I. Логическая организация информации текста
План анализа информации текста I. Логическая организация информации текста: 1) Основная тема; 2) Логическая модель развертывания информации. П. Интенции автора и его отношение к сообщаемому. III. Фоновые знания читателя, собственное отношение к проблеме. I. Логическая организация информации текста 1) Основная тема Начать анализ информации правомерно с выделения основной темы текста. Часто очень полезным при решении этой задачи может оказаться заголовок, в котором она непосредственно отражена. Например, «Bush's attitude to the North Korean regime» или «The pros and cons of the Internet». Однако иногда, особенно в газетных статьях, заголовок употребляется в переносном значении и, на первый взгляд, не отражает содержание статьи: «Why more looks less», «Slim competition». Определить основную тему текста можно ответом на вопрос «что обсуждается в этом тексте?». Полезные фразы при выделении основной темы текста:
2) Логическая модель развертывания информации В обобщенном виде можно выделить 6 моделей развертывания информации. В силу этого задача заключается в том, чтобы увидеть выбранную автором модель и изложить статью с небольшими сокращениями согласно этой модели. Однако можно столкнуться с тем, что информация статьи беспорядочно нагромождена, и практически невозможно рассмотреть логику изложения. Однако задача остается прежней - максимально понятно для слушателей изложить информацию анализируемой статьи. В данной ситуации важно самостоятельно определить какая логическая модель из шести предложенных ниже будет наиболее подходящей при изложении статьи, то есть наиболее эффективно и «эффектно» подать представленную в ней информацию.
А теперь рассмотрим суть каждой из 6 логических моделей развертывания информации. 1. Модель «Основная идея и сопутствующие ей детали» («Main idea and supporting details») Обычно согласно этой модели строятся газетные статьи, где в первом абзаце формируется основная мысль, а остальной текст состоит из различного вида дополнительной информации по заявленной проблеме, развивающей ее (цифры, примеры, определенные описания). Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Основная идея и сопутствующие ей детали» ü The author of the article states the main idea in the first paragraph... ü It deals with... ü Firstly as the supporting detail he presents the figures/descriptions/situation on... ü Secondly he gives the following examples... ü At the next stage the author describes... ü Finally he sum up/summarizes... 2. Модель «Описательная» («Descriptive» pattern) Как уже понятно из названия, тексты, построенные по указанной модели, описывают какое-либо явление, товар и т.д. Однако важно определить, по какому типу организовано описание: - от общего к частному/наоборот; - изнутри к наружи/наоборот; - сверху вниз/наоборот; - от наиболее захватывающего к наименее/наоборот. Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по «Описательной» модели: ü The author subsequently describes/gives the description of... ü The description is organized/arranged/presented from up to down/inside to outside/from general information to detail... ü Firstly/in the first place..., to start with..., first of all..., secondly:.., at the next stage..., thirdly..., at last..., finally..., to sum up..., in conclusion... 3. Модель «Хронологическая последовательность» («Chronological sequence» pattern) Как следует из названия, тексты, построенные по указанной модели, представляют информацию в хронологической последовательности. Очень полезным для понимания этой последовательности будут использованные автором наречия времени. Соответственно, они должны быть также широко использованы при передаче содержания текста. Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Хронологическая последовательность»:
ü To start with the author states the fact of... ü At the first stage/initially he describes... ü The second step is/secondly he informs us on... ü Besides he tells us..., furthermore he tells us... ü Thirdly/then/after that he depicts... ü Next/subsequently he reports on... ü Finally/at the final stage he sums up... 4. Модель «Аналогия и контраст» («Analogy and contrast» pattern) Как правило, статьи, построенные по указанной модели, содержат сравнительное описание двух или более явлений, при этом автор выделяет (1) аналогичные, т.е. объединяющие их характеристики, (2) и контрастирующие, т.е. противоположные или несхожие. Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аналогии и контраста»: ü First of all the author describes/depicts/characterizes/rises/enumerates the similar/alter native features/characteristics of... ü At first sight there is an impression that... ü The common/alternative features are as follows... ü Also/in addition/besides/moreover he states the fact that... ü In short/in brief the difference/similarity is that... 5. «Классификационная» модель («Classifying» pattern) Информацию текстов, дающих классификацию какого-либо явления, полезно отражать в виде схем и диаграмм, чтобы четче представлять взаимоотношение между смысловыми частями и более логично изложить его содержание. Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аналогии и контраста»: ü The author gives/presents the classification of... ü It can be depicted in the following diagram, scheme, table, chart, spidergram. There are two main boxes. He divides it into two/several parts/ classes/levels ü Afterwards he subdivides it into several subclasses ü He includes two similar classes into one... 6. «Аргументативная» модель («Argumentative» pattern) Согласно аргументативной модели строятся тексты, которые дают аргументы за и/или против какого-либо явления. Причем данные аргументы могут быть разбросаны хаотично по всему корпусу статьи. Логичнее сгруппировать их под рубрикой «про» и «контра» и желательно пронумеровать, что значительно упростит понимание проблемы и последующее изложение. Для себя можно составить следующую таблицу.
Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аргументативной»: ü The main/greatest advantage of that is... ü Nevertheless/on the other hand he presents several disadvantages as well ü He praises..., he criticizes... It is popularly believed that..., opponents of this view say... Часто, однако, тексты строятся по смешанным логическим моделям развертывания информации, поэтому важно выделить доминантную, наиболее эффективно передающую содержание. Нижеприведенный текст можно передать либо согласно модели «Основная идея и сопутствующие ей», либо согласно «Аргументативной» модели. Графически план изложения согласно той или иной модели представлен ниже.
«The main idea and supporting details»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|