Перечень практических умений по психотерапии.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По психотерапии По специальности 060101 «Лечебное дело»
Курс − 5 Семестры − X Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии
Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития −
Учебные часы по действующему учебному плану − Лекции − 18 ч.; Практические занятия − 42 ч.; Самостоятельная работа − Консультации – Зачет − X семестр
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ.
Основной целью изучения дисциплины «Психотерапия» студентами, обучающимися по специальности «Лечебное дело», является получение представления об основных понятиях и процедурах психотерапии. В цикле рассматриваются вопросы неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий. Студенты овладеют знаниями о норме и патологии психической деятельности, психологии лечебного взаимодействия. Будущие врачи должны также ориентироваться в понятиях психологического консультирования и психокоррекции. В процессе изучения дисциплины «Психотерапия» решаются следующие задачи: 1. Изучить базовые психотерапевтические направления: психодинамическое, поведенческое, экзистенциально-гуманистическое.
2. Изучить основные формы психотерапии (индивидуальная, групповая, терапия средой, игровая психотерапия), а также психологические основы психотерапии, восстановительного лечения (коррекции, реабилитации). 3. Изучить психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений. 4. Иметь представление о понятиях психологического и функционального диагнозов как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни. 5. Иметь представление о психологическом контакте и механизмах лечебного взаимодействия. 6. Изучить основные категории медицинской психологии – психическая активность личности, мотивация, потребность, стресс, сознание и самосознание, бессознательное, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-стратегия, алекситимия. 7. Изучить нозологическую и возрастную специфику психотерапии. 8. Уметь различать понятия психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА СибГМУ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХОТЕРАПИИ. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ. Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психотерапии. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии.
Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса.
Тема 3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение. Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях. Тема 4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию.
Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов. Тема 6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.
Тема 7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности. Тема 8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения. Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе.
Тема 9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Тема 1. Предмет и история психотерапии. Основные направления в психоте-рапии. Понятие, цели и задачи психотерапии. Философские и психологические предпосылки для развития основных направлений психотерапии: психодинамического, бихевиорального и гуманистического. Показания и противопоказания для проведения психотерапии.
Тема 2. Психоаналитическая концепция личности. Личностные механизмы. Понятие о внутреннем конфликте. Психологические предпосылки развития психодинамического направления. Сознание и бессознательное, функции, свойства. Психоаналитическая структура личности. Функции Ид, Эго, Супер-Эго. Понятие о внутриличностном конфликте, его проявлениях. Психоанализ как метод психотерапии, символы бессознательного. Понятие сопротивления, переноса, контрпереноса. Тема 3. Механизмы психологических защит. Копинг-поведение. Осознанные и бессознательные механизмы защит. Психологические основы работы защитных механизмов. Виды механизмов психологических защит. Копинг-поведение как осознанная стратегия действий в стрессовой ситуации. Ведущие механизмы защиты при различных заболеваниях.
Тема 4. Психология лечебного процесса. Этико-деонтологические аспекты в психотерапии. Структура психотерапевтического взаимодействия. Принципы выбора задач и методов психотерапии с учетом личностного подхода. Основы взаимодействия с пациентом. Принципы пятишаговой модели первичного консультирования. Понятие личностного пространства пациента. Понятие раппорта, эмпатии. Принципы позиций психотерапевта при взаимодействии с пациентом. Уметь распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию.
Тема 5. Биологические, психологические и социальные факторы патогенеза неврозов. Психотерапевтическая стратегия. Этиопатогенетические механизмы развития основных форм неврозов. Принципы индивидуальной и групповой личностно-ориентированной психотерапии. Этапы в психотерапии больных неврозами. Особенности психотерапии при неврастении, истерическом неврозе, неврозе навязчивых состояний. Возможные сочетания психотерапии с другими медикаментозными и немедикаментозными методами в лечении неврозов. Тема 6. Психологические аспекты соматических заболеваний. Совре-менная биопсихосоциальная концепция здоровья, болезни и лечения. Понятие психосоматического расстройства. Показания и противопоказания для психотерапии в общесоматической практике. Роль эмоций в развитии психосоматических заболеваний.
Тема 7. Поведенческая психотерапия. Рациональная психотерапия по Дюбуа. Нейрофизиологические основы поведенческой терапии. Техники поведенческой терапии: метод систематической десенсибилизации, метод парадоксальной интенции, метод самостоятельной «дневниковой» работы. Принципы рациональной терапии по Дюбуа. Эмоционально-когнитивная терапия: показания, возможности.
