Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».




План.

I.Вступление

II.Основная часть

1.Путь автора к творчеству.

2.Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».

3. Изменение творческой индивидуальности на примере картины «Чёрное Море».

III. Заключение.

 

I. Введение.

 

Вначале XIX века для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным стилем был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому многие отходили от правил.

Вторая половина XIX века характеризуется расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников, что вызывало недовольства учащихся, которые хотели писать на другие темы.

Среди русских художников только И.К.Айвазовский целиком посветил свой огромный талант маринизму. Ко времени развития его дарования русская пейзажная живопись уже имела вполне развитые формы. В конце XVIII-начале XIX века работали выдающиеся мастера этого направления. К 60-м годам XIX века в русской пейзажной живописи уже сложились определённые, причём довольно различные принципы эстетического отношения к природе, приёмы её образного воплощения.

Семён Фёдорович Щедрин был одним из первых русских мастеров пейзажа. Его искусство в основном было посвящено изображению дворцовых парков Павловска, Гатчины, Петергофа.

В 1818 году из академического класса М.М. Иванова вышел выдающийся художник-пейзажист Сильвестр Щедрин, его творчество, как художника-новатора, привлекло внимание Ивана Константиновича Айвазовского, ещё в первые годы обучения в Академии художеств. В картинах написанных С. Щедриным, юный живописец увидел живой блеск и трепет воздуха, освежающую влажность морского бриза, подлинную атмосферу южной природы. Многие произведения С. Щедрина изображают Италию, которая напоминала природу далёкого Крыма.

Профессор М.Н. Воробьёв, также был отличным живописцем и воспитал многих художников. Его творчество было многосторонним, он умело изображал всё: от достопримечательных мест до военных парадов на городских площадях, от городских перспектив до морских видов. Из мастерской М.Н. Воробьёва вышли наиболее крупные русские маринисты, среди них был и И.К.Айвзовсикй, который в последствии посвятил маринизму всю жизнь и очень в это преуспел.

Таким образом, целью данного реферата является:

Доказать, что Иван Константинович Айвазовский был основателем русского маринизма.

Для реализации этой цели необходимо решит ряд задач:

1. Познакомиться с жизнью и творчеством художника.

2. Проанализировать его творческий путь и достижение высоких результатов.

3. Выявить особенности живописи И.К. Айвазовского, на примере двух его работ.

 

 

II.Основная часть.

 

Путь автора к творчеству

 

Особое место в истории пейзажной морской живописи, не только русской, но и мировой, занимает великий художник Иван Константинович Айвазовский, который родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Семья Айвазовских находилась в очень тяжёлом, бедственном положении ко времени рождения Ивана Константиновича. Мать занималась рукоделием на продажу и была вынуждена ходить на поденную работу, а отец занимал должность базарного старосты.

Детские годы И.К. Айвазовского проходили у моря. Дом Айвазовских стоял на возвышенности, с которой открывалась широкая панорама моря. С террасы открывалась широкая панорама на плавную дугу феодосийского залива, северокрымские степи с древними курганами. В памяти юного художника навсегда запечатлелось ощущение безбрежных просторов моря и яркого южного неба над ним. Когда же на их маленький городок налетала буря, воображение мальчика рисовало картины неравной борьбы человека с бушующем морем, он представлял как рыбаки отчаянно и отважно сражаются со стихией. Рассказы о подвигах боевых кораблей и русских флотоводцах очень впечатляли и глубоко врезались в память юного живописца, они и в дальнейшем на протяжении всей жизни давали почву для творчества художника. Пристрастие к рисованию у мальчика появилось рано, в восемь лет. Свой первый парусник он изобразил на белой стене своего дома куском древесного угля. (1,с.70.)

Самый ранний из сохранившихся рисунков Айвазовского относится к 1829 году. Удивительно то, что непримечательное детское письмо к старшему брату, было столь бережно сохранено его семьёй, это может говорить о том, что его родители были намерены дать сыну художественное образование с самого детства, и именно поэтому уделяли особое внимание первым его шагам в искусстве.

