Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потеря централизованного управления

Национальные проблемы

28 июня 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС М.Горбачев заявил, что «одним из величайших завоеваний социализма стал сложившийся в нашей стране союз равноправия наций и народностей». Однако как «завоевывался социализм», так и решался национальный вопрос в СССР — административно-командными методами. Ослабление тоталитарного режима КПСС положило начало движению народов СССР к свободе и независимости, против диктата центральных органов союзной власти. Процесс оформления национальной независимости осложнился не только нежеланием центра потерять власть, но и претензиями национальных политиков на неограниченную, власть, что привело к национальной ненависти и кровавым насилиям.

В 1988 г. в Сумгаите, а в 1990 г. к Баку прошли погромы армянского населения. Обострилась борьба между армянами и азербайджанцам и за Нагорный Карабах, произошло столкновение между узбеками и киргизами Ошской области. Разгорелся национальный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 г.

В результате межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около 1 млн. беженцев различных национальностей. Готовились покинуть Узбекистан около 130 тыс. русских, Таджикистан — 50 тыс., Киргизию — около 20 тыс. 50% русских пожелали выехать из Западной Украины, 53 — из Латвии, 49 — из Эстонии, 45% — из Грузии. Большинство из них стремились в Россию, хотя и понимали, что их не ждут там. Россия должна была не просто принять своих соотечественников, но и помочь обустроиться. А ждать помощи независимой России от союзного правительства представлялось абсурдным.

«Да, в том виде, в каком Советский Союз существовал до сих пор, он исчерпал свои возможности», — констатировал М.Горбачев 19 августа 1990 г. Оригинальное толкование «Как нам обустроить Россию» дал русский писатель А.И.Солженицын в июле 1990 г.: «...надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, три закавказские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия, если ее к Румынии больше тянет... О Казахстане. Сегодняшняя его территория нарезана была коммунистами без разума, как попадя... до 1936 г, Казахстан еще считался автономной республикой в РСФСР, потом возвели его в союзную. А составлен-то он — из южной Сибири, южного Приуралья да пустынных центральных просторов, с тех пор преобразованных и восстроенных русскими, зэками да ссыльными народами. И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины... И вот за вычетом этих двенадцати — только и остается то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или — Россия (название с XVIII в.), или, по верному смыслу теперь Российский Союз».

Идеи А. И Солженицына перекликаются с высказываниями крупного государственного деятеля С.Е.Крыжановского еще в начале XX в. «Коренная Россия не располагает запасом культурных и нравственных сил для ассимиляции всех окраин. Это истощает русское национальное ядро». Утвердительно заявляет и сам Александр Исаевич. «.. нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных, ни духовных. Нет у нас сил на Империю». 1990 годгод парада суверенитетов бывших советских союзных республик. Встал вопрос о создании содружества независимых государств.

* Какая из республик заявила о своей независимости первой? (Нахичеванская)

Республики принимали декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными, в некоторых были введены должности президента.

12 июня 1991 г. всенародно был избран первый Президент РоссииБорис Николаевич Ельцин.

Делегаты первого Съезда народных депутатов России, выражая волю избирателей, приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Декларация законодательно разграничивала полномочия Союза ССР и России, не выходя за пределы Конституции СССР. * В чем значение и каковы последствия российского суверенитета? Таким образом, политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики. «Наша общая ответственность, — говорил М.Горбачев, — в том, чтобы не допустить такого хода полемики и тем более развития событий, которые ввергли бы страну в хаос, поставили наше великое государство на грань развала».

Потеря централизованного управления

20 ноября 1990 г. Россия и Украина подписали соглашение о признание суверенитета друг друга и необходимости экономического сотрудничества без участия центра на основе равенства и взаимной выгоды. Аналогичный договор был подписан 22 ноября между Россией и Казахстаном.

Таким образом, создавался новый союз на конфедеративной основе, что фактически отстраняло от власти центральные органы.

