Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Логическая организация информации текста

План анализа информации текста

I. Логическая организация информации текста:

1) Основная тема;

2) Логическая модель развертывания информации.

П. Интенции автора и его отношение к сообщаемому.

III. Фоновые знания читателя, собственное отношение к проблеме.

I. Логическая организация информации текста

1) Основная тема

Начать анализ информации правомерно с выделения основной темы текста. Часто очень полезным при решении этой задачи может оказаться заголовок, в котором она непосред­ственно отражена. Например, «Bush's attitude to the North Korean regime» или «The pros and cons of the Internet».

Однако иногда, особенно в газетных статьях, заголовок употребляется в переносном зна­чении и, на первый взгляд, не отражает содержание статьи: «Why more looks less», «Slim competition». Определить основную тему текста можно ответом на вопрос «что обсуждается в этом тексте?».

Полезные фразы при выделении основной темы текста:

the author of the article describes/ presents/ gives/ informs on the problem(event/ phenomenon)…

2) Логическая модель развертывания информации

В обобщенном виде можно выделить 6 моделей развертывания информации. В силу этого задача заключается в том, чтобы увидеть выбранную автором модель и изложить статью с небольшими сокращениями согласно этой модели. Однако можно столкнуться с тем, что ин­формация статьи беспорядочно нагромождена, и практически невозможно рассмотреть логи­ку изложения. Однако задача остается прежней - максимально понятно для слушателей из­ложить информацию анализируемой статьи. В данной ситуации важно самостоятельно опре­делить какая логическая модель из шести предложенных ниже будет наиболее подходящей при изложении статьи, то есть наиболее эффективно и «эффектно» подать представленную в ней информацию.

А теперь рассмотрим суть каждой из 6 логических моделей развертывания информации.

1. Модель «Основная идея и сопутствующие ей детали» («Main idea and supporting details»)

Обычно согласно этой модели строятся газетные статьи, где в первом абзаце формируется основная мысль, а остальной текст состоит из различного вида дополнительной информа­ции по заявленной проблеме, развивающей ее (цифры, примеры, определенные описания).

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Основная идея и сопутствующие ей детали»

ü The author of the article states the main idea in the first paragraph...

ü It deals with...

ü Firstly as the supporting detail he presents the figures/descriptions/situation on...

ü Secondly he gives the following examples...

ü At the next stage the author describes...

ü Finally he sum up/summarizes...

2. Модель «Описательная» («Descriptive» pattern)

Как уже понятно из названия, тексты, построенные по указанной модели, описывают какое-либо явление, товар и т.д. Однако важно определить, по какому типу организовано описание:

- от общего к частному/наоборот;

- изнутри к наружи/наоборот;

- сверху вниз/наоборот;

- от наиболее захватывающего к наименее/наоборот.

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по «Описательной» модели:

ü The author subsequently describes/gives the description of...

ü The description is organized/arranged/presented from up to down/inside to outside/from general information to detail...

ü Firstly/in the first place..., to start with..., first of all..., secondly:.., at the next stage..., thirdly..., at last..., finally..., to sum up..., in conclusion...

3. Модель «Хронологическая последовательность» («Chronological sequence» pattern)

Как следует из названия, тексты, построенные по указанной модели, представляют инфор­мацию в хронологической последовательности. Очень полезным для понимания этой после­довательности будут использованные автором наречия времени. Соответственно, они долж­ны быть также широко использованы при передаче содержания текста.

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Хронологическая последовательность»:

ü To start with the author states the fact of...

ü At the first stage/initially he describes...

ü The second step is/secondly he informs us on...

ü Besides he tells us..., furthermore he tells us...

ü Thirdly/then/after that he depicts...

ü Next/subsequently he reports on...

ü Finally/at the final stage he sums up...

4. Модель «Аналогия и контраст» («Analogy and contrast» pattern)

Как правило, статьи, построенные по указанной модели, содержат сравнительное описание двух или более явлений, при этом автор выделяет (1) аналогичные, т.е. объединяющие их характеристики, (2) и контрастирующие, т.е. противоположные или несхожие.

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аналогии и контраста»:

ü First of all the author describes/depicts/characterizes/rises/enumerates the similar/alter native features/characteristics of...

ü At first sight there is an impression that...

ü The common/alternative features are as follows...

ü Also/in addition/besides/moreover he states the fact that...

ü In short/in brief the difference/similarity is that...

5. «Классификационная» модель («Classifying» pattern)

Информацию текстов, дающих классификацию какого-либо явления, полезно отражать в виде схем и диаграмм, чтобы четче представлять взаимоотношение между смысловыми частями и более логично изложить его содержание.

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аналогии и контраста»:

ü The author gives/presents the classification of...

ü It can be depicted in the following diagram, scheme, table, chart, spidergram. There are two main boxes. He divides it into two/several parts/ classes/levels

ü Afterwards he subdivides it into several subclasses

ü He includes two similar classes into one...

6. «Аргументативная» модель

(«Argumentative» pattern)

Согласно аргументативной модели строятся тексты, которые дают аргументы за и/или против какого-либо явления. Причем данные аргументы могут быть разбросаны хаотично по всему корпусу статьи. Логичнее сгруппировать их под рубрикой «про» и «контра» и желательно пронумеровать, что значительно упростит понимание проблемы и последующее изложение. Для себя можно составить следующую таблицу.

Arguments «for» 1. 2. 3. Arguments «against» 1. 2. 3.

Полезные слова и фразы при передаче информации, построенной по модели «Аргументативной»:

ü The main/greatest advantage of that is...

ü Nevertheless/on the other hand he presents several disadvantages as well

ü He praises..., he criticizes... It is popularly believed that..., opponents of this view say...

Часто, однако, тексты строятся по смешанным логическим моделям развертывания инфор­мации, поэтому важно выделить доминантную, наиболее эффективно передающую содержа­ние. Нижеприведенный текст можно передать либо согласно модели «Основная идея и сопутствующие ей», либо согласно «Аргументативной» модели. Графически план изложе­ния согласно той или иной модели представлен ниже.

«The main idea and supporting details»

Introduction I. Main idea A B. supporting details С II. Main idea A supporting details B Conclusion   Arguments
FOR AGAINST
  a.   b.   с   a.   b.   с
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...