Одним из первых, кто обратил внимание на склонность мальчика к рисованию, был городской архитектор Кох. Как пишет в своей работе Н.С. Барсамов, именно он дал юному художнику первые указания по перспективе и также показал его рисунки градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву, который желая поощрить стремления начинающего художника, сделал Айвазовскому дорогой подарок - ящик акварельных красок и стопку хорошей бумаги.(2,с.13.) Часто бывая в доме А.И. Казначеева, И.К. Айвазовский подружился с его сыном. В 1830 году уезжает с семьёй Александра Ивановича в Симферополь, где определяется в гимназию. Один из учителей гимназии, Иван Гросс, оценил его дарование, как превосходное. Уже в начале 30-х годов молодой художник проявлял потрясающие успехи в рисовании. Первые творческие опыты Ивана Константиновича изображали в основном жанровые сцены.

Поступлению И.К.Айвазовского в академию художеств отчасти поспособствовала Н.Ф. Нарышкина. Гимназические рисунки юного живописца, вместе с прошением отправленные в Петербург, были оценены по достоинству и с 1833 году мальчик зачислен в академию художеств. В Петербург И.К. Айвазовский отправился с семьёй В.А. Башмаковой. Всего через год после поступления в Академию он написал копию в размере оригинала с одной из лучших картин С. Щедрина – «Вид Амальфи близ Неаполя». В том же 1834 году он провёл лето в имении Томилова, где он познакомился с творчеством А.О. Орловского, которое оставило заметный след на формировании его дарования.

В Академии И.К. Айвазовский добился определённых успехов в творчестве, его рисунки приобретали более профессиональный вид, свободу выполнения и стремление к раскрытию сюжета с психологической стороны.

По приказу Николая I в Петербург прибывает Ф.Таннер, но он не успевал справляться с количеством работ порученных императором, и ему в помощники выделили И.К.Айвазовского. Наблюдая за работой Ф.Таннера, молодым автором овладело стремление к самостоятельному творчеству. По предложению А.Н.Оленина, он пишет картину «Этюд воздуха над морем», которая была помещена на академической выставке 1835 года. За эту картину юному живописцу присудили серебряную медаль 2-ого достоинства. Однако эта награда чуть не закрыла путь художника в искусстве. Ф.Таннер, узнав о том, что без его согласия картина попала на выставку, истолковал это как нарушение дисциплины и обратился к Николаю I с жалобой на молодого художника. Всю эту ситуацию удалось разрешить только благодаря хлопотам И.А. Крылова, В.А. Жуковского и профессоров академии художеств. Поддержка со стороны выдающихся людей эпохи помогла не только разоблачить клевету Таннера, но и изменила отношение императора к И.К. Айвазовскому, его картина была приобретена для Зимнего дворца.

Весной 1836 года будущий живописец был прикомандирован на Балтийский флот для учебных занятий на время практического плавания кораблей. Это стало его первым знакомством и началом глубокой привязанности и творческой связи с русским военно-морским флотом. Вернувшись осенью 1836 году, обогащённый новыми впечатлениями, Иван Константинович пишет для выставки в Академии художеств семь картин. На этой выставке он был представлен А.С. Пушкину, как один и талантливых академистов. Встреча с Александром Сергеевичем, знакомство с М.И. Глитнкой, К.П. Брюловым, И.К. Крыловым, В.А. Жуковским и В.Г. Белинским характеризуют благоприятные условия, в которых окрепло выдающиеся дарование И.К. Айвазовского. Они оказали влияние на рост, направление и характер его творчества. О своей единственной встрече с А.С. Пушкиным художник писал: «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длительных бесед и расспросов о нём…»(2,с.22.)

В 1837 году, как сообщается в решении общего собрания Академии художеств, ему присваивается золотая медаль первой степени и право путешествия в чужие края для усовершенствования, за превосходные успехи в живописи морских видов.(2,с.22). Даже в начале творческого пути юный художник стремился избегать однообразия сюжетов, об этом свидетельствует список картин представленных на академических выставках. Это умение не повторятся в сюжетах, и выставлять при этом большое количество работ, сопутствовала ему в течение всей жизни.

Уже на четвёртый год обучения И.К. Айвазовский выставляет картины не уступающие по мастерству лучшим работам пейзажистов того времени. В 1837 году он заканчивает Академию художеств, с Большой золотой медалью.

Весной 1838 года, охваченный неудержимым стремлением приступить к работе у себя на родине, Иван Константинович, после длительного отсутствия, вернулся в Феодосию, где он оборудовал мастерскую. В этом году художник написал пять картин, кроме того, шесть приготовил; три из них предназначались для выставки 1839 года: «Лунная ночь», «Ясный день на берегу моря», «Буря».

В 1839 году И.К. Айвазовский принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, как художник. Это плавание имело для молодого живописца большое значение, и нашло отражение и в его дальнейших работах.

