истину, применяет ее в своей жизни и несет собою эту истину в люди. Иван узнал радость жизни в Боге, понял себя, как брата людей. И ему очень хотелось, чтобы все, кто живет рядом, кто живет в родном селе, познали радость и серьезность жизни. Появилась потребность выходить в люди, нести им свет, который он увидел. Но для этого он чувствовал себя еще несовершенным, многое не испытавшим. Он всматривался в жизнь Иисуса Христа: каков путь Иисуса к совершенству? Как начинался?

И перед глазами Ивана встает Иисус, идущий в пустыню. Сорок дней Он в посте. Напоследок приступает к Нему сатана с искушениями. Иисус, пришедший для исполнения воли Отца небесного, отвергает предложения дьявола.

И Иван тоже хочет идти по пути Христа. Он определенно желает знать волю Божью по отношению к себе. И как Иисус постился сорок дней, так хотелось и Ивану. Но как он мог провести такое количество дней тайного поста и размышлений? Ведь он связан помощью отцу, большой семьей родителей, мамой, от которой трудно что-нибудь утаить. А если мать узнает о голодовке сына, как она воспримет это? А на полевых работах он будет в обществе, к тому же там нужна физическая сила, которую он, естественно, потеряет.

Но большое желание находит наилучшее решение.

На лето они вывозили пасеку в поле, в балки, цветущие медоносными травами. Дедушка был стар, и Иван попросил поставить там его, молодого. Вместе с уходом за пчелами он будет косить по балкам сено, стоговать его и возить домой. Это его удовлетворяло, и он переехал в поле с пчелами.

Первую ночь поста он провел молитвенно, только под утро уснув в своем курене. Двое последующих суток о пище он старался не думать, не торопясь осматривал ульи, много читал Евангелие и часто молился. На третий день он косил сено, а вечером решил принять немного пищи. Как бы то ни было, но нужно было работать, и он решил понемногу принимать пищу, да к тому же и жалко было родителей, понапрасну волновать их своей слабостью. Но что такое пост он определил себе строго и четко. Это есть усиленная ослаблением плоти духовная жизнь, это есть способ поставить плоть на свое место. Ведь, действительно, не хлебом единым жив человек. Это есть активная, усиленная жизнь духа, это есть обуздание себя и способность управлять собой. При посте он дал себе завет - больше молчать. Только при крайней необходимости сказать несколько слов. В посте помышлять не о земном, а о горнем, вести себя все время молитвенно, находясь непрестанно как бы пред лицом Бога.

Пищу он принимал один раз в три дня. Меню было очень скромным: ломоть черного хлеба, несколько вареных картофелин с постным маслом и вареная свекла. Воду пил по кружке через день. Домой он ходил один раз в неделю, а в степь к нему из-за занятости никто не приходил. И это облегчало ему борение, облегчало получить победу.

Когда окончился пост, он был бодр и достаточно силен, чтобы содержать улья в порядке да и для других работ: он накосил сена, просушил его и сложил в четыре круглые скирды. Но радовало его теперь то, что он стал силен духом, он не страшился ничего, он был готов любить, страдать, отдавать тело свое для жизни духа. Он видел в себе готовность жить открыто, чисто, довольствуясь малым, делая все, что может и даже больше этого.

Домой с пасеки Иван пришел похудевшим, но чрезвычайно живым и обновленным. И странным ему показалось в доме обилие икон. В детстве мать приучала сына молиться иконам, но на чувствительную душу мальчика темные иконы наводили страх и щемящее чувство тоски. Его мысли и представления о Боге поднимались выше потолка, дальше стен. Не пройдя этапа поклонения иконам, Иван теперь уже поклонялся Богу, Который проявляет Себя во всем видимом творении.

Отец Ивана не был особенно набожным и крестился в силу положенного и принятого, следуя за истинным порывом души к Богу. После поездки на ярмарку, беседы с миссионером и ночи, проведенной в Рорбахе, он стал косо посматривать на нагромождение икон, и они тяготили его. Он видел увлечение сына Евангелием, которое сам подарил ему, радовался тому, что жизнь сына отличается от жизни его сверстников, но как он все понимает и воспринимает в своем сердце, как будет слагаться его жизнь, отец не знал. И как мог поручил это Богу, в Которого верил.

Иван еще не встречался с немцами, не знал их уставов и жизни. Oн шел своим путем, непосредственно разумея все по Евангелию, по-своему размышляя о жизни. Он предложил убрать иконы из дому. Отец легко согласился, мать поплакала, но покорилась. Решено было иконы убрать, оставив только маленькую иконку в комнате бабушки и лампадку в углу большой комнаты - "великой хаты". Лампадка помнилась ему с раннего детства и всегда вызывала в мальчике благоговейное чувство огня жизни: "Огонь принес на землю".

Проведенный сорокадневный пост лег в основу всей жизни Ивана. Все сложные вопросы он решал в посте. Не ест и не пьет, пока не решится трудное. И еще любил он мысль о посте, как о возможности поделиться хлебом с голодными. И во время поста всегда был бодр и даже весел. Эта привычка осталась его постоянной спутницей жизни.

Глава 5. Молитва

Иконы тщательно завернули в чистую мешковину и уложили в сарае, где хранились продукты и ценные хозяйственные предметы. Не хотелось оскорблять чувства верующих людей и навлекать на свою семью молвы, как о богохульниках. Даже оставленной лампадке и маленькой иконе придавалась роль защиты от молвы. Сначала Иван молился у лампады в углу большой комнаты. Но иногда во время молитвы туда заходили, и это нарушало молитвенное состояние. Читая Евангелие, он особенно полюбил слова Христа: не будьте как лицемеры, молящиеся на углах улиц. И избрал местом утренней и вечерней молитвы курень. Он стоял над оврагом, выходом на восток, как и летки ульев, которые тут находились.

Любимой его молитвой была молитва, которой Иисус Христос учил учеников на их просьбу научить их молиться, - молитва "Отче наш".

"Молясь, не говорите лишнего... ибо знает Отец ваш в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения", - читал он и понимал, что Бог всегда заботится и все дал человеку, только бери, только пользуйся, только не забывай, кто ты и что требует от тебя твой Спаситель для твоей же жизни и для блага людей. И молитва "Отче наш" - это восстановление в себе разумения кто для тебя Бог, в чем Его воля о тебе, как ты должен относиться к своей жизни и к людям. А так как это забывается, упускается, уходит на второй план, требуется постоянная молитва. И чем слабее ты, тем настоятельней должна быть твоя молитва.

Иван ложился спать поздно, читая перед сном Евангелие, однако просыпался он раньше всех в доме. Поднявшись, он умывался около колодца свежей водой и шел к своему любимому куреню на пасеку. Обычно солнце еще не поднималось, и ему хотелось первому встретить его, но жаворонок всегда опережал его. Высоко в небе вился он, звеня песней, и уже оттуда видел и первым встречал раннее солнце.

Когда Иван вошел в курень, на краю неба показалось солнце. Он встал на колени и поднял голову к голубому небу. "Отче наш, сущий на небесах, - произнес он проникновенно и остановился, отдавшись неведомому, вездесущему Богу, Богу во всем и над всем. - Небеса небес не вмещают Его. Бог! Отец наш! Отец всех, Отче наш! Да святится имя Твое", - шел он дальше по канве с детства заученной молитвы. Имя Бога! Как должно оно быть свято в жизни, на устах, как надобно чтить Его! "Да приидет царствие Твое", - вслух, отчетливо произнесли уста. В жизни, во всем - правда и чистота, любовь ко всему. Быть совершенным, быть подлинным христианином. И над этим надобно трудиться. Царство это усилием берется и приложившие усилие - восхищают его. Как же нужно трудиться!

Иван глубоко и свободно вздохнул и стал читать по памяти дальше: "Да будет воля Твоя, как на земле, так и на небе". Как в Тебе, так и во мне, как во всем у Тебя, так и на земле, во мне... воля Твоя. Моя воля малая должна быть отдана Тебе. Не моя, но Твоя да будет... Во всем в жизни - да будет воля Твоя".

Как хорошо и торжественно было Ивану стоять так, ощущать себя сыном Отца небесного, понимать Его, обращаться к Нему.

Солнце уже поднялось, когда Иван кончил молитву. С просветленным лицом, с легким сердцем и твердой поступью быстро пришел он домой. Отец уже кончил впрягать в бричку лошадь. Он с матерью и детьми выезжал в поле на прополку подсолнуха. Надо было выехать пораньше, еще до восхода солнца, но жалко было рано будить детей. "Ничего, Бог даст, все сделаем", - думал Федор, проверяя подпругу лошади.

- Садись, Ваня, едем.

- Я покушаю в обед, - весело сказал Ваня матери, когда он увидел ее, роющейся в корзине, чтобы дать что-нибудь поесть сыну.

- Я рано никогда не ем.

- Ты где был так рано? - спросила мать.

- В курене, на пасеке, - ответил Ваня. - Хотите, я прочту стих Лермонтова? На прошлой неделе я выучил у тети Кати.

Бричка катилась по мягкой пыльной дороге. Младшие сестренки положили головы на старый сермяг и, несмотря на тряску, уснули. Мать посмотрела на сына и приготовилась слушать.

 

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

 

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них!

 

С души, как бремя, скатится

Сомненье далеко...

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Отец вполоборота глянул на сына и ничего не сказал. Сам Федор молился непременно каждый день утром и перед сном. Но молитва его была самая короткая. Раньше перед образом, теперь перед лампадкой. Войдя в комнату и закрыв дверь, он крестился и говорил только: "Господи!" Затем шел на работу или ложился спать. И совесть никогда не мучила его за краткость обращения к Богу. Плохо было, когда он выпивал лишнее или ругал кого-то. Тогда он стоял перед лампадкой, а вот слова "Господи" - не было. Было только чувство вины и желание зарыдать...

Теперь вера сына, хотел того Федор или не хотел, радовала его. Всем своим существом он радовался сыну, вместе с тем с тоской чувствовал, что ангел приносит человеку и радость, и страдания, приносит и скорбь великую...

Глава 6. Единение со Христом

Читая Евангелие, Иван подолгу задумывался над словами Христа: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" и "Я семь Лоза, а вы ветви". Как это быть в Нем? Как это Он в нас пребудет?

Мудрец древности Платон, выражает глубокую тоску по высшему существу, появление которого удовлетворило бы неудовлетворенное стремление человека к свету. Эта тоска свойственна человеку вообще. Знал ее и Иван Онищенко. Не было у Ивана человека в своем селе или даже в семье, который мог бы силой своего слова, силой примера своей жизни дать ему силу идти вперед, спастись от пороков, спасти себя от смерти.

В детстве он ходил с матерью, реже с отцом, в церковь. Там был священник большого роста - отец Емельян, доброй души человек. Он казался Ване верхом совершенства и добродетели. И мальчику хотелось подражать батюшке во всем: и в походке, и в манерах, и в голосе. Но когда Ваня подрос и стал разбираться в пересудах людей, он много узнал о священнике такое, что очень ранило его душу.

Другой человек - его крестная, тетя Катя, была хорошей учительницей. Но подражать ей в чем-либо Ивану не хотелось. Он просто любил ее за мягкий характер, за знания, за то, что она была его крестной.

Значущей фигурой был прадед Тимофей - трудолюбивый, разбогатевший человек. Но быть похожим на него Иван не стремился. Он понимал, что богатство не делает человека лучшим. Отец Вани любил семью, детей, но был молчалив, замкнут. И мальчик сторонился отца. Мать была близка ему, но она его любила и только. А юноше всем своим существом хотелось иметь высокого друга, значительного человека, от которого можно было бы многому научиться. Но такого не было.

Была непомерная тяга к Богу. С детства, с юности он верил, устремлялся к небесам, но это было слишком высоко, слишком недосягаемо. Чаще всего от этого он унывал и даже плакал.

И вот, когда он получил подарок отца, он приобрел ангела - Евангелие. Его покорило открытие Иисусом Христом лица Отца небесного: "Я открыл имя Твое человекам". Бог евангельский, Отец был близок душе Ивана, покорил своей доступностью, близостью. Заповедь любви к своему Богу и подобная ей - к ближнему своему - стала близкой Ивану. Он теперь жил ею. Быть совершенным, как Отец. Эта заповедь стала самой дорогой и насущной. Но как? Ведь Отец это Бог, это Дух. Его никто никогда не видел. Как же быть таким как Он? И на этот вопрос отвечает Сам Сын Божий, Иисус Христос: "Пребудьте во Мне, и Я в вас". Внимательно и много раз читает Иван слова учения Иисуса Христа, читает о Его жизни, поступках, о Его стремлении исполнить волю Отца Своего. Ивана поражает сопоставление Христа с Отцом: "Я и Отец одно". Он читает, как достигал этого Иисус. Хотя Он и Сын, однако с воплем и слезами во дни плоти своей достигал навыка в совершенном послушании.

Иисус Христос стал для Ивана совершенным примером. И этот пример действовал как живой, исполненный силой и действенности. Живой Христос стал для Ивана светом и жизнью. Христос открыл дверь жизни вечной:,,Я семь путь и истина и жизнь". "Верующий в Меня не умрет". Иван познал единение с Богом через Иисуса Христа. Он размышлял так: "Теперь единение мое со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. Я всегда имею Его перед глазами и в сердце. Достигнув единения со Христом, я спокойно перенесу удары судьбы, устою против злого, ибо кто в состоянии теперь меня угнетать. И кто не будет охотно переносить страдание, тот не понял Христа. И, проникнутый любовью к Нему, я в то же самое время обращаю сердце мое к брать<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...