Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольный орган муниципального образования

 

Залогом надлежащего функционирования и качественной реализации органами местного самоуправления предоставленных федеральным и региональным законодательством полномочий является обеспечение централизованного юридически и экономически грамотного контроля за их деятельностью, в том числе финансового.

Действующее федеральное законодательство вариативно подходит к разрешению вопроса, связанного с возможностью обеспечения и осуществления финансового контроля на уровне местной власти.[14]

Первое. В компетенции представительных органов муниципальных образований находится осуществление предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации форм финансового контроля.

Данные полномочия самостоятельно вправе реализовывать депутатский корпус в ходе обсуждения и утверждения проектов местных бюджетов, рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, парламентских слушаниях, в связи с депутатскими запросами, а также в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Второе. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность создания в муниципальном образовании специального контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления, осуществляющего контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Начиная с 01 сентября 2005 года, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы приступили к реализации полномочий по обеспечению государственной регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральным законодательством к их содержанию, уставом муниципального образования, в том числе, должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.

Таким образом, диспозитивная норма Федерального закона о наличии в структуре органов местного самоуправления контрольного органа предоставляет муниципалитету свободу в принятии соответствующего решения.[15]

Согласно действующему федеральному законодательству контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах, то есть населением непосредственно либо представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Муниципальными образованиями, включившими в структуру органов контрольный орган, предпочтение отдано порядку, при котором контрольный орган формируется Думой либо Советом депутатов муниципального образования. Вполне очевидно, что формированием контрольного органа не может заниматься местная администрация, поскольку контроль, в первую очередь, должен осуществляться именно за её деятельностью по исполнению местного бюджета и распоряжению муниципальной собственностью.

Правовую основу деятельности контрольного органа в структуре органов местного самоуправления муниципального образования составляет Положение о контрольном органе, утверждаемое представительным органом.

При разработке проекта Положения либо иного нормативного правового акта о контрольном органе представительному органу необходимо определить прежде всего задачи и функции создаваемого органа местного самоуправления и его полномочия.

Контрольный орган, на основании анализа норм муниципальных нормативных правовых актов, правомочен:[16]

-контролировать эффективность и целесообразность расходов муниципальных денежных средств, использования иных видов муниципальной собственности;

-определять эффективность и целесообразность расходования муниципальных финансовых средств и использования муниципальной собственности в результате решений, принимаемых органами местного самоуправления;

-контролировать законность и своевременность движения бюджетных средств;

-организовывать и осуществлять контроль хозяйственно-финансовой деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций с точки зрения целевого и эффективного использования муниципальной собственности;

-организовывать и проводить проверки производственно-финансовой деятельности иных экономических субъектов, получающих средства из местного бюджета либо пользующихся налоговыми или иными льготами и преференциями, представленными органами местного самоуправления.

В отношении вопроса установления статуса контрольного органа, включенного в структуру органов местного самоуправления, следует занимать принципиальную позицию, состоящую в следующем.

Контрольный орган наделяется правами юридического лица, является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.

Контрольный орган как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации контрольного органа в качестве юридического лица является устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Проблема включения контрольного органа в структуру органов местного самоуправления имеет практическое значение в особенности для муниципальных образований, не предусмотревших его в структуре органов местного самоуправления при принятии устава, однако столкнувшихся с реальной действительностью и пожелавших это осуществить.

Следует признать, данный вопрос является актуальным, ввиду того, что нередки случаи, когда руководители органов местного самоуправления обращаются за разъяснением о легитимности принятия представительным органом муниципального образования действующего созыва поправок в устав в части создания контрольного органа и включения его в структуру органов местного самоуправления.

Положения уставов муниципальных образований, связанные с изменением структуры органов местного самоуправления (в данном случае, включения в их структуру контрольного органа) должны содержать нормы, определяющие процедуру их реализации.


Заключение

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления.

Развитие местного самоуправления в России - долгий и трудный процесс. А она сегодня еще только - только начинает формироваться и для его успешного осуществления необходима прочная законодательная база. До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм

Говорить о реальном местном самоуправлении в России, на мой взгляд, пока еще рано: слишком низка активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия на развитие экономики, финансовый потенциал каждого региона как факторы роста благосостояния людей.

И новый Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” не решает целого ряда проблем. Единообразная модель местного самоуправления, отделенного от государственной власти и заменяющего ее, не получает развития в целом по России и, в частности, в республике Башкортостан. И попытки единообразного понимания и реализации конституционной модели местного самоуправления, которые предпринимаются из центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное самоуправление, например, на Дальнем Востоке, и местное самоуправление в Москве или центральных регионах России, не может не различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Веста-М, 1997. - 420 с.

2. Европейская Хартия о местном самоуправлении. \\ Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 36. - Ст. 4466.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -В ред. от 27.07.2006.

4. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2005. – 192 с.

5. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384 с.

6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: Юрист, 2003. – 559 с.

7. Козлова Е. И,. Конституционное право России: Учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. – М.: Юристъ, 2003.

8. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. – М.: Издательская группа ИНФРА-М, 2003.

9. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). – М.: Ось-89, 2004. – 304 с.

10. Либоракина М.И. Проблемы и перспективы местного самоуправления. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. – 224 с.

11. Абдулина Л. Состоялось первое заседание о реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». // Коммерсантъ. – 2004 – 12 февраля. – С. 12.

12. Бухвальд Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления. // Экономист. – 2004. - № 4. – С. 66-75.

13. Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - № 3. – С. 11-20.

14. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству. // Журнал российского права. – 2003. - № 10. – С. 11.

15. Волков В.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации: нормативно-правовое определение и реальная практика. // Юридический аналитический журнал. – 2005. - № 1-2. – С. 52-59.

16. Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - № 3. – С. 20-25.

17. Кирпичников В.А. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления. // Финансы. – 2003. - № 9. – С. 11-15.

18. Кисленко А. А. Закон, противоречащий Конституции. // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

19. Кузнецов С.П. Местное самоуправление: новый этап становления. // Финансы. – 2003. - № 1. – С. 13-16.

20. Нечаев В.Д. Факторы и предпосылки финансовой автономии местного самоуправления. // Полис. – 2004. - № 6. – С. 36 – 54.

21. Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

22. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений. // Государство и право. – 2004. - № 8. – С. 5.

23. Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - № 2. – С. 31-34.


[1] Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству. // Журнал российского права. – 2003. - № 10. – С. 11

[2] Волков В.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации: нормативно-правовое определение и реальная практика. // Юридический аналитический журнал. – 2005. - № 1-2. – С. 52-59

[3] Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - № 3. – С. 11-20

[4] Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. – М.: Издательская группа ИНФРА-М, 2003

[5] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). – М.: Ось-89, 2004

[6] Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2005

[7] Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - № 3. – С. 11-20

[8] Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - № 3. – С. 20-25

[9] Никитчук И. И. Как же будет местное самоуправление – по Конституции или по новому закону? // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

[10] Кисленко А. А. Закон, противоречащий Конституции. // Проблемы местного самоуправления № 4, 2003.

[11] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). – М.: Ось-89, 2004

[12] Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). – М.: Ось-89, 2004

[13] Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений. // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - № 3. – С. 11-20

[14] Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - № 3. – С. 20-25

[15] Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2005

[16] Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству. // Журнал российского права. – 2003. - № 10. – С. 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...