Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоубийство и процесс развития личности




Еще одна возможность возникновения конфликтов между сознанием и бессознательным связана с развитием индивида. Существующая возможность возникновения конфликта, таким образом, может рассматриваться с точки зрения динамики человеческого развития.

Первая опасность, которая стоит перед человеком и которая возникает при развитии человеческой личности, - это опасность растворения личности, эго в ее противоположности, затеряться в бессознательном, ассимилировать его, приписать своему Я свойства коллективного бессознательно. Это возможно, когда индивид определенным образом преодолел свое вытесненное личное бессознательное и столкнулся с другой его сферой, более глубокой. Возникает ситуация, при которой возможны самые различные ориентации, названная Юнгом инфляцией личности.

Первый вариант связан здесь с возникновением мании величия. Ведь поскольку коллективное бессознательное содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны, то человек, найдя нечто положительное при анализе самого себя, приписывает эти свойства своему сознанию. Человек оказывается вдруг слишком большим для самого себя. Он воспринимает все коллективные добродетели из бессознательного как свои собственные. Его граница размыта, он в первый момент рад такому количеству вдруг открывшихся истин, ощущаемых им своей собственностью. Но здесь перед ним встают две проблемы, которые ведут к внутреннему конфликту, во всяком случае могут послужить толчком к самоубийству. Первая - это постепенное ощущение индивидуума, что одному со всем этим знанием не справиться, бессознательное оказывается здесь для него слишком тяжелым. Он пытается привлечь на свою сторону других людей, и тем самым распределить тяжесть бессознательного между несколькими субъектами, появляется робость, ощущение внутренней неуверенности. К тому же, оказывается, что взяв на себя все достоинства, он получает и все пороки коллективного бессознательного. Возникает уже другая ситуация - появление чувства неполноценности. Здесь возможно уже не расширение личности, а попытка свести ее к меньшему масштабу, приняв недостатки и пороки бессознательного за свои, от них тем или иным образом

избавиться.

Если нет возможности преодолеть идентификацию с бессознательным, преодолеть инфляцию, то постоянный разрыв между собственным преувеличением и собственным преуменьшением ведет к нервным расстройствам и ставит перед человеком вопрос о возможном самоубийстве как разрешении противоречия.

В общем случае такая ситуация может рассматриваться как анормальное создание персоны. Персона - это первый способ человека себя идентифицировать в процессе проникновения в коллективное бессознательное. С одной стороны это «более или менее случайный фрагмент коллективной психики», которое человек старательно ощущает как свое личностное. Это - "маска коллективной психики", бессознательного, "которая инсценирует индивидуальность". Человек превращается в кого-то, кем он представляется в обществе. Это некая видимость перед другими, которую Я формирует из содержаний бессознательного по своему выбору.

    Попытка разрушить представления о персоне может возникнуть как в результате проникновения других частей бессознательного (столкновение с Я), так и столкновения с внешней средой. В последнем случае у индивида развеивается миф по поводу его личности, и это может оказаться для него потрясением, которое будет равносильно уничтожению его Я, уничтожению его жизни.

Сознание может понять, ассимилировать содержание бессознательного, сохраняя границу между Эго и бессознательным. "Крушение сознательной установки - серьезное дело". Человек брошен на произвол судьбы, - корабль, отданный на волю стихий. Индивидуум здесь попадает в область бессознательного. Если он будет взят в "плен" содержаниями бессознательного, и вернется к ситуации инфляции. Возможно полное уничтожение личности и самоубийство. Второй случай связан с простым принятием на веру бессознательного. В этом случае человек - будет отделен от общества человеческого, и это также может послужить причиной конфликта в рамках сознания.

Наконец возможен еще один вариант. Человек не примет содержание бессознательного, но чтобы не поддаться разрушительным переживаниям, личность пытается "заштопать" свою репутацию, восстановить свою персону регрессивным путем. Индивид сползает на более раннюю ступень развития личности. Из него могут исчезнуть надежды, планы, побуждения, которые существовали до конфликта. Он станет более мелким. Субъект опять оказывается перед лицом бессознательного. И оказывается одиноким. А это – возможность нового конфликта.

Если человеку хватило сил преодолеть и разочарование в своей персоне, выяснить, что в ней ложно, а что имеет отношение к личности, избежать регрессивного восстановления персоны и идентификации с коллективным бессознательным, то он встает перед другой проблемой, проблемой индивидуации. На этом пути личность осмысливает компенсационное содержание бессознательного, не отождествляет себя с ним. Он руководствуется теми образами, которое ему бессознательное подает.

В этом случае он начинает сталкиваться с автономными комплексами в бессознательном, которые имеют склонность персонифицироваться. Первый такой автономный комплекс мы уже видели - это персона. Другим таким комплексом является анима у мужчин и анимус у женщин. Следуя своей концепции компенсации Юнг, естественно, наделил и мужчину и женщину определенного рода комплексами как суммами опыта общения с противоположным полом. Они компенсируют мужскую натуру - анима, и женскую – анимус. Анима - воплощение женского начал в мужском бессознательном. В психике мужчины есть проявление психики женщины. Это бессознательный образ женщины вообще, соединение спонтанных, непреднамеренных взглядов, которые имеют влияние на жизнь женщины. А анима - соединение чувствовании, которые влияют на мужское миропонимание.

Основная опасность здесь все та же. Возникает ситуация, при которой человек либо идентифицирует себя с анимой,  либо игнорирование анимы. И то, и другое - отсутствие адаптации. В первом случае возникнут противоречия между анимой и сознанием. Настроения анимы воспринимаются как настроения самого человека, что вступает в несоответствие с его собственной природой мужского сознания. В то же время, анима, если ее пытаются проигнорировать, начинает борьбу за субъекта. Это еще один конфликт - между властью анимы, как комплекса бессознательного, и собственно жизненным процессом человека, в которым он руководствуется сознанием.

Следующая стадия развития человека, при условии того, что он сумел разглядеть аниму, проанализировать ее действия в сознании, ее «желания», раскрыть ее бессознательную природу приводит его к следующему персонифицированному комплексу бессознательного. Этот комплекс - мана-личность, которая зачастую ассоциируется с образом могучего колдуна. По Юнгу природа преодоления анимы такова, что человек оказывается в подчинении мана-личности. Это следующий комплекс в сознании, столкновение с которым  может привести к срыву и самоубийству. Человек начинает ассоциировать себя с «колдуном», «великой матерью», начинает чувствовать себя сверх - личностью. Анима утратила власть над сознанием, но ее подучила иная часть бессознательного. Могущество этой части бессознательного может попросту раздавить человека. Чем больше человек думает, что он контролирует свое сознание, тем страшнее и разрушительнее будет действие мана-личности. Тогда она может отождествляться с Богом, и в этом появляется спасение человека от разрушения, для того, чтобы "избежать мести оскорбленных богов". Но тогда мы должны создать и дьявола, и конфликт в нас будет конфликтом бога и дьявола и будет таким образом объективировано рассматриваться нами. Но это конфликт Я и бессознательного.

Преодоление его по Юнгу ведёт к достижению целостности личности, достижении самости, равновесного состояния между сознанием и бессознательным. Таким путём можно преодолеть некоторые конфликты, ведущие к самоубийству.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...