Текущие расходы, связанные с принятием в штат новых сотрудников call-центра
Ситуация-упражнение «Эффективность проекта по обучению персонала»
Ситуация
В call-центре провайдера телекоммуникационных услуг работает 40 человек, которые в течение часа обрабатывают 550 звонков от клиентов.
Руководитель call-центра по результатам деятельности за прошедший период обратила внимание на то, что каждый час примерно 50 звонивших не дожидаются ответа оператора и кладут трубку. Увеличение количества звонков на 10 % по отношению к предыдущему периоду было связано с активизацией рекламной политики службы маркетинга и продаж.
Руководитель обратилась к директору по персоналу с просьбой подобрать четырех новых сотрудников, т. е. увеличить штат операторов на 10 %, обосновав свой запрос ежедневными потерями, которые несет компания, не имея возможности оказывать качественный сервис всем клиентам.
Статистика показывает, что на каждые 10 позвонивших человек трое совершают покупку и приносят компании в среднем по 1500 руб.
ЗАДАНИЕ 1: Выполнить расчет общих ежедневных и ежемесячных потерь организации из-за звонков без ответа (при условии, что продолжительность работы call-центра составляет 14 часов (с 8:00 до 22:00), а количество рабочих дней в месяце 21).
Аргументы руководителя подразделения были очень весомыми и подкреплялись экономическими расчетами, но директор по персоналу решила проанализировать, насколько эффективно работают сегодня сотрудники call-центра, отвечает ли их фактическая производительность требуемой.
Согласно внутренним стандартам, которые были утверждены в компании в так называемые докризисные времена, 1 человек должен в час обработать в среднем 15 входящих звонков, продолжительность каждого составляет около 4 минут.
ЗАДАНИЕ 2: Выполнить расчет числа звонков, которые должны обслуживать в час сотрудники call-центра.
После проведенного внутреннего аудита, который включал наблюдение за деятельностью сотрудников, хронометраж их рабочего дня, индивидуальные беседы с половиной персонала подразделения, а также звонки в качестве «тайного звонящего» (Mystery Caller), HR-директор приняла решение провести обучение сотрудников с целью развития их профессиональных компетенций. Программа была составлена на основании данных, выявленных в ходе аудита, и включила информационные блоки о продукте, алгоритме работы с корпоративной базой данных, технологиях взаимодействия со сложными клиентами.
Обучение провели в течение месяца в выходные дни в двух группах по 20 человек, пригласив независимого тренера-консультанта. На обоих тренингах присутствовала менеджер по персоналу.
Следующим шагом стал расчет показателей, характеризующих результат принятого решения.
Оценка результатов обучения по модели Киркпатрика
В качестве инструмента оценки результатов обучения директор по персоналу использовала модель Дональда Киркпатрика, которая предполагает четыре уровня оценки (см. табл.). Результаты оценки показали увеличение производительности после обучения.
Уровни
| Суть оценки
| Метод, примененный директором по персоналу
|
Реакция участников (Reaction)
| Проводится оценка удовлетворенности участников программой обучения, работой тренера и определяется, какие действия они планируют предпринять в дальнейшем
| Участникам предложили заполнить опросные листы (smiles-тесты). Средняя оценка составила 8,9 баллов по 10-балльной системе
|
Уровень знаний (Learning)
| Оценивается то, как изменились знания, навыки, установки участников после обучения
| Через 1 неделю участники ответили на вопросы теста на знание темы проведенной программы обучения. Средняя оценка составила 98 %
|
Применение знаний (Behavior)
| Определяется, как изменилось рабочее поведение сотрудника при выполнении им своих должностных обязанностей, т. е. что он стал делать по-другому
| Через 2 недели сотрудники службы персонала провели оценку компетенций операторов методами наблюдения и «тайный звонящий». Средняя оценка за соблюдение стандартов составила 94 %
|
Влияние на бизнес- результаты (Results)
| Устанавливается, как изменились бизнес-показатели сотрудника и подразделения в целом после обучения
