Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Явления, события – определения .

Бухгалтерский учёт, его сущность и место в управленческой деятельности.

1) Хозяйственный учёт в системах управления

2) Общая характеристика бухгалтерского учёта

3) Классификация объектов бухгалтерского учёта

4) Предмет и метод бухгалтерского учёта

5) Принципы бухгалтерского учёта

Система управления любого уровня представляет единый комплекс, включающий ряд составных частей, а именно:

· Прогнозирование

· Планирование

· Анализ

· Оперативное регулирование

· Учёт

· Контроль

В центре системы управления находится хозяйственный учёт, то есть информационная система, предназначенная для формирования и обобщения различной экономической информации о фактическом состоянии объекта, его подразделений в соответствии с его прогнозируемыми, планируемыми показателями, а также для поддержания управленческой системы и аппарата. Из учётной экономической информации формируются массивы, то есть систематизированные данные, характеризующие конкретный объект управления и представляет одно целое, в котором твёрдо определяется каждый элемент. Формирование массива происходит путём измерения и регистрации.

Хозяйственный учёт представляет собой четкую систему в управлении экономическим субъектом, в которой на основе научно-обоснованных процедур формируются, измеряются, обрабатываются, накапливаются, группируются по определённым правилам и стандартам информируются о количественных и качественных характеристиках всех совершаемых в Экономической организации процессов и состоянием хозяйственных объектов для управления ими.

Учетные измерители это единицы измерения при помощи которых на основе измерений и исчислений хозяйственных ресурсов и процессов формируются показатели для различных нужд экономической деятельности. Натуральный, стоимостной, трудовой, Условно-натуральный измеритель – комплект ремонтного инструмента, 100 пар обуви, 100 банок консервов, станки. Измерители имеют строгие границы применения.

Показателем называется количественная характеристика явления или события.

Функции управления: характеристику повторить

· Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

· Прогнозирование - оценка перспектив развития ситуации, в которой находится управляемая организация и возможностей осуществления её деятельности в данной ситуации

· Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

· Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации

· Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

Виды хозяйственного учёта:

Традиционные виды учёта

1) Оперативный(первичный) учёт

2) Статистический учёт

3) Бухгалтерский учёт

2. Новые виды учёта (конец 50-60годов ХХвека)

1) Экологический учёт

2) Социальный

3) Страховой

4) Налоговый учёт

Оперативный учёт – это составная часть хозяйственного учёта, сущность которого состоит в группировке и обобщении первичной информации, который используется в оперативном управлении. Оперативный учёт не ограничен рамками организации, применяет все виды измерителей.

Статистический учёт – предназначен для изучения массовых социально-экономических явлений, использует все единицы измерения. Статистический учёт яВляется необъективным, то есть его данные документально не подтверждены.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сплошного непрерывного документально обоснованного и взаимоувязанного отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в денежном выражении. (Стоимостная характеристика, в рублях) (Гражданский кодекс ст56). Бухгалтерский учёт имеет ряд отличий: яВляется сплошным(то есть в нем отражается все имущества принадлежащее организации, источники его формирования и обязательства организации), он является непрерывным(то есть отражаются все факты деятельности организации в момент его существования).

Экологический учёт – составная часть хоз учёта, яВляется учетной системой, предназначенной для формирования учетных показателей характеризующих экологическую деятельность, а также обособление сумм ассигнований на Ее функционирование.

Социальный – по существу яВляется определённой частью статистики. Данный вид учёта формирует показатели кадров, продукции, участия работников в управлении производством, другие социальные показатели, которые могут оказать положительное влияние на биржевые оценки предприятий.

Страховой учёт – это часть оперативного и бухгалтерского учёта, ориентированная на отношения экономического субъекта с органами социального, имущественного и других видов страхования. В страховом учёте представлены расчёты оптимального страхования сумм, подлежащих выплате по страховым случаям, платежей страховым организациям и других видов расчетов.

Налоговый учёт – с выходом 25 статьи налогового кодекса 1 января 2000года приобрёл свою легитимность – система учёта имеющая свой метод, а именно симбиоз отдельных элементов методов финансового, оперативного, управленческого, социального учёта, планирования и экономического анализа. Основной объект налогового учета налоговые и подобные им платежи Причитающиеся(начисленные) и выплаченные доходы бюджетов РФ. Налоговый учёт ведётся как у налогоплательщиков так и налоговых органов.