23 ноября 1990 г республикам был представлен проект нового союзного договора. В его обсуждении приняли участие все бывшие союзные республики, за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Предлагалось образовать «Союз Советских. Суверенных Республик» И хотя о социализме уже не было упоминания, влияние коммунистического центра четко прослеживалось во всем проекте договора.

В январе 1991 г., демонстрируя власть, союзное руководство решило применить и силу для проведения призыва молодежи в Советскую Армию в Литве и Латвии. 12 января при штурме армией здания литовского телевидения было убито 16 человек. Через несколько дней советские войска появились на улицах Риги. Эти акции резко обострили конфликт между союзным и республиканским руководством, реформаторами и консерваторами, а также вызвали взрыв националистических настроений. Февральский Пленум ЦК КПСС обратился к гражданам с призывом «выступить против антикоммунистической истерии, разжигаемой врагами перестройки».

10 февраля более 90% принявших участие в референдуме жителей Литвы высказались за независимость и демократическую республику, подтвердив решение Верховного Совета Литвы от 11 марта 1990 г. о восстановлении полного государственного суверенитета республики.

В Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР прошли массовые демонстрации с требованиями более активного реформирования страны, отставки Горбачева, роспуска союзного парламента, передачи власти «Совету Федерации», в который должны были войти первые лица республик.

1 марта 1991 г. забастовали шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты, отстранив от власти парткомы и профкомы.

17 марта состоялся «совет с народом» — референдум о сохранении Союза ССР. Однако он не внес ясности в судьбу СССР, Поскольку каждая республика проводила референдум по-своему, добавляя новые вопросы, или просто бойкотируя. Около 50% москвичей и ленинградцев, 40% киевлян выразили желание сохранить Союз ССР.

Резко ухудшило жизненный уровень населения повышение цен в пять и более раз. В то же время заработная плата была увеличена лишь на 20— 30%. Особо нуждающимся была выделена месячная компенсация в 60 руб.

Страна негодующе забурлила. Люди требовали не только (1) улучшения своего экономического и материального положения, но и (2) отставки Горбачева, (3) правительства Павлова, (4) отмены всех номенклатурных привилегий, (5) восстановления частной собственности на землю, (6) департизации промышленных предприятий и передачи их под юрисдикцию республик, (7) упразднения КГБ, (8) проведения новых выборов народных депутатов на основе многопартийности. Страна выходила из подчинения союзных структур, да и на местах наступал паралич чиновничьей власти. КПСС испугалась выступить «руководящей и направляющей силой» советского общества. Союзное руководство искало не столько конструктивное решение экономических проблем по стабилизации обстановки, сколько политические меры по удержанию власти.

23 апреля 1991 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР М.Горбачев предложил руководителям России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения отказались от встречи с «дестабилизирующим национальную обстановку союзным центром») подписать «Заявление 9+1», в котором декларировались принципы \ нового союзного договора. Однако многочисленные встречи весной и летом 1991 г. в Ново-Огареве руководителей республик с Президентом СССР выявили значительные расхождения и противоречия, исходившие из принципиально противоположного Понимания основ нового Союза. Россия и Украина отстаивали конфедеративные принципы Союза, М.Горбачев и А.Лукьянов предлагали федерацию, доказывая преимущества политико-экономического центризма.

24 июля М.Горбачев объявил о том, что «работа над союзным договором завершена» и документ «открыт для подписания». Русский язык в республиках перестал быть «государственным языком», став «языком межнационального общения»; главы республиканских правительств могли участвовать в работе союзного правительства (кабинета министров) с правом решающего голоса; предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик. Вместе с тем оставались и нерешенные вопросы: являлись ли суверенные государства, подписывающие договор, «полноправными членами мирового сообщества» и могут ли они вступить в ООН, открыть посольства? Не было ясности и в вопросах о союзных налогах, природных ресурсах республик, союзном бюджете. К тому же Украина дала понять, что не подпишет договора до принятия своей новой Конституции. Россия же считала, что Союз без Украины невозможен. Тем временем республики Средней Азии заключили между собой двусторонние соглашения. Таким образом, еще одна проблема советского общества оставалась открытой и политически заостренной. «В сущности, перестройка в изначальном ее понимании завершилась, — отмечал А.Яковлев в своей книге "Горькая чаша..." — она не могла не завершиться, ибо уже в 1987—1988 гг. на практическую ногу встал вопрос о смене сути и характера общественного уклада».