| Основными отслеживаемыми KPI (ключевыми показателями деятельности) сотрудников были: средняя продолжительность звонка и количество обслуживаемых клиентов в час. Через месяц средняя продолжительность звонка составила менее 4 минут, количество звонков, обслуживаемых оператором, – 16, а производительность всего отдела – в среднем 620 звонков в час
|
Расчет возврата на инвестиции
Текущие расходы, связанные с принятием в штат новых сотрудников call-центра
Исходные данные для расчета текущих расходов, связанных с принятием в штат одного сотрудника:
- месячный доход сотрудника на период испытательного срока (в данной ситуации включает оклад сотрудника, страховые взносы на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и социальное страхование (до января 2010 г. – единый социальный налог, уплачиваемый работодателем) – 20000 руб.;
- месячный доход сотрудника после испытательного срока (3 месяца) – 25000 руб.;
- ежемесячная премия сотрудника – 3000 руб.;
- расходы на поиск одного работника (включают стоимость рекламных объявлений в интернете и время, затрачиваемое на проведение собеседований рекрутером и руководителем) – 10000 руб.;
- расходы на адаптацию одного сотрудника (включают стоимость комплекта раздаточных материалов и время, затрачиваемое на введение новичка в должность менеджера по персоналу, наставника и руководителя call-центра) – 7000 руб.;
- расходы на оборудование одного рабочего места (включают стоимость компьютера, гарнитуры, стола, стула, тумбочки и др.) – 30000 руб.
ЗАДАНИЕ 3: Выполнить расчет суммы текущих расходов, связанных с приемом в штат четырех новых сотрудников call-центра (в расчете на 12 месяцев).
3.2. Расходы на организацию обучения сотрудников call-центра
Дополнительные исходные данные для расчета расходов на организацию обучения сотрудников:
- гонорар тренера за 2 дня – 100000 руб.:
- аренда учебной аудитории на 2 дня – 15000 руб.;
- расходы на организацию кофе-брейков для всех участников – 10000 руб.;
- оклад менеджера по персоналу – 40000 руб.
ЗАДАНИЕ 4: Выполнить расчет стоимости проекта проведения обучения (таблица).
Статья
| Расчет и результат
| Комментарий
|
Гонорар тренера
|
|
|
Аренда учебной аудитория
|
|
|
Кофе-брейки
|
|
|
Оплата труда участников*
|
|
|
Оплата труда менеджера по персоналу***
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
* Расходы на оплату труда сотрудников, принимающих участие в тренинге, обязательно учитываются при расчете совокупной стоимости проекта по обучению.
** В данном случае необходимо брать в расчет фактическую стоимость дня, т.к. другие выплаты будут произведены сотруднику независимо от того, находился ли он 2 дня на тренинге. Например, премия будет ему начислена в положенном размере за достижение индивидуальных целей.
*** Надо учитывать все статьи расходов на проведенное обучение, в данном случае, это оплата труда менеджера по персоналу, которая присутствовала на обоих тренингах, решая организационные вопросы.
|
3.3. Расчет ROI
Формула расчета возврата на инвестиции (ROI – Return on Investment):
ROI (%) = (доход от проекта – стоимость проекта) / стоимость проекта x 100 %
Если, например, ROI = 345 %, это значит, что на каждый вложенный рубль в проведение HR-программы получено «чистых» 3 рубля 45 копеек.
Доходом данного проекта обучения является экономия тех средств, которые могли быть потрачены на расширение штата, а именно на поиск и вознаграждение новых сотрудников в течение 12 месяцев. Стоимость проекта это затраты на обучение персонала.
ЗАДАНИЕ 5: Выполнить расчет ROI:
По результатам оценки эффективности проведенного обучения и на основании расчетов руководитель службы персонала доказала, что ее решение было экономически целесообразным и позволило добиться увеличения производительности call-центра и оптимизировать расходы на достижение этой цели.
Работая с запросами руководителей подразделений, менеджеру по персоналу важно помнить, что не для каждой проблемы в компании применим тренинг: никакой превосходный курс, проведенный высококлассным специалистом, не решит задачи по увеличению объема продаж, если реальной причиной спада оборотов в компании является несовершенная логистика и неграмотно выстроенная ассортиментная политика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: