Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

ТЕХНИКА КАК ИСКУССТВО. ПЕРВЫЕ

ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

Дизайн зарождался на пересечении нескольких ветвей развития проектной культуры: художествен­ных проектных программ, массовой промышленнос­ти, инженерного проектирования, науки. Причины по­явления дизайна лежат в кризисной художественной ситуации в области формообразования предметного мира, сложившейся в европейских странах в сере­дине XIX века, когда индустрия прокладывала себе путь к мировому господству: упадок ремесел, раз­рыв между смыслом и формой опредмечивания про­цессов жизнедеятельности общества, нарушение фундаментальных "вечных" принципов формообра­зования. ]

Промышленные выставки XIX в. Я

В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования, обще­национальных рынков начинает возрастать роль выста­вок. С 60-х годов XVIII века появляются общенациональ­ные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1828) и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достиже­ний. Примером может быть Пражская выставка 1791 года, которая проводилась с целью "художественного показа" товаров, а не их продажи.

С конца XVIII в. систематически проводятся национальные промышленные выставки в Париже. Первая выставка французских промышленных товаров состоялась в сентябре 1798 г. Глав­ное место на выставке занимали товары широкого потребления: часы, обои, шерстяная пряжки другие "из­делия машинного изготовления". Во второй половине XIX в. появляются специализи­рованные торговые международные выставки, а в начале XX в. начали проводиться и международные выставки, преследовавшие преимущественно просветительно-позна­вательные цели.

Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую новую выставку лучше предыдущих. Поэтому во многих обла­стях и не в последнюю очередь в архитектуре их уст­роители проявляли немалую смелость.

Первая всемирная промышленная выставка 1851 г. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона

Промышленная революция XIX в., коренным обра­зом преобразившая методы производства, обусловила необходимость новой организации рынков сбыта. Сопоставление промышленных потенциалов нескольких де­сятков стран разных континентов должно было ознаменовать начало новой эпохи - эпохи свободной конку­ренции.

Первая всемирная промышленная выставка, полу­чившая название "великая", состоялась в Англии в 1851 году. Англия в тот период была ведущей в промышлен­ной революции и самой мощной в экономическом отно­шении страной. В первой всемирной выставке приняли участие 32 страны. За шесть месяцев работы ее посетили свыше 6 млн. человек.

Новое общественно-историческое явление, каким была первая всемирная выставка, породило и новую ар­хитектурную форму. Специально для выставки было со­оружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла "Хрустальный дворец". Возможным это стало благодаря высокоразвитой английской индустрии. В основу проекта было положено применение простой и рациональной системы производства сборных элементов - серийно изготовленных стандарт­ных частей. Павильон размерами 564x125 м был собран за рекордный для того времени срок - 6 месяцев, благодаря применению унифицированных эле­ментов и детально продуманной системе строительства. В качестве единого типоразмера был взят лист стекла максимальных размеров. Максимальная длина листового стекла в то время составляла 1.25 м.

Задолго до начала выставки был объявлен архитек­турный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ, но ни одна не была принята к осуществлению. Вместе с тем жюри одобрило идею, предложенную садовником Джозефом Пакстоном, в то время известного оригинальными конструкциями оранжерей. Этот опыт конструирования из стекла и метал­ла и был использован им при возведении Хрустального дворца.

Хрустальный дворец явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. Это было первое в истории зда­ние столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно спроектированных на болтовых соединениях. В Хрустальном дворце многие историки ви­дят начало современной архитектуры, первые прообразы стиля "Хай-тек". Современники говорили о нем как о несравненном, сказочном сооружении. По при­знанию современников, Хрустальный дворец - это рево­люция в архитектуре, которая положила начало разви­тию нового стиля. С возведением хрустального дворца судьба архитектуры на несколько десятилетий попадает в руки инженера.

В Хрустальном дворце не было экспонатов, которые бы представляли традиции, историю. Все здесь было новое, сверкающее, специально изготовленное для выс­тавки. Тут были представлены машины, минералы, изделия ремесленников, английское судовое оборудование и локомотивы, уральская платина, французские гобелены, тунисские ковры, фарфор, хлопок, первые изделия из каучука, швейцарские часы, русская посуда из малахита, нож с восемнадцатью лезвиями. Широко были представлены различные предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины с богато оформленными прилавками, интерьеры дворцов, причудливые шкафы, иногда даже алтари. Предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом, под балдахинами, среди портьер, бахромы, художествен­ных вышивок, знамен, гербовых картушей.