Основные события и даты

Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева — 11 марта 1985 г. Возвращение А. Сахарова в Москву — декабрь 1986 г.

XXVII съезд КПСС - 25 февраля-6 марта 1986 г.

Вывод советских войск из Афганистана — февраль 1989 г.

Провозглашение суверенитета России — 12 июня 1990 г.

Референдум по сохранению Союза ССР — 17 марта 1991 г.

31. КРАХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПОЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ ПОИСКИ ВЫХОДА ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА. КОНСОЛИДАЦИЯ ПОБОРНИКОВ СОЦИАЛИЗМА. ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА. КОНЕЦ АВАНТЮРЫ. РАСПАД СОЮЗА ССР. Поляризация общественных сил «Самое необходимое сейчас для преодоления кризиса — восстановить в стране порядок, — заявил М.Горбачев на IV съезде народных депутатов СССР 17 декабря 1990 г. — Это упирается в вопрос о власти. Будут твердая власть, дисциплина, контроль за исполнением решений, тогда сумеем наладить и нормальное продовольственное снабжение, накинуть аркан на преступников, остановить межнациональную вражду». Заявление Президента СССР неопровержимо свидетельствовало о том, что на него оказывали мощное давление консервативные партийно-административные силы. Ясно было и то, что одной дисциплиной нельзя накормить народ. Более тревожно было выступление 20 декабря министра иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе: «Наступает диктатура — заявляю об этом со всей ответственностью». * Каковы же причины столь резких заявлений советских руко- водителей? Со второй половины 80-х годов стал все более и более заметен фактический раскол КПСС на сторонников и противников 464 «перестройки». В целях активизации демократических процессов общественно-политической жизни ЦК КПСС принимает решение о созыве летом 1988 г. XIX партийной конференции. (Предыдущая, XVIII Всесоюзная партконференция, состоялась в феврале 1941 г.) Она прошла в острых, критических дискуссиях о методах перестройки советского общества. В заключение была принята резолюция «О гласности», в которой отмечалось: «Три года перестройки убедительно подтвердили, что обстановка гласности в деятельности партийных, советских, общественных организаций, средств массовой информации, развертывание реальной критики и самокритики, утверждение открытости и правдивости в политике позволили партии, всему народу лучше понять свое прошлое и настоящее, выявить факторы торможения, пробудить мощные патриотические силы к активной и целеустремленной работе на благо страны, социализма». Вместе с тем в резолюции отмечалось и то, что еще «имеют место попытки сдерживать гласность в деятельности партийных, советских и общественных организаций, коллективов, средств массовой информации. На ее пути нередко воздвигаются ведомственные и местнические барьеры. Стремление сделать достоянием общественности те или иные недостатки, злоупотребления, факты бюрократизма и комчванства, другие негативные явления наталкиваются на административное сопротивление. Не сокращается число писем трудящихся с различного рода жалобами в партийные органы и средства массовой информации. До сих пор имеют место преследования и даже расправы за критику». * В связи с чем прозвучала на конференции ставшая поговоркой фраза: «Борис, ты не прав!»? Таким образом, ощущалось явное противоречие предоставленных, но трудно реализуемых возможностей гласности, даже при том, что роль цензуры была сведена до минимума. Проявлением демократизации советского общества стала кампания по избранию в Советы народных депутатов весной 1989 г., в ходе которой сформировались дискуссионные клубы, движение «Общественные инициативы», различные народные фронты, политические партии, независимые профсоюзы, оргкомитеты и др. | Вместе с тем альтернативность кандидатов в депутаты была ограничена выдвижением 1/3 кандидатов от КПСС, профсоюзов и | других общественных организаций. 465 * Чем это было обусловлено? 25 мая 1989 г. в Москве открылся I съезд народных депутатов СССР, на котором развернулась ожесточенная борьба мнений по перестройке советского общества. Непримиримость идей привела к образованию таких депутатских групп, как «Союз», «Реформа», межрегиональная депутатская, депутатов-аграрников, от ВЛКСМ, профсоюзов, женских организаций и др. Появились и яркие личности с неординарным мышлением: Г.Попов, ЮАфанасьев, А.Сахаров, А.Собчак и др. Предвыборные политические дебаты, да и результаты выборов летом 1989 г. показали нарастание кризиса доверия не только партийно- административному руководству в центре и на местах, но и ко всей социалистическо-коммунистической системе в целом. * Ваше мнение? Наконец и в самой партии наметился раскол. В январе 1990 г. конференция 162 партклубов из 13 республик страны образовала Демократическую платформу в КПСС. На февральском (1990 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение об отказе от законодательно закрепленной монополии на власть. III Внеочередной съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) отменил 6-ю статью Конституции. * Что заставило руководство КПСС изменить свой жесткий, непримиримый курс идеологического давления на массы? Вместе с тем на III съезде народных депутатов был поднят вопрос о президентстве, год назад выдвинутый А.Д.Сахаровым, но отвергнутый коммунистами. 15 марта 1990 г. первым Президентом Союза ССР был избран М.С.Горбачев (60% голосов депутатов). Другие претенденты — премьер-министр Н.И.Рыжков и министр внутренних дел В.В.Бакатин — сняли свои кандидатуры в пользу Горбачева. * Как вы расцениваете избрание первого в истории страныПрезидента? В соответствии с поправками к Конституции, Президент СССР являлся главой Советского государства и наделялся ши- 466 рокими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях. Согласно Основному Закону СССР выборы Президента должны быть всенародными. * Что означало введение института президентства в СССР? Поиски выхода из экономического кризиса Курс на ускорение решений по достижению нового качественного состояния советского общества показал его несостоятельность и необходимость более глубокой перестройки всех сфер жизни общества. В декабре 1990 г. на IV съезде народных депутатов Председатель Совета Министров СССР Н.И.Рыжков заявил о том, что перестроечные идеи середины 80-х годов потерпели поражение. *.Каковы были доводы Н.Рыжкова? Наметилось три пути дальнейшего развития страны. Демократы требовали разгосударствления средств производства, принятия антимонопольного законодательства, юридического закрепления собственности граждан, результатов их труда. Основой развития экономики они считали рыночные отношения. Коммунисты в ходе подготовки к XXVIII партсъезду выдвинули «Платформу человека труда в КПСС», которая в своей экономической части ориентировала на традиционные социалистические методы насыщения рынка товаров без создания рынка капиталов и рабочей силы; корректировку плановых методов хозяйствования; защиту общественной собственности и социального равенства; приоритет моральных стимулов повышения производительности труда. * В чем принципиальное расхождение демократов и коммунистов? Центристы, к которым относились Горбачев и его единомышленники (Н.Рыжков, министр финансов СССР В.Павлов, академики Л.Абалкин, А.Аганбегян и др.), выступили с проектом программного заявления «К гуманному демократическому 467 социализму», положенным в основу обсуждения на XXVIII съезде КПСС. В качестве экстренных мер по выходу из кризиса предлагалось: «Первое. Разработку в текущем году (т.е. 1990 г. — В.П.) нового договора о союзе республик... Второе. В социально-экономической области в течение полутора-двух лет осуществить: — нормализацию потребительского рынка, прежде всего про- довольственного... (Как-то странно звучат слова «экстренные меры», которые являются повседневными для рачительного хозяина. — В.П.); — стабилизацию денежного обращения путем проведения финансово- кредитной реформы, распространения среди населения акций, распродажи излишних запасов материальных ресурсов, Продажи жилья, увеличения процентов по вкладам населения, реализации займов под будущую продажу товаров, сведения к минимуму дефицита государственного бюджета; — дополнительное финансирование неотложных социально- экономических задач за счет разумного сокращения затрат на оборону, неэффективных капитальных вложений, расходов на содержание управленческого аппарата, упорядочение внешнеэкономических связей». Далее следовали обычные обещания: «увеличение объемов жилищного строительства», «выделение дополнительных ассигнований на здравоохранение», «оказание чрезвычайной помощи районам экологического и стихийного бедствия» (хотя прошло уже 4 года с момента аварии на Чернобыльской АЭС) и т.п. Третья мера — «Решительное укрепление дисциплины и правопорядка, усиление борьбы с преступностью и профилактики правонарушений» и вовсе не могла быть «экстренной». Таким образом, партийный съезд в очередной раз декларировал «защиту» всего советского общества от обнищания, демонстрировал финансовую «рачительность», строгость социалистического «порядка». Съезд отметил, что «переход к рынку не имеет альтернативы», но «рыночная экономика» должна быть регулируемая. Без сомнения, у руля оставалась «направляющая и руководящая сила советского общества» — КПСС, которая считала одной из директивных мер в борьбе «за эффективную экономику» «дать возможность каждому сельскому жителю или тем, кто хотел бы жить и работать на селе, обзавестись своим домом и подворьем». Вот так, не землю желающим на ней жить 468 и работать, а милостивое позволение власти обзавестись бесправным хозяйством. * Каковы перспективы экономического развития «центристов»? В конце июля 1990 г. Горбачев и Ельцин договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной, под руководством академика С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Явлинского. Созданный проект представлял экономическую основу перехода всего народнохозяйственного комплекса к рынку за 500 дней. Однако проект был отвергнут политическими против- никами демократов. * В чем сущность программы «500 дней»? В начале 1991 г. Совмин СССР был преобразован в Кабинет министров, во главе которого был поставлен В.Павлов, занимавший пост министра финансов в правительстве Н.Рыжкова. Складывающаяся коалиция с демократами была отвергнута. Пятилетний поиск (1985—1990 гг.) выхода из экономического кризиса показал бесперспективность существующей социально-экономической системы, необходимость оперативного перехода к рыночной модели развития. Однако разгоравшаяся политическая борьба между демократами и консерваторами, а также нерешительность «центристов» еще более обостряли кризис. Снижение темпов роста промышленного производства перешло в экономический спад; финансы вышли из-под контроля; бюд- жетный дефицит, внутренний государственный долг и объем денежной массы увеличивался; внешнеэкономическая платежеспособность СССР падала; потребительский рынок был почти полностью вытеснен нормированным распределением продуктов питания и предметов первой необходимости, расцветали «черный рынок» и спекуляция; не имеющие четкой программы действий органы государственного управления не могли остановить эмпирический процесс хаотических действий. Социаль- ная напряженность возрастала, хотя за 1991 г. было выпущено в обращение 127 млрд. руб., столько же, сколько за предыдущие 25 лет. * ' Ваше мнение по поводу выхода из экономического кризиса? 469 Консолидация поборников социализма 20 апреля 1990 г. Политбюро одобрило текст письма ЦК КПСС «За консолидацию на принципиальной основе» и постановило организовать его обсуждение в партийных организациях. Политбюро предложило «отмежеваться от антисоциалистических, антипартийных идейных позиций, в необходимых случаях принимать и организационные меры в отношении лидеров фракций, раскольнических течений вплоть до исключения из КПСС». Диктат партийной элиты автоматически распространялся на все стороны жизни советского общества. * Какова была реакция «низовых» партийных организаций? «Консервативная часть партийного и государственного аппарата, — отмечалось в Открытом письме группы общественных деятелей, — предпринимает яростные попытки осуществить накануне XXVIII съезда КПСС антиперестроечный переворот в партии». Консерваторы переходили «от слов к делу», от дискуссии к оргвыводам. Ответом на это стало образование движения «Коммунисты за демократию», обвинявшего руководство КПСС и КП РСФСР в возрождении «окопного» духа — иде- ологии и практики классовой борьбы. * Кто явился инициатором движения? Консерватизм партийного руководства еще больше вызывал негативную реакцию