вторая половина 1 тыс. до н.э.)
Https://sites.google.com/site/test300m/ztpi Хронопсихологическое исследование временной перспективы студентов из разных регионов России.
Бытие и небытие, счастье и несчастье - все это имеет свой корень во времени. Время приводит к зрелости существа, время их же уничтожает. Время вновь успокаивает время, сожигающее существа. Именно время изменяет в мире все благоприятные и неблагоприятные чувства и мысли. Время уничтожает все существа и создает их вновь. Время проходит неудержимо одинаково для всех существ. Махабхарата (индийский эпос, вторая половина 1 тыс. до н.э.)
Исследовать данную тему нас побудило желание найти ответы на вопросы: как именно мы воспринимаем время, перерабатываем темпоральную информацию, воспроизводим её, придаем ей уникальность, свойственную нашей личности? Каковы закономерности и взаимосвязи нашего внутреннего времени с тем, как мы строим в реальности наш жизненный путь и видим временную перспективу? Данную тему мы считаем своевременной и актуальной, не только потому, что она малоизученна в отечественной и зарубежной психологии, но и потому, что современные исследователи отмечают наличие у современной молодежи следующих особенностей. Подрастающее поколение и молодежь часто строят планы на день, неделю, месяц, рассчитывая, как им кажется, свое время и свои возможности, но, почему-то не реализуют их. Причины, по мнению исследователей, разнообразны: низкая самооценка, неуверенность в себе и том, что эти дела получатся; перфекционизм, проявляющийся в попытке достичь совершенства, концентрация на деталях и игнорирование ограничения по времени, возможная «неидеальность» результатов работы, которую необходимо выполнить; самоограничение из-за подсознательного страха стать успешным, выделиться из массы и показать себя лучше других и т.д.
Таким образом, для современного поколения все более часто встречающимся явлением становится склонность к прокостинации – желание отложить даже важные и срочные дела на потом, явление, приводящее к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам (стресс, чувство вины, потеря продуктивности и т.д.). Все вышесказанное побудило нас к исследованию, целью которого стало выявить представление о временной перспективе студентов из разных вузов, проживающих в мегаполисах и провинции. Мы предположили, что психологическое представление о времени и его перспективе у студентов, проживающих в городах с разным ритмом жизни, …. будет отличаться. Объект исследования: студенты разных вузов. Предмет исследования: жизненное пространство человека во времени, прошлом и настоящем.
Для реализации поставленной цели нами были изучены литературные источники по теме хронопсихологии (как науки, которая нацелена на изучение субъективного времени и взаимосвязи психики и времени) и определены такие понятия, как время, его свойства, субъективное восприятие времени, иллюзии восприятия времени, психологический возраст, таймфреймы, временные ориентиры, самооценка личности во времени; рассмотрены основные концепции психологического времени и временной перспективы. когнитивные теории репрезентации времени. СЛАЙД (Понятие «временной перспективы» ввел К. Левин. Временная перспектива – это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего. (Ф. Зимбардо)
Для исследования студентов нами была выбрана методика изучения временной перспективы, разработанная американским психологом Филиппом Зимбардо в 1999. Опросник предназначен для исследования субъективной картины мира индивида, его представления о времени и состоит из 56 утверждений. Методика включает в себя 5 шкал, каждая из которых направлена на оценку у испытуемого различных временных ориентаций:
· Прошлое негативное. · Настоящее гедонистическое. · Будущее · Настоящее фаталистическое. · Прошлое позитивное.
Самой большой организационной проблемой, с которой нам пришлось столкнуться, было проведение методики со студентами с других регионов. Нами была разработана online версия опросника Зимбардо с помощью форм Google теста. В исследовании приняли участие 53 студента 2 курса, обучающихся на факультетах психологии в Московского государственного университета ()….., СФ МГПУ.
СЛАЙД Мы получили следующие результаты.
…
Таблица 1 Оценка студентами различных вузов своего отношения к прошлому, как к негативному
Свое прошлое, как негативное, оценивает половина опрошенных студентов МГУ, это значит, что они, вероятно, склонны воспринимать его как вызывающее боль и разочарование. Для 25% студентов СФ МГПУ прошлое тоже кажется негативным, то есть для них в прошлом, скорее всего, характерно переживание травмы, поэтому они оценивают его пессимистично. Преобладающее большинство учащихся СПбГУ (70%) не оценивают свое прошлое, как очень негативное, скорее нейтрально. То есть, для них может быть характерна реконструкция событий с целью извлечения опыта.
Таблица 2 Оценка студентами различных вузов своего отношения к настоящему гедонистическому.
Высокие баллы по этой шкале набрали 40% студентов, опрошенных в СФ МГПУ, что, возможно, предполагает у них ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу бедующих наград. Настоящее видится для них оторванным от прошлого и будущего, единственная цель – наслаждение. В то время как большинство тестируемых студентов МГУ и СПбГУ обладают высокой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия.
Таблица 3
Оценка студентами различных вузов своего отношения к будущему.
Больше половины опрошенных студентов столичных вузов (МГУ (65%) и СПбГУ (62%)) ориентированы на свою перспективу, что, скорее всего, означает их высокое стремление к поставленным целям и вознаграждениям будущего. 65% студентов СФ МГПУ, вероятно, нейтрально относятся к своей дальнейшей жизни.
Таблица 4 Оценка студентами различных вузов своего отношения к настоящему фаталистическому.
У 14% (большинства) учащихся, опрошенных в Самарском университете, настоящее видится независимым от их воли, для них будущее, скорее всего, изначально предопределено, а их личность – подчинена судьбе. Тогда как студенты МГУ и СПбГУ, тестируемые нами, возможно, считают, что будущее зависит от их действий в настоящем, что они сами «творцы своей судьбы».
Таблица 5 Оценка студентами различных вузов своего отношения к прошлому позитивному.
Высокие баллы, полученные в каждом вузе, возможно, отражают отношение студентов к своему прошлому как к позитивному, теплому, радостному периоду в своей жизни. Вероятно, это может показывать нам высокую самооценку респондентов и субъективное чувство радости, указывать на здоровое, радостное отношение к жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|