Тема 8. Гипносуггестивная психотерапия. Аутогенная тренировка. Механизмы лечебного воздействия. Области применения. Истоки и развитие гипносуггестивной терапии от Ф.Месмера до М.Эриксона. Показания и противопоказания к гипносуггестивной терапии, аутогенной тренировке. Психофизиологические и психологические механизмы гипноза и аутогенной тренировки. Понятие гипнабельности, стадии гипноза. Гипноз по М.Эриксону, понятие транса. Коллективная эмоционально-стрессовая гипнотерапия. Осложнения при гипнозе. Место гипносуггестивной терапии в комплексном лечении больных. Сущность методики Шульца. Основные представления о медитативной практике: сходство и отличие от аутогенной тренировки. Система обучения аутогенной тренировке в психотерапевтической группе. Психопрофилактическая аутогенная тренировка для здоровых.
Тема 9. Клинические предпосылки групповой психотерапии. Механизмы лечебного воздействия. Показания и противопоказания для групповой психотерапии. Виды психотерапевтических групп. Типы руководства группой и функции ведущего. Фазы групповой динамики: ориентации и зависимости; конфликтов и протестов; развития и сотрудничества; целенаправленной деятельности. Правила в группе. Лечебные факторы группы. Возможные ошибки в проведении групповой психотерапии. Применение групповой психотерапии и психосоматической практике и при лечении невротических расстройств. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ПСИХОТЕРАПИИ. После окончания изучения дисциплины «Психотерапия» студент должен: 1. Иметь представления: об основных понятиях, целях и процедурах психотерапии; основных вопросах неврозологии, психосоматической медицины, психологии индивидуальных и возрастных различий.
2. Знать: · базовые психотерапевтические концепции: психодинамическая, поведенческая и экзистенциально-гуманистическая; · понятия психологического и функционального диагноза – как результата интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни; · психологические и психогенные факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений; · нозологическую и возрастную специфику психотерапии; · основные формы психотерапии – индивидуальная, групповая, терапия средой, арттерапия, игровая терапия; и основные механизмы лечебного взаимодействия; · основные категории медицинской психологии – психическая структура личности, мотивация, потребности, стресс, сознание, бессознательное, самосознание|, конфликт, кризис, психологическая защита, копинг-реакции, алекситимия.
3. Уметь: · распознавать степень готовности пациента к психотерапевтическому взаимодействию; · выстраивать контакт с пациентом по модели пятишагового консультирования; · определять стратегию психотерапевтического воздействия; · использовать принципы рациональной психотерапии в беседе (систематичность, последовательность, доступность).
4. Овладеть навыками: · определения и оценивания психологических качеств пациентов: типа личности, эмоционально-волевой сферы, характера мышления, стереотипных паттернов поведения; · присоединения и эффективного конгруэнтного раппорта с пациентом; · косвенного внушения для создания эмоционально-положительного отношения к общему курсу лечения; · коммуникационных стратегий; · речевых изменений (метамоделирование); · овладеть навыками релаксации и уменьшения боли.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Темы реферативных сообщений для студентов 5 курса лечебного факультета: 1. Философские истоки в развитии психотерапии. 2. Экзистенциальные позиции бытия и развитие психогенных расстройств. 3. К.Г.Юнг – его роль в психотерапии. 4. С.Грофф – путешествие за пределы мозга. 5. Психологическая защита в рамках психоанализа. 6. Механизмы психологических защит в рамках гештальт-терапии. 7. Психотерапевтическая помощь в кризисных жизненных ситуациях. 8. Психотерапия страха. 9. Ятрогенные заболевания: слово ранит, слово лечит. 10. Психотерапия в общесоматической практике. 11. Телесно-ориентированная психотерапия – возможности для лечения психосоматических расстройств. 12. Возможности поведенческой психотерапии. 13. Самонаблюдение как метод психотерапии. 14. Медитативная практика – возможности и ограничения в психоте-рапевтическом контексте. 15. Саморегуляция – путь к здоровью. 16. Психотерапевтическая группа – зачем Я туда пойду? 17. Возможности телесной психотерапии. 18. Применение групповой психотерапии для саморазвития. ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|