советского общества ко всем коммунистам. Исходя из этого, XXVIII съезд КПСС в июле 1990 г. принял резолюцию «В защиту демократических прав, против гонений на коммунистов». «Съезд, — говорилось в ней, — выражает товарищескую солидарность с коммунистами, со всеми людьми, которые подвергаются политическим преследованиям и моральному террору, и обращается к прогрессивным силам с призывом защитить честь и достоинство, права каждого человека». * О каких правах могли говорить коммунисты, претендующие на всевластие в советском обществе? «Реакционные консервативные силы с осени 1990 г. стали кон- солидироваться... — констатировал бывший секретарь ЦК КПСС А.Яковлев в книге "Муки прочтения бытия. Перестройка: надеж- 470 ды и реальности". -- У них уже у всех появилась очень широкая улыбка на лице... Улыбка от предвкушения возможной победы». Перед ноябрьскими праздниками 1990 г. председатель КГБ СССР В.Крючков потребовал «показать силу». 3 декабря под давлением консервативных сил М.Горбачев освободил В.Бакатина с поста министра МВД СССР, назначив вместо него Б.Пуго — председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. 15 декабря член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии РСФСР И.Полозков призвал в «Правде» «незамедлительно при- ступить к созданию общественных комитетов защиты российского возрождения и социализма», состоящих из тех, «кого избирательные маневры "демократов" упорно отстраняют от рычагов власти», т.е. именно из партийных функционеров, которых избиратели «прокатили» на выборах в Советы. «На Политбюро в конце 1990 г. пригласили неожиданно, без повестки, Крючкова, Сухарева (генерального прокурора СССР. — В.П.) и меня, — вспоминал В.Бакатин. — Шел разговор о ситуации в стране. Выступил В.Крючков. На вопрос, что делать, предложил вводить президентское правление по всей стране. Его многие поддержали. Выступил и я. Как мне потом говорил один товарищ, выступил я неприлично. Сказал, что мне страшно за партию с такими членами Политбюро, и был категорически против введения в стране чрезвычайного положения, Горбачев тоже был против». Введения чрезвычайного положения в стране требовали и местные партийные руководители, все чаще и чаще настаивая на отставке Генсека. Особенно острая ситуация сложилась на апрельском (1991 г.) объединенном Пленуме ЦК и ЦКК КПСС, где требование отставки М.Горбачева прозвучало в полную силу. «Михаил Сергеевич взял слово и сказал, — вспоминал первый секретарь МГК КПСС Ю.Прокофьев, — что если ЦК считает, что все упирается персонально в Горбачева и им потеряно доверие партийных масс, то он ставит вопрос о своей отставке». Возникла серьезная опасность раскола партии. «Исходя из высших интересов страны, народа, партии». Пленум ЦК постановил «снять с рассмотрения выдвинутое М.С.Горбачевым предложение о его отставке с поста Генерального секретаря ЦК КПСС». Таким образом, была обезврежена очередная «мина» взрывоопасного положения в стране. Еще одной попыткой «для выведения страны из кризиса» жесткими властными методами стало требование особых полномочий председателем кабинета министров В.Павловым на сес- 471 сии Верховного Совета СССР в июне 1991 г. «Силовые» министры Крючков, Пуго и Язов на закрытом заседании ВС СССР обращали внимание делегатов на кризисное состояние в армии, так как «все президенты республик требуют», чтобы их граждане служили у себя на родине, что по мнению министра обороны СССР равносильно развалу Вооруженных Сил. Министр внутренних дел говорил о незаконных вооруженных формированиях и большом количестве у них оружия. Председатель КГБ заявил, что «Отечество находится на грани катастрофы», пытался доказать причастность к этому ЦРУ США и предло- жил «действия чрезвычайного характера», без которых «просто невозможно обойтись». * Ваше мнение? Катализатором решительных действий консерваторов стал указ Ельцина 20 июля о департизации, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. * Какова была реакция народа? Партийной инициативой «патриотов» было «Слово к народу», Опубликованное в газете «Советская Россия» 23 июля 1991 г., которое подписала группа общественных деятелей, в том числе председатель колхозного крестьянства В.