Основные средства, калькуляция, косвенные расходы, и тд.

Цель бухгалтерского учёта формирование комплексной информации и результаты производственной и финансовой деятельности организации.

Определение «бухгалтерского учёта» зафиксировано в законе «бухгалтерском учёте». В системе управления выполняет функции сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах и их движении путём сплошного непрерывного и документального учёта всех хозяйственных фактов.

В соответсвии с законом бухгалтерский учёт должны вести организации.

К основным задачам бухгалтерского учёта можно отнести:

1. Формирование полной и достоверной учётной информации о деятельности организации, Ее имущественном положении, необходимой как внутренним так и внешним пользователям бухгалтерской отчётности.

2. Контроль за соблюдением законодательства РФ, при осуществлении организации хозяйственной деятельности.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной и выявление Ее внутренних резервов, обеспечение Ее хоз устойчивости.

В системе управления бухгалтерский учёт выполняет следующие функции

1) Информационную

2) Контрольную

3) Аналитическую

Контрольная функция – типичная функция – она предполагает постоянный контроль над использованием различного вида ресурсов(материальных, трудовых и тип)

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением. Контроль может осуществляться по следующим направлениям:

· Обеспечение сохранности собственности организации

· Использование и основных средств амортизационных отчислений

· Выполнение планов по объемам выпущенной и реализованной продукции

· Рациональное использование трудовых материальных и финансовых ресурсов

· Формирование полной себестоимости реализованной продукции

· формирование использование прибыли

Аналитическая функция заключается в анализе производственной и финансовой деятельности организации.

Бухгалтерский учёт делится на две большие ветви – Финансовый учёт и управленческий учёт.

Финансовый учёт обеспечивает своевременное бухгалтерское оформление регистрацию группировку накопление учетные информации, главным образом финансовой по природе, которая результирующая в бухгалтерской отчётности, стоимостные показатели которой используются как управленческим аппаратом, для подготовки и поддержки управленческих решений так и контрагентами, то есть внешними пользователями.

Цель финансового учёта считается достигнутой, когда отчётность, данные которой соответствуют данным финансового учёта составлена и представлена по назначению.

Управленческий учёт представляет собой относительно обособленную подсистему бухгалтерскую систему в которой генерируется учетно-экономическая информация о затратах на конкретный вид деятельности организации и полученных на них доходах используемых аппаратом управления всех уровней, для поддержки планирования нормирования, лимитирования, анализа контроля, и разработки управленческих решений.

Явления, события – определения.

Под объектом бухгалтерского учёта понимаются конкретные единицы хозяйственных средств и источников их формирования в стоимостном выражении, а также их динамика(хозяйственные процессы) и статика(наличие на определеную дату, обусловленные хозяйственными процессами.

Хозяйственные средства – это совокупность основных и оборотных(включает денежные средства и средства в расчётах(средств).

Источники формирования хозяйственных средств – это специальные целевые средства используемые для создания и последующего наращивания экономических ресурсов в целях получения доходов.

Классификация объекта бухгалтерского учёта по их месту и роли в хозяйственном процессе организации.

I. По размещению:

1) Основные средства (здания, сооружения, передаточные средства, машины, дописать)

2) Оборотные средства (производственные запасы, готовая продукция, незавершённое производство, расходы будущих периодов – нормируемые оборотные средства; отгружённые товары, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства в кассе, на расчетных счётах, на валютных счетах, на специальных счетах, прочая дебиторская задолженность – ненормируемые оборотные средства).

II. По источникам формирования:

1) Собственные источники (уставный капитал(складочный), резервный капитал, добавочный капитал, прибыль)

2) Заёмные (расчёты с поставщиками и подрядчиками, краткосрочные кредиты и займы, долгосрочные кредиты и займы)

3) Обязательства предприятия по распределения общественного совокупного продукта(минимальная задолженность по оплате труда перед персоналом, минимальная задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, минимальная задолженность перед органами страхования)

III. По хозяйственным процессам:

1) Процесс снабжения

2) Процесс производства

3) Процесс реализации(продажи)

Объекты бухгалтерского учёта

IV. По хозяйственным средствам, не принадлежащим организации на правах собственности(арендованные основные средства, товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение)

Задание на дом: задачи бухгалтерского учёта из закона, первичные документы и регистры.