Годы работы в Крыму являются этапными в творческом развитии художника, здесь он вполне смог удовлетворить свое стремление к изображению моря и впервые начал работать применяя метод С.Ф. Щедрина, то есть рисуя с натуры, а затем заканчивая картины отделкой в мастерской, этот метод работы был новым для того времени. Именно написанные таким образом картины являются более правдивыми и конкретными, имея больше точных черт.

Многие художники изображали Феодосию до И.К.Айвазовского, но никто не видел её с той стороны, с которой изобразил её он. В картине «Феодосия» Иван Айвазовский написал широкую дугу залива, справа замкнутого обрывистым мысом, а слева – последними домиками города, лежащего на склонах невысоких гор. На переднем плане изображено несколько фигур на пустынной дороге. Возможно, в этой картине художник впервые столкнулся с необходимостью найти новые изобразительные средства для воплощения совершенно иных форм природы, чем те, которые ему приходилось изображать до сих пор. (см.Приложение №1).

В 1840 году И.К.Айвазовский поехал за границу, уже сложившимся мастером – маринистом. Его пребывание за границей было годами непрерывных странствий и успехов. Художник жил и работал в Неаполе и на острове Мальта. Объехал Средиземное море, побывал в Испании, дважды посетил Париж. Слава его достигла стран, где всегда очень высоко ценились маринисты – Англии и Голландии. Вернувшись в Россию, И.К.Айвазовский уже являлся членом Парижской, Римской и Амстердамской Академии Искусств.

Когда художник, в 1844 году, вернулся в Петербург, ему было присуждено звание академика, он бы причислен к Главному морскому штабу и получил заказ на изображения ряда русских морских гаваней.

 

Замысел автора и его воплощение в ранних работах на примере картины «Волна».

 

Вся долгая творческая жизнь И. К. Айвазовского прошла в постоянном общении с морем. Именно это общение дарило художнику бесконечные впечатления, которые он выплескивал на своих полотнах, в конце жизни он был полностью поглощён идеей создания синтетического образа изображения морской стихии. У него была сложившаяся система творческой работы. В «Автобиографии» он писал об этом: «Живописец, только копирующий природу, становится её рабом, связанным по рукам и ногам. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого художник им должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью, и так сказать, я всею душою отдаюсь творчеству». (6, с 245.)

И.К. Айвазовский никогда не делал секрета из своего искусства, несколько раз он работал в присутствии учеников из Академии художеств, на их глазах он за короткий срок создавал законченные работы.

В 1889 году Иван Константинович написал огромную картину «Волна». (см.Приложение №2).Сам он говорил, что это его «лучшая буря». На картине изображено бушующее море, и композиция картины построена так, что громадная волна занимает почти всё полотно. Тёмно-серое небо грозное и низкое придаёт картине мрачный характер.

Под нависшей волной изображены верхушки мачт тонущего корабля, и шлюпка с людьми пытающимися спастись от разгневанной стихии и несколько моряков ищущих спасения на обломках корабля. Всё это находится в нижней части картины.

В произведении преобладает серо-голубая гамма, гребни волн написаны поразительно, так как морская пена на них словно кружево. И.К.Айвазовский невероятно точно передаёт движение волн, кажется, что вода с картины сейчас выплеснется на зрителя.

Море, которое словно стремится слиться с небом, перемешаться в потоке неукротимой стихии - вот какое море изображает художник.

Света на картине довольно много, несмотря на мрачное небо, откуда то со стороны на полотно проникает луч света, освещая спасающихся моряков. Этот луч, словно надежда для терпящих бедствие людей.

Тема, затронутая в картине, человек, борющийся с морем, является очень популярной в творчестве Ивана Константиновича. Множество его творений посвящено ей.

В этой работе художник пользовался следующими материалами: холст и масляные краски. Работая над картиной, он старался закончить её до тех пор, пока красочный слой сохраняет подвижность и не любил исправлений, крайне редко пользовался повторными прописками, особенно И.К.Айвазовский никогда не переписывал небо, оно всегда писалось в один приём. Особое значение он придавал детальному завершению картины. Не большие детали такие как: кружево освещённой или затемнённой пены, блики света на воде, детальная проработка частей корабля, всё это имеет не малое значение для создания правдивости общего впечатления его картин.

Волна является романтическим произведением, как и большинство полотен И.К.Айвазовского и так же, как многие картины повествует о сражении человека с бушующей стихией.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...