Стародубцев, вице-президент Научно- промышленного союза, один из руководителей Ассоциации Руководителей госпредприятий СССР А.Тизяков, Главнокомандующий сухопутными войсками СССР, заместитель министра обороны страны, генерал армии В.Варенников, писатели Ю.Бондарев, А,Проханов, В.Распутин и др. «Мы начинаем всенародное движение, призывая в наши ряды тех, кто распознал страшную напасть, случившуюся со страной....Россия, единственная, не- наглядная! Она взывает о помощи».. * О какой помощи и к кому взывали поборники социализма? Попытка государственного переворота Кризис назрел. "Я был уверен, - вспоминал М. Горбачев в книге "Декабрь – 91. Моя позиция", - что решение надо было" 472 искать в рамках реформирования Союза. И соответственно действовал. К началу августа проект Договора был согласован и eго решили подписать». * Каковы основные положения проекта Договора? Перед отпуском Президент СССР встретился с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым в Ново-Огареве и беседовал о предстоящих выборах в Советы и обновлении руководства нового Союза. Доверительный разговор был «записан» КГБ, и Крючков сообщил?| о нем своим единомышленникам. * О чем шла речь в «доверительной беседе» президентов? Утром 19 августа 1991 г. Советское радио и телевидение, ТАСС сообщили о введении чрезвычайного положения в СССР «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР». В «Заявлении советского руководства» от 18 августа 1991 г. за подписью Г.Янаева, В.Павлова, О.Бакланова говорилось: «Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в следующем составе; Бакланов О.Д. — первый заместитель председателя Совета Обороны СССР, Крючков В.А. — председатель КГБ СССР, Павлов B.C. — премьер-министр СССР, Пуго Б.К. — министр внутренних дел СССР, Стародубцев В.А. — председатель Крестьянского союза СССР, Тизяков А.И. — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, ЯзовД.Т. — министр обороны СССР, Янаев Г.И. — и.о. Президента СССР». Вместе с тем были и неофициальные активисты ГКЧП: Болдин — руководитель аппарата Президента СССР, Шенин — член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, Варенников — главком сухопутных войск, Плеханов — начальник управления охраны КГБ, которые 18 августа около 17 час. прибыли на дачу президента страны в Форос с требованием; «Или вы издайте указ и оставайтесь здесь, или передайте полномочия вице- президенту». «Я предлагаю созвать Верховный Совет, съезд и все решать. Вы обеспокоены нынешней ситуацией?...Я такого же мнения. Давайте соберемся и будем решать», — предложил М.Горбачев. 473 Утро 19 августа началось с заявления Председателя Верховного Совета СССР А.Т.Лукьянова о несогласии с содержанием" Союзного договора, который должен был быть подписан в Москве 20 августа 1991 г. Затем стали передавать документы ГКЧП: указ вице-президента Янаева о вступлении в исполнение обязанностей Президента СССР; «Заявление советского руководства», «Обращение к советскому народу», «Обращение к главам государств и правительств и генеральному секретарю ООН», «По- становление № 1 ГКЧП», № 2, № 3. ГКЧП пытался оправдать свои действия, а в целях «безопасности и защиты» советского общества прекратил выпуск большинства органов печати, ввел войска в Москву и объявил комендантский час. * Как вы расцениваете создавшуюся обстановку? «Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение (от власти Президента СССР. — В.П.), мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом», — заявили в обращении «К гражданам России» Президент РСФСР Б.Ельцин, Председатель СМ РСФСР И.Силаев и и.о. Председателя ВС РСФСР Р.Хасбулатов. Они призвали граждан России «дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию». Председатель ВС СССР АЛукьянов «в связи с внесением на утверждение Верховного Совета СССР решения о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР» решил созвать внеочередную сессию ВС лишь 26 августа 1991 г. * Чем объяснить задержку созыва сессии ВС СССР? Десятки тысяч москвичей пришли к Белому дому, окружили его баррикадами, образовали живое кольцо, твердо решив оборонять демократию ценой своих жизней. По всей стране прошли митинги, осуждающие ГКЧП. Большинство республиканских, краевых и областных комитетов КПСС поддержали