Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любые неоднородности в объекте могут существовать только за счет того, что их поддерживают специальные процессы, связанные с затратой определенной энергии.




СИСТЕМНОСТЬ БЫТИЯ. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится все свести к тепловой смерти, всеобщему равновесию и одинаковости (…) В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы. Эти островки не существуют вечно в том виде, в котором мы их некогда создали. Подобно Черной королеве мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились.

Н. Винер. Я математик.

Среди важнейших особенностей современной науки есть и такая:

наука перешла к изучению сложно и сверхсложно организованных объектов.

 

Подобные объекты изучались и раньше, но путем значительного упрощения их устройства.

Чтобы изучать объекты во всей сложности их организации, потребовался новый понятийный аппарат, новая методология исследования.


 

К фундаментальнейшим понятиям вещество и энергия добавились еще такие – организация, самоорганизация, информация [1] . А к традиционным общенаучным методам добавился системно-структурный анализ.

Понятия организация, система, структура и связанные с ними помогают решить новые методологические задачи.

Научное познание включает как все более детальное, так и все более глобальное изучение реальности.

Возрастает "многоязычие" современной науки, что начинает напоминать ситуацию со строительством Вавилонской башни.

Однако понятия теории организации позволяют обрести утраченное взаимопонимание.

Изучаете ли вы космические глубины, управляете научным или производственным коллективом, составляете бухгалтерский отчет, проводите социологическое исследование или думаете о судьбах человечества - системное понимание и организационный подход облегчат вашу задачу.

Чрезвычайно важно и то, что системно-организационная методология помогает объединить естественнонаучные и гуманитарные знания в единое целое.

С позиций теории организации, по Уиверу, в истории науки сменяют друг друга 3 определенные тенденции[2]. Добавлю к ним 4-ю, преднаучную. С нее и начну:

1) На первом этапе окружающий мир познавался в значительной мере бессистемно, хаотично, в своих самых простейших проявлениях. Условно можно считать, что рассматривалась неорганизованная простота ( или простая неорганизованность). Фиксировался состав и простейшие свойства познаваемых объектов.

2) Изучается организованная простота ( или простая организованность). Мыслители далекого прошлого стали что-то вычленять, что-то анализировать Но это было выявление сущностей первого порядка.

Особое внимание уделялось внутреннему строению и внешним перемещениям.

В этот период среди наук царила классическая механика. Ее методы (в том числе динамический подход) проникали повсюду.

3) Изучается неорганизованная сложность (или сложная неорганизованность).

В подобном случае в изучаемых процессах участвует неисчислимое множество, несчетное количество комполнентов.

Такие совокупности изучаются на уровне каких-то совместных, суммарных проявалений.

В этот период пальма первенства в значительной степени переходит к классической статистической физике, а во многих других науках широко используются ее методы. Воцаряется термодинамика.

4) Изучается организованнаясложность (или сложная организованность). Здесь не просто сложный объект, а сложно организованный объект.

Очень сложный объект, состоящий из многих миллиардов компонентов, может уступать по своим возможностям объекту, который состоит из гораздо меньшего числа компонентов.

Так бывает, если компоненты второго объекта лучше взаимодействуют между собой, чем компоненты первого.

В результате он успешнее противостоит среде, выживает, совершенствуется.

Сложно организованными являются многие кибернетические, биологические и социальные системы.

 

Методы, которыми пользуются изучая подобные системы, начинают проникать в другие познавательные области.

Вторая половина ХХ века характеризуется воцарением теории организации.

 

Всё более важную роль отводят не только тому, что соединено, но и тому, что соединяет. На первый план выходит не «начинка», не субстрат, а то, что делает субстрат целостностью, способной определенным образом функционировать.

 

Особое внимание уделяется структуре, функциям и поведению.


 

 

Понятие организованности

Всегда важно указать, чем понятие является, а чем являться не может.

Чтобы лучше понять организованность, сопоставим ее с дезорганизованностью и неорганизованностью.

В дезорганизованной совокупности составные части только мешают друг другу (осложняют функционирование друг друга).

В данном случае организованность меньше нуля.

Вселенную часто называют космосом (что означает порядок).

Но и хаоса (т.е. беспорядка) в ней хватает.

Дезорганизованность и беспорядок – синонимы.

Даже на нашей замечательной планете немало беспорядка.


Достаточно вспомнить определенные деградационные процессы в экосистемах, военные конфликты, автомобильные пробки и т.п. [3]

В неорганизованной совокупности составляющие ее части не мешают друг другу, но и не содействуют взаимному функционированию (а также не способствуют совместному развитию).

В данном случае организованность равна нулю.

 

Пример: люди, которые случайно оказались рядом на пляже и загорают, не вступая ни в какие контакты [4] .

В организованной совокупности составляющие ее части содействуют друг другу в совместном функционировании и развитии. В данном случае организованность больше нуля.

Это приводит к определенным преимуществам в саморазвитии и отношениях с окружающей средой.

Более высокая организованность достигается лучшей согласованностью взаимодействующих частей (в сравнении с другими, менее организованными объектами, имеющими такой же состав).

Пример: плодотворно функционирующая реальная социальная группа [5] (производственный коллектив, семья, спортивная команда) [6] .

 

 

Наибольшими возможностями вносить в мир как организованность, так и дезорганизованность обладает человек (из известных живых существ). Быть наиболее или наименее организованным – его привилегия, и выбор зависит от него самого.

Самоорганизация – это свойство, характеризующее возможность поддерживать или самопроизвольно видоизменять внутренние взаимосвязи и внешние активные действия. В результате мера организованности сохраняется или увеличивается.

 

В процессе самоорганизации из менее упорядоченных и хаотических состояний материи самопроизвольно возникают более упорядоченные.

Это происходит под воздействием как внешних вещественно-энергетических и информационных факторов, так и внутренних естественных закономерностей.

 

Саморегуляция – это частный случай самоорганизации, при котором состав системы и ее основные взаимосвязи остаются практически неизменными.

 

Принципысамоорганизации определяют возникновение порядка из хаоса, а также переход от одного уровня организации к другому.

Те возможности, которые открывает переход от хаотичности к порядку, убедительно демонстрирует лазерная техника. В лазерной установке хаотическое спонтанное излучение превращается в строго организованное индуцированное, и в результате возникает мощное монохроматическое излучение.

 

В первом приближении мера неорганизованности может быть выражена через понятие энтропия [7] (обычно обозначается через S), а мера организованности – через понятие негентропия.

 

Б о льшая энтропия характеризует более равномерное распределение неких событий, процессов или свойств.

Согласно второму началу термодинамики, это состояние имеет б о льшую вероятность.

Если одно и то же свойство в разных участках некого объекта (или некой совокупности) имеет разные показатели, то наблюдается тенденция к их выравниванию.

 

Любые неоднородности в объекте могут существовать только за счет того, что их поддерживают специальные процессы, связанные с затратой определенной энергии.

Примеры:

а) Молекулы газа, запущенные в колбу, через некоторое время расположатся в ней равномерно.

Рассмотрим аналогичный пример, но в большем масштабе. Вообразите, что среди нас неожиданно появилась таинственная незнакомка, «дыша духами и туманами она садится у окна»… что произойдет с ее духами спустя достаточно долгое время? Примерно то же самое.

б) В городе, с разными по национальности районами, постепенно произойдет равномерное расселение за счет перекрестных браков, обменов жилплощадью и пр. (при условии, если этому не будут препятствовать национальные предрассудки или действия властей).

в) В стержне, холодном с одной и нагретом с другой стороны, температуры постепенно выравниваются.

Что касается человеческого организма, то благодаря активной жизнедеятельности, он поддерживается в «динамическом неравновесном равновесии».

И вообще, возрастающая негентропия – это гимн жизни, а возрастающая энтропия – реквием смерти. Мы невероятны.

 

Хаос (неорганизованность) и порядок (организованность) взаимосвязаны.

Рост негентропии в системе сопровождается ростом энтропии в большей системе, которая включает первоначальную.

 

В связи с вышесказанным желательно вспомнить второе начало термодинамики.

Но так как в любой, даже закрытой или изолированной системе есть открытые подсистемы, то в них энтропия может убывать (а негентропия - возрастать).


 

Измеряя меру организованности тех или иных процессов в мире и измеряя меру организованности наших представлений о мире, можно пользоваться одними и теми же формулами. Однако, несмотря на формальное сходство, важно различать эти процессы по содержанию.

 

Множество

(неорганизованная совокупность)

 

Рассмотрю простейшие понятия, на базе которых историко-генетически и логически вырастают понятия системно-структурного анализа сложно организованных объектов. За исходное возьму такое простейшее понятие как множество.

Множество – это совокупность, которая состоит из полностью независимых друг от друга элементов.

Множество не организовано. Его организованность равна нулю.

Множество можно задать, перечислив его состав: начальник, импичмент, слон, брюнетка в пятом ряду, ракета; в, г, ж, а. Столь же случаен может быть перечень забытых или потерянных вещей в бюро находок («картина, корзина, картонка и маленькая собачонка…»).

Множество можно также задать, указав общее свойство составляющих его объектов (абоненты телефонной сети с фамилией на букву В.; пресмыкающиеся; "все то, что мне нравится"). Это уже логически более сложный тип множеств – класс.

В зависимости от числа элементов существуют простые, сложные и сверхсложные множества.

Граница между этими типами множеств условна, а сами они соотносительны.

Приведу пример из гуманитарных наук, сравнивая разные частотные словари: словарь «людоедки» Эллочки из «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова крайне прост, а словарь романов Л. Н. Толстого – сверхсложен.

Каждый элемент множества связан с другими элементами хотя бы одним отношением.

Отношение – это наиболее слабая, наименее существенная и, чаще всего, случайная связь [8] .

Оно ничего не передает от элемента к элементу - ни вещество, ни энергию, ни информацию.

Отношение – это связь схожести, совместного изолированного сосуществования, соположения, но не содействия [9] .

Существуют объективные множества, которые являются таковыми по самой своей природе. Это реальные множества (пример: звезды, относящиеся к типу «желтые карлики»; семейство красноперых).

Существуют также субъективные множества. Это совокупности, воспроизводимые, как множества, познанием или переживанием. Именно такое – множественное - мировосприятие явно преобладает в психике младенца, а также (в значительной мере) в психике первобытного человека.

Однако подобное множественное восприятие встречается нередко в любые последующие времена и в любом возрасте. Вспомним одну из чеховских героинь(из «Свадьбы»): "Больше всего я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Р о ланд…"

Можно и так выделять множества:

1) материальные;

2) информационные (информационным множеством являются, например, хаотичные сигналы).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...