Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы.




Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу.

В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Основные методы регулирования доходов в России.

Государственное регулирование доходов заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная часть доходов переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции.

Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности. Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике (таб.1).

Таблица 1. Методы государственного финансового регулирования денежных доходов населения.

Прямые - административные меры Косвенные - экономические меры    
1) Трансфертные платежи 1) НДС, акцизы, таможенные пошлины    
2) Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ и т.д.) 2) Налоговые льготы  
3) Административное регулирование цен 3) Государственный контроль цен  
4) Индексация и компенсация доходов 4) Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды    
5) Социальные программы 5) Благотворительные фонды    
           

 

2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов.

1. Социальные трансферты - представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями населению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относят пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности. Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер. Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, - болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца.

В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения - ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д. Наиболее обширная часть социальных трансфертов в РФ пенсии, пособия, стипендии.

Пенсия - это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях.

2. Социальные гарантии представляют собой механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

- оплаты труда;

- пенсионного обеспечения;

- образования;

- здравоохранения;

- культуры;

- социального обслуживания;

- жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании» и т.д.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

- минимальный размер оплаты труда;

- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

 

Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

3. Административное регулирование цен - представляет собой, контроль над ценами, который осуществляется специальными государственными органами исходя из конкретной экономической и социальной ситуации.

Административное регулирование цен реализуется в т. ч. через систему государственных предприятий, прежде всего в отраслях, относящихся к так называемым естественным монополиям и социальной инфраструктуре.

В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия па соотношение спроса и предложения. К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам. Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта.

4. Индексация и компенсация доходов.

Индексация денежных доходов населения предусматривает полную или частичную компенсацию потерь доходов населения, связанных с ростом цен и тарифов на потребительские товары и услуги, и предоставляет собой автоматически действующий механизм корректировки величины текущих денежных доходов населения.

Компенсация денежных доходов населения предусматривает получение денежной суммы, выплачиваемой в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов и т.п. по решению суда, либо в иных предусмотренных законом случаях.

5. Социальные программы представляет собой программу, нацеленную на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.

Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

· формулирование проблемы и способов ее решения,

· анализ внешней среды,

· составление проекта программы,

· внедрение (принятие мер программы),

· получение результатов,

· сопоставление цель-результат.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

 

 

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи.

 

2.2 Косвенные методы государственного регулирования доходов.

Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг). Появился данный налог во Франции в 50-е годы.

У нас введен в 1991 году и заменил собой налог с продаж(оборота). Недостатком налога с оборота было то, что, являясь косвенным, он взимался с ограниченного круга товаров не первой жизненной потребности и походил на систему акцизов, облагаемая база - разница между розничной ценой и ценой реализации изготовителя. Отсюда неравные условия налогообложения - налогообложение автомобиля суммой в 2-3 раза больше его себестоимости.

НДС же по фиксированным ставкам облагает всю продукцию, отсюда равномерное поступление средств в бюджет. Сумма оплачиваемого НДС определяется как разница между НДС, начисленным на реализованную продукцию (работы, услуги) и суммой НДС, начисленной на приобретенные материальные ценности.

Плательщики налога на добавленную стоимость - только юридические лица; 20 % - основная ставка НДС (для ряда продовольственных и детских товаров - 10%). Не облагаются НДС: внутризаводской оборот, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартплата, стоимость приватизированного имущества, операции по страхованию, кредитованию, депозитам и текущим счетам, операции с ценными бумагами, услуги в сфере образования, культуры, искусства, платные медицинские услуги, лекарства.

Акциз - это один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления (спички, табак, спиртные напитки, сахар, соль и другие товары) и услуги (транспортные, коммунальные). Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги.

Сейчас акцизы установлены на: винно-водочные изделия, табачные изделия, ювелирные, меховые, ковровые изделия, рыбные деликатесы, фарфор, хрусталь, легковые автомобили, бензин, нефть, газ. Ставки акцизов - от 5% до 90%от продажной стоимости, они могут также устанавливаться в абсолютных размерах на натуральную единицу (напр. в рублях на 1 л. продукции).

Таможенная пошлина - это денежный сбор, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении последними границы страны.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических). Все налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

- личные и для юридических лиц.

- общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков.

- общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Любой из приведённых выше типов льгот несёт одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов, а для лиц, которым она предоставлена, - шанс заработать лишних денег. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки для бизнеса, в основном во время кризисов.

Социальные налоги - группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд занятости населения. Общее между этими платежами то, что они рассчитываются на единой базе. Для работодателей основой для расчета налога является сумма начисленной заработной платы, для работников - сумма заработка, для предпринимателей - доход (работники и предприниматели являются плательщиками взносов только в Пенсионный фонд РФ).

Благотворительные фонды представляют собой фонды, ведущие благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

- получение благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц;

- получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;

- вести коммерческую деятельность;

- инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;

- вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...