действия ГКЧП, нижестоящие парторганизации заняли выжидательную позицию. Конец авантюры Из 2 тыс. москвичей, опрощенных 20 августа, на вопрос: «Считаете ли вы деятельность ГКЧП законной?» — ответили 474 Да» — 13%, «Нет» — 73%. В целом по стране ГКЧП поддержали 20 %. * Каков ваш ответ? После гибели трех защитников Белого дома Дмитрия Комаря, Владимира Усова и Ильи Кричевского в ночь на 21 августа, стали выводиться войска из Москвы. Утром была созвана Чрезвычайная сессия Верховного Совета России, на которой были проанализированы причины путча, вызванные реакцией части высшего партийно-государственного ру- ководства на курс радикальных реформ и потерю ими реальной неограниченной и бесконтрольной власти. Депутаты единодушно поддержали действия Президента России Б.Ельцина. * В чем причины нерешительности ГКЧП и решительности ВС России? Решительные действия Президента РСФСР Б.Ельцина и российских народных депутатов, мощная поддержка народных масс, выдержка большинства армейских подразделений, нерешительность гэкачепистов привели к провалу государственного переворота. В ночь на 22 августа 1991 г. «команда» вице-президента России А.Руцкого вернула из «форосского заточения» Президента СССР. * Какова судьба членов ГКЧП? 23 августа Б.Ельцин издал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», которая фактически поддержала деятельность ГКЧП. Архивы партии и КГБ были переданы в ведение архивных организаций РСФСР «вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда». 24 августа сделал важное заявление М.Горбачев: в связи с тем, что «Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота, Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности... 475 Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия». Затем последовали указы Президента СССР «О кабинете министров СССР», «Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза» и «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах СССР и правительственных органах и государственного аппарата». КПСС как государственная структура перестала функционировать. * Виновата ли КПСС в путче? Участники государственного заговора были арестованы и по мещены в камеры московского следственного изолятора «Матросская тишина». Что же толкнуло крупных партийно-государственных деятелей на попытку переворота в стране? «То, на что выводила нас перестройка, — считал М.Горбачев, - эти люди оказались не в состоянии понять и принять». * Возможно ли было повторение событий? «Ведь подавив путч, мы, — предупреждал М.Горбачев в книге "Августовский путч (причины и следствия)", — повторяю — только ударили по голове дракона. Сохраняются силы реакции, и силы реальные. Они предпринимают шаги к консолидации, рассчитывая на наше бездействие и неповоротливость». Необходимо было «ускорить движение по пути демократических преобразований» и прежде всего подписать новый союзный договор. * Согласны ли вы с мнением М. С.Горбачева? Анализируя последствия авантюры «команды» Горбачева, необходимо учесть суждения людей, опрошенных Всесоюзным Центром изучения общественного мнения 20 августа 1991 г. Приход к власти ГКЧП приведет к улучшению экономического положения — так считали лишь 18% москвичей, 50% придерживались противоположного мнения. На Украине пессимистами являлись 59%, в России — 47, в Казахстане — 35%. Мас- совых репрессий от ГКЧП ожидали 60% против 22% респондентов 476 * Как вы объясните разброс мнений и каков, на ваш взгляд, может быть повторный опрос через несколько лет? Распад Союза ССР Программа неотложных мер по выводу страны из острой фазы политического кризиса была предложена внеочередному Съезду народных депутатов СССР 2 сентября 1991 г. в Заявлении Президента СССР и высших руководителей союзных республик. Его подписали 10 республик, а если учитывать и Грузию, принимавшую участие в разработке Заявления, то получилась известная формула «10+1=11». Съезд принял основные позиции предстоящих действий: «Союзный договор нужен. Экономический договор необходим. Были зафиксированы положения о единых вооруженных силах, о соблюдении международных обязательств, об общей скоординированности внешней политики». Таким образом, был п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...