Учебники по теории бухгалтерского учёта.

Предметом бухгалтерского учёта является движение и наличие хоз средств в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

1. Документация и инвентаризация как способ наблюдения и регистрации и контроля за хозяйственными средствами и источниками их формирования.

2. Оценка и калькуляция как способ калькулированния как способ исчисления хоз средств

3. Счета бухгалтерского учёта и принцип двойной записи как способ первичной группировки и отражения хоз средств и источников их формирования.

422статья Гражданского кодекса.

Инвентаризация это сличение данных фактического наличия объектов

Счета – это способ первичной группировке и отражения. По своему содержанию счета бух учёта делаться на активные и пассивные. Активные счета предназначены для группировки и отражения хозяйственных средств организации, а пассивные для отражения источников формирования хозяйственных средств.

 

Левое поле счета называется дебит, правое – кредит. В активных счётах сальдо начальное бывает только по дебиту. Сальдо начальное в активных счётах показывает наличие хоз средств на начало отчётного периода счета имеют оборот по дебиту и кредиту. Оборот по дебиту в активных счётах показывает увеличение хозяйств средств. Оборот по кредиту показывает уменьшение (выбытие) хоз средств.

Оборотом называется итог(суммирование) хозяйственных средств.

В активных счётах сальдо конечное только по дебиту счета, показывает наличие хоз средств на конец отчётного периода.

Сальдо конечное в активных счётах определяется как сальдо начальное + оборот по дебиту – оборот по кредиту.

С альдо пассивное показывает источники пассивных средств …. Оборот по дебиту и кредиту.

 

                           
   
     
 
 
   
   
 
 
 
 
   
   
 

 


 


 

 


 


Оборот по кредиту показывает увеличение источников формирования хоз средстве, оборот по дебиту показывает уменьшение источников формирования

Сальдо конечно(всегда по кредиту) определяется как сальдо начальное+оборот по кредиту + оборот по дебиту.

Лука Почели: независимо от нашей воли и сознания любая хоз деятельность всегда затрагивает два объекта бухгалтерского учёта, и должна отражаться

Сущность принципа двойной записи хоз операции всегда затрагивает два объекта бух учёта, и следовательно она отражается на двух счётах бух учёта.

О счётах бух учёта, связанных принципом двойной записи говорят, что они корреспондируют друг с другом.

Корреспонденция счётов бух учёта выраженная в виде счётной формулы называется бухгалтерской проводкой.

 

 

У

 

Счета бух учёта также подразделяются на синтетические счета, суб счета(синтетические счета второго порядка), аналитические счета и забалансовые счета.

Синтетические счета первого порядка предназначены для учёта вида хоз средств и источников их формирования.

Суб счета(синтетические счета второго порядка) предназначены для учёта группы, подгруппы, класса, подкласса, видов хоз средств.

Аналитические счета предназначены для учёта конкретного наименования хоз средств и источников их формирования.

Аналитические счета утверждаются в рабочем плане счётов организации самостоятельно. Рабочий план счётов яВляется неотъемлемой частью учётной политики организации(учетная политика смотри закон о бух учёте).

Иллюстрация учётной политики организации:

1. Линейный

2. По способу уменьшаемого остатка

3. По сумме чисел лет срока полезного использования

4. Пропорционально объёму производства

Год Остаточная стоимость Норма амортизации. % Сумма амортизации, рублей
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

5+4+3+2+1=15

1) 20000(5/15)=6667

2) 20000(4/15)=

3) 20000(3/15)=

4) 20000(2/15)=

5) 20000(1/15)=

 

1000 штук изделий

1000/5=200

3*20=60

40*20=

 

Забалансовые счета предназначены для учёта не принадлежащих на правах собственности. Принцип двойной записи для забалансовых счётов не применяется.

Бухгалтерский баланс и отчётность как способ обобщения источников хоз сред

Группировка хоз средств по их функциональной роли(актив баланса) и источникам формирования(пассив баланса) на определённую дату в стоимостном выражении называется бухгалтерским балансом.

Выучить баланс наизусть!

Формулы текущей ликвидности, рентабельности и тд.

Принципы бух учёта представлены основными положениями условиями необходимыми для практической деятельности (фундаментальные правила).

