Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень практических умений по психотерапии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

 

«СОГЛАСОВАНО» Декан лечебного факультета профессор _______С.В. Логвинов «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор ________А.И. Венгеровский

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По психотерапии

По специальности 060101 «Лечебное дело»

 

Курс − 5

Семестры − X

Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии

 

 

Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития −

 

Учебные часы по действующему учебному плану −

Лекции − 18 ч.;

Практические занятия − 42 ч.;

Самостоятельная работа −

Консультации –

Зачет − X семестр

 

 


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.

 

Основной целью изучения дисциплины «Психотерапия» студентами, обучающимися по специальности «Лечебное дело», является получение представления об основных понятиях и процедурах психотерапии. В цикле рассматриваются вопросы неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий. Студенты овладеют знаниями о норме и патологии психической деятельности, психологии лечебного взаимодействия. Будущие врачи должны также ориентироваться в понятиях психологического консультирования и психокоррекции.

В процессе изучения дисциплины «Психотерапия» решаются следующие задачи:

1. Изучить базовые психотерапевтические направления: психодинамическое, поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.

2. Изучить основные формы психотерапии (индивидуальная, групповая, терапия средой, игровая психотерапия), а также психологические основы психотерапии, восстановительного лечения (коррекции, реабилитации).

3. Изучить психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений.

4. Иметь представление о понятиях психологического и функционального диагнозов как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни.

5. Иметь представление о психологическом контакте и механизмах лечебного взаимодействия.

6. Изучить основные категории медицинской психологии – психическая активность личности, мотивация, потребность, стресс, сознание и самосознание, бессознательное, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-стратегия, алекситимия.

7. Изучить нозологическую и возрастную специфику психотерапии.

8. Уметь различать понятия психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА СибГМУ

№ п/п Тема Кол-во часов лекций Кол-во часов практ. занятий
1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии.    
2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте.    
3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение.    
4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия.    
5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия.    
6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Современная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения.    
7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа.    
8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения.    
9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Семейная психотерапия.    
  Итоговое занятие. Зачет    
Всего:    

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОТЕРАПИИ.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ.

Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии.

 

Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.

 

Тема 3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение. Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях.

Тема 4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию.

 

Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.

Тема 6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.

 

Тема 7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности.

Тема 8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения. Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе.

 

Тема 9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психоте-рапии. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии.

 

Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.

Тема 3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение. Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях.

 

Тема 4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию.

 

Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов.

Тема 6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.

 

Тема 7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности.

 

Тема 8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения. Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия. Осложнения при гипнозе. Место гипносуггестивной терапии в комплексном лечении больных. Сущность методики Шульца. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе. Психопрофилактическая аутогенная тренировка для здоровых.

 

Тема 9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Типы руководства группой и функции ведущего. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПСИХОТЕРАПИИ.

После окончания изучения дисциплины «Психотерапия» студент должен:

1. Иметь представления: об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии; основных вопросах неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий.

 

2. Знать:

· базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая;

· понятия психологического и функционального диагноза – как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни;

· психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений;

· нозологическую и возрастную специфику психотерапии;

· основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия;

· основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.

 

3. Уметь:

· распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию;

· выстраивать контакт с пациентом по модели пятишагового консультирования;

· определять стратегию психотерапевтического воздействия;

· использовать принципы рациональной психотерапии в беседе (систематичность, последовательность, доступность).

 

4. Овладеть навыками:

· определения и оценивания психологических качеств пациентов: типа личности, эмоционально-волевой сферы, характера мышления, стереотипных паттернов поведения;

· присоединения и эффективного конгруэнтного раппорта с пациентом;

· косвенного внушения для создания эмоционально-положительного отношения к общему курсу лечения;

· коммуникационных стратегий;

· речевых изменений (метамоделирование);

· овладеть навыками релаксации и уменьшения боли.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Темы реферативных сообщений для студентов 5 курса лечебного факультета:

1. Философские истоки в развитии психотерапии.

2. Экзистенциальные позиции бытия и развитие психогенных расстройств.

3. К.Г.Юнг – его роль в психотерапии.

4. С.Грофф – путешествие за пределы мозга.

5. Психологическая защита в рамках психоанализа.

6. Механизмы психологических защит в рамках гештальт-терапии.

7. Психотерапевтическая помощь в кризисных жизненных ситуациях.

8. Психотерапия страха.

9. Ятрогенные заболевания: слово ранит, слово лечит.

10. Психотерапия в общесоматической практике.

11. Телесно-ориентированная психотерапия – возможности для лечения психосоматических расстройств.

12. Возможности поведенческой психотерапии.

13. Самонаблюдение как метод психотерапии.

14. Медитативная практика – возможности и ограничения в психоте-рапевтическом контексте.

15. Саморегуляция – путь к здоровью.

16. Психотерапевтическая группа – зачем Я туда пойду?

17. Возможности телесной психотерапии.

18. Применение групповой психотерапии для саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...