Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие конфликта и его виды

Содержание

Введение

1. Понятие конфликта и его виды

2. Сетка Томаса-Килмена

3. Укажите, как называется терпимость к чужому поведению, образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям

Заключение

Литература


Введение

 

История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты неизбежны, существовали всегда, будут существовать столько, сколько существуют взаимодействия людей между собой. Исследованию конфликтов, причин их появления, месту конфликтов в становлении и развитии общества посвящено множество работ ученых различных направлений: социологов, психологов, управленцев.

Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Ведь мало кто заинтересован в конфликте самом по себе.

Поэтому данная работа посвящена, на наш взгляд, довольно важной проблеме коррекции и управления конфликтом.

Цель нашей работы – изучить понятие конфликта и его виды.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие конфликта и его виды;

2. Изучить сетку Томаса-Килмена.

 


 

Понятие конфликта и его виды

 

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.

При огромном разнообразии конфликтов — от детских ссор до мировых войн — их причины и формы протекания имеют много общего.

Наиболее часто конфликт оценивается людьми негативно, как явление, мешающее делу, причиняющее вред здоровью. Отсюда возникает конфликтофобия, боязнь любого конфликта.

Однако в действительности конфликт — явление сложное, многоплановое. Конфликты, при правильном регулировании, могут принести пользу и делу, и людям, улучшить взаимоотношения, т.е. иметь позитивные последствия. При наличии опытного руководителя конфликты могут стать средством управления людьми, группами, повышения уровня организации.

Поэтому сегодня в теории управления конфликты расцениваются как необходимый и естественный элемент, как норма жизни организации; они не рассматриваются только как негативные явления.

Причинами конфликта обычно считаются противоречия интересов, неудовлетворенные потребности, нехватка, дефицит чего-то, причем не только чего-то материального. Конечно, это могут быть и неудовлетворенные материальные потребности, например невыплаченная заработная плата. Но могут быть и беспредметные, внутренние, психологические причины, вызывающие конфликты, особенно трудно разрешимые и нередко заканчивающиеся трагически.

Совокупность причин конфликтов называют конфликтогенами.

Сложность регулирования конфликтов связана и с тем, что среди порождающих их причин часто оказываются очень сильными иррациональная, бессознательная составляющая, мотивы, чувства, зачастую смутно осознаваемые самими участниками конфликта.

Иногда конфликт возникает как бы сам по себе, при отсутствии каких бы то ни было внешних причин, обусловленный самой природой, особенностями психики индивида. Люди такого типа отличаются особыми специфическими чертами характера, их называют конфликтными личностями. Руководитель должен уметь своевременно распознать среди работников людей подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.

В современной конфликтологии дается следующее определение сущности конфликтов:

конфликт есть система социально-психологического взаимодействия между отдельными людьми или группами людей в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, возникновением угроз удовлетворению актуальных потребностей и элементами иррационального поведения.

При единой сущности конкретные формы этого сложного социального явления могут быть очень многообразными. Многообразие конфликтов порождает необходимость их классификации, цель которой — способствовать более глубокому уяснению сущности конфликта и найти наиболее эффективные способы его разрешения и предупреждения.

По сферам деятельности выделяют бытовые, семейные, трудовые, учебно-педагогические конфликты; по характеру причин, вызывающих конфликты, — ресурсные, статусно-ролевые, идеологические; по характеру взаимоотношений участников — конфликты «по вертикали» (начальник—подчиненный) и «по горизонтали» (между работниками одного ранга).

Одним из наиболее распространенных оснований классификации конфликтов является их разделение по субъектам или сторонам конфликта:

• внутриличностные;

• межличностные;

• между личностью и группой;

• межгрупповые.

Рассмотрим эти виды конфликтов подробнее.

Внутриличностный конфликт. Его носителем является отдельная личность, а его сторонами выступают различные психологические факторы ее внутреннего мира, ее потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации. Противоречия между этими психологическими факторами могут сопровождаться негативными переживаниями, эмоциональным напряжением. Одна из наиболее распространенных форм внутриличностного конфликта — ролевой конфликт, выражающийся в необходимости разрешения человеком противоречивых требований, предъявляемых ему производством, семьей, учебным заведением (при совмещении работы с учебой). Подобного рода конфликт может возникать у работника и при необходимости выполнения противоречивых требований начальников разных уровней. Как и любой другой конфликт, он может иметь как отрицательные, так и позитивные последствия, носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...