Основные принципы:

1. Принцип имущественной обособленности – имущества и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств его собственников и других предприятий. В отчётности организации отражается только то имущество, которое законодательно признаётся Ее собственностью. Таким образом принцип имущественной обособленности исходит из права собственности. Факты хоз жизни регистрируется в бухгалтерском учёте в их связи с предприятием, но не с его собственниками. В международной практике это называется «принцип хоз единицы» либо «автономности предприятия».

2. Принцип непрерывности деятельности организации. Он основывается на предположении о том, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует существенно сокращать масштабы деятельности либо самоликвидироваться и следовательно обязательства как краткосрочные так и долгосрочные будут погашаться в установленный срок в соответствии с международными стандартами этот принцип практикуется как принцип действующего предприятия.

Себестоимость выучить

3. Принцип последовательности применения учётной политики, принцип постоянства. Он означает, что принятые организацией способы и приемы ведения бух учёта применяются последовательно из года в год. Постоянство обеспечивается соблюдением одних и тех же процедур: составление отчётности от одного отчётного периода до другого(отчетные периоды это временные отрезки за которые составляется бух отчётность организации, такими периодами признаются – месяц, квартал, год). Этот принцип обеспечивает сопоставимость данных о деятельности организации. В международной практике этот принцип определяется как принцип неизменности(преемственности)

4. Принцип базисный, фундаментальный – принцип начисления и соответствия. Его суть заключается в том, что доходы и расходы начисляются, то есть признаются организацией. По мере производственного и иного использования хоз ресурсов, а не на дату фактического получения доходов и выплату денежных средств или их эквивалентов. Таким образом при осуществлении бух учёта факты хоз деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место. Доходы и расходы включаются в бух отчётность тех временных периодов к которым они относятся.

По российским стандартам этот принцип трактуется как принцип временной определённости фактов хоз деятельности организации

5. Принцип осмотрительности, осторожности экономического субъекта. Он определяет тактику поведения организации. Прибыли должны быть приняты к бух учёту лишь тогда, когда они фактически положены. В международной практике этот принцип называется благоразумием

К числу других принципов относится принцип двойной записи, принцип объективности, принцип существенности(значимости), принцип периодичности, принцип стоимостной оценки.

Принцип существенности. Бух информация признаётся существенной или значимой если она может повлиять на принятие экономических решений пользователями, иначе говоря факт резко влияющий на финансовое состояние организации, означающий изменение Ее статуса в ближайшей перспективе.

В международной практике ещё существуют принципы: унификации(все факты хоз деятельности фиксируются одинаково), стандартизации(устанавливается строго ограниченный набор вариантов возможной фиксации хоз жизни), гармонизации(предусматривается возможность трансформации одних правил учёта в другие).

 

2 Отчётностьорганизации.

1. Представление бухгалтерской отчётности и предъявляемые к ней требования

2. Бухгалтерский баланс(требования, функции, виды).

3. Отчётность о финансовых результатах.

4. Приложение к балансу и отчёту о прибылях и убытках.

5. Другие виды бухгалтерской отчётности.

6. Регулирование и гармонизация бухучёта и отчётности на международном уровне.

1) Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухучёта

2) Национальные бухгалтерские стандарты: особенности и причины различий

3) Международные стандарты финансовой отчётности: цели и классификации (МСФО)

Литература: закон о бухучёте

Все предприятия и организации обязаны представлять бухгалтерскую отчётность в учреждения банков, налоговых, органы статистики, учредителям(др пользователям).

Бухгалтерская отчётность предоставляется в соответсвии законодательства. В Формах бух отчётности приводятся все предусмотренные реквизиты(показатели характеризующие тот или иной документ называется реквизитом).

В случае не заполнения той или иной статьи(строки, графы) в виду отсутсвие у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья(строка,графа) прочёркивается. Иногда в существующие формы отчётности включаются дополнительные показатели(если выявляется недостаточность данных). Месячная и квартальная бухгалтерская отчётность представляет собой промежуточную отчётность. Квартальная отчётность составляешься и предоставляешься в течение 30 дней по окончанию квартала. Годовая бух отчётность должна предоставляться в течение 90 дней по окончании года, но не ранее 60 дней. Отчётность должна быть составлена по определённым правилам и стандартам. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую отчётность вышестоящему органу в установленные им сроки.

К бухгалтерской отчетности предъявляются след требования:

· Полнота

· Достоверность

· Целостность

· Последовательность

· Своевременностью

· Проверяемость

· Сопоставимость

· Рациональность

· Непротиворечивость

· Нейтральность

Бухгалтерская отчётность должна обеспечить достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах Ее деятельности. Требования целостности связано с необходимостью, включения в бухгалтерскую отчётность данных обо всех хоз операциях, осуществляемых организацией как юридическим лицом, Ее представительствами и филиалами и другими, территориально обособленными, подразделениями, в том числе выделенными на отдельный баланс. Обязательно указываются в учредительных документах юридического лица. Требования последовательности закрепляется в практике составления бух отчётности необходимость постоянства содержания и форм бух баланса, отчёта о прибылях и убытках и пояснения к ним от одного отчётного года к другому. Своевременностью предполагает представление бухгалтерской отчётности в соответствующие адреса в установленные сроки. Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Требование сопоставимости заключается в том, что по каждому числовому показателю бух отчетности кроме отчёта, составляемого за первый отчетный период должны быть приведены данные как минимум за 2 года, за отчётный и за предшествующий отчетному году. Рациональность достигается путём стандартизации соответствующих форм отчётности. При формировании бух отчетности необходимо обеспечить нейтральность информации, то есть исключить возможность удовлетворения интересов одних групп пользователей бух отчетности, перед другими.

ПБУ 14/07

Согласно положению о бухгалтерском балансе ПБУ 18/02 «учёт расчётов по налогу на прибыль» отложенный налоговый актив – это положительная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом исчисленным, ОТЛОЖЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ АКТИВ показывает насколько нужно будет уменьшить сумму искусственного налога в следующих отчётных периодах. Отложенный налоговый актив определяется как произведение ставки налога на прибыль на вычитаемую временную разницу

В свою очередь вычитаемая временная разница это доходы или расходы, которые учитываются при формировании бух прибыли в текущем, а налогооблагаемой в следующих периодах.

Пример. 24 декабря 2016 года фирма Xприняла к бухучёту первоначальной стоимостью 165000 рублей, срок его полезного использования 6 лет. В бухгалтерском учёте фирма начисляет амортизацию по сумме чисел лет полезного использования, а в налоговом учёте линейным способом.

1) Определяем Бухгалтерскую амортизацию для целей бухгалтерского учёта

6+5+4+3+2+1=21

165000(6/21)=47143

165000(5/21)=

И тд

2) Определяем Налоговую амортизацию для целей налогового учёта

165000/6=27500

3) Определяем вычитаемую временную разницу

47143-27500=19643

4) Произведение ставки налога на прибыль и вычитаемой временной разницы

19643*0,20=3928,6

ПБУ-17/02 по НИОКР.

В соответствии с ПБУ 18/02 Отложенные налоговые обязательства это отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом на прибыль исчисленным с балансовой прибыли. Отложенное обязательство показывает насколько нужно будет увеличить сумму искусственного налога в следующих отчётных периодах. Отложенные обязательства представляют собой произведения ставки налога на налогооблагаемую временную разницу. В свою очередь налогооблагаемая временная разница – это доходы и расходы, которые учитываются при формировании прибыли в текущей, а налогооблагаемой

Пример. В 4 квартале 2015 года фирма X отгрузила фирме Y партию товара на сумму 115000 рублей. Фирма Y оплатила товар в следующие сроки 65000 в 4 квартале 2015 года, 50000 в1 квартале 2015 года. В налоговом учёте фирма X, определяет доходы кассовым методом, определить налоговые обязательства.

115000-65000=500000

50000*0,20=10000

 

Себестоимость -это все затраты (издержки), понесённые предприятием на производство и реализацию(продажу) продукции или услуги.

 


Калькуляция - расчёт себестоимости единицы конкретного вида продукции.

Статьи калькуляции - это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.

Калькуляционные статьи - это:

1. Сырьё и основные материалы;

2. Возвратные отходы (вычитаются);

3. Вспомогательные материалы на технологические нужды;

4. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, зап. части,

тара;

5. Топливная энергия на технологические нужды;

6. Основная заработная плата производственных рабочих;

7. Дополнительная заработная плата;

8. Отчисления на социальные нужды;

9. Общепроизводственные расходы:

2. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

3. цеховые расходы;

 

Общепроизводственные расходы включают в себя -

Общехозяйственные расходы включают в себя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...