Дворец промышленности и башня Эйфеля на все­мирной выставке в Париже 1889 г.

После лондонской Всемирные промышленные выс­тавки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке (1853), Вене (1873), Сиднее (1879), Мельбурне (1880).

Со второй половины XIX а крупнейшим выставочным центром становится Париж. Первая выставка здесь состоялась в 1855г., за ней последовала выставка 1867 г., затем выставки 1878, 1889, 1900 гг.

Для всемирной выставки 1867 г. возводится грандиозное здание - "Дворец промышленно­сти". Эллипсовидный в плане, 490 м в длину и 386 м в ширину, он имел семь концентрических галерей, повто­ряющих очертания эллипса. Внутри центральной галереи, окруженной аркадами, был разбит пальмовый сад. По внешнему периметру находилась галерея машин, где эк­спонировалось промышленное оборудование.

Кульминационной стала выставка 1889 года, посвя­щенная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружаются Дворец машин и знамени­тая башня инженера Густава Эйфеля.

Каркас Дворца машин состоял из двадцати ферм пролетом 115 м и высотой в свету 45 м, его длина рав­нялась 420 м. Ограждением служили огромные стеклян­ные стены. Зданий подобных размеров в то время не существовало. Стеклянные торцовые стены представляли собой тонкую прозрачную мембрану между интерьером и внешним пространством. Эстетическое значение этого зала заключается в ощутимой связи с внешним простран­ством в пронизывающей его ранее неизвестной беспре­дельности движения, внутренне однородного с движени­ем машин, заполняющих его. Дворец машин был обору­дован устройством мостового крана, которое транспорти­ровало посетителей по всей длине грандиозного здания и позволяло им рассматривать экспонированные машины (в большинстве случаев в действии).

Эйфелева башня стала олицетворением промышлен­ной революции XIX века и постоянно действующим эк­спонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памят­ник, стала главным символом столицы Франции, пово­ротным пунктом в истории современной архитектуры.

Дерзновенная мысль создания трехсотметрового три­умфального сооружения, превышавшего в то время все высотные сооружения мира, была встречена многими де­ятелями культуры отрицательно. Его эстетического зна­чения многие современники не поняли. Даже сам Эйфель вначале опасался оскорбить господствующий об­щественный вкус возведением бескомпромиссно обнажен­ной конструкции в самом сердце Парижа.

Башня была возведена за 26 месяцев. Исключитель­ными были не только темпы строительства, но и его методы. Все элементы металлической конструкции изго­товлялись на заводе и затем монтировались на месте.

В Эйфелевой башне впервые удалось достичь столь полного взаимного проникновения внутреннего и внеш­него пространства. Этот эффект можно оценить при спуске по спиральной лестнице, когда видно, как очертания ус­тремленных ввысь конструкций пересекают раскинув­шийся внизу ландшафт - деревья, дома, церкви и изги­бы Сены. Точка зрения наблюдателя непрерывно изменяется и возникает мгновенное впечатление четырех­мерного пространства.

Прогресс, достигнутый за прошедшие с 1878-1889 гг., был настолько фантастичным, что посетители прихо­дили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.

В грандиозных выставках отразились существовав­шие тогда в обществе оптимизм и вера в неограничен­ные возможности индустрии.. В начале бурного раз­вития промышленности казалось, что ей под силу любое дело. Люди искренне ожидали от индустрии решения всех вечных мировых проблем.

Всемирные промышленные выставки сыграли зна­чительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия, подобно произве­дениям искусства, впервые были представлены на всеоб­щее обозрение как художественные экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художни­ков, первые промышленные изделия имитировали ста­рые формы ручной работы с обильным украшением де­кором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безна­дежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой обществен­ный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды. Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленно­го производства.

 

Стилевые направления в индустриальном формо­образовании конца XIX в.

Создаваемые принципиально новые по своему функциональному содержанию объекты довольно часто полу­чали и затем долгое время имели архаичный внешний вид своего прототипа. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же от­вечали лишь за ее эстетический вид. До конца не пони­мая сути формообразования в условиях машинных тех­нологий пришедшие в промышленность архитекторы, ин­женеры и художники несли свои традиционные методы работы и свои семантические образы.

Инженерный стиль относится прежде всего к "по­исковым" инженерным разработкам, опытным лаборатор­ным образцам, как правило, вновь создаваемых предме­тов и механизмов (станков, рабочих инструментов, раз­личных технических устройств).

Такой опытный образец зачастую представляет со­бой своеобразный "функциональный макет", носит рабо­чий характер, является как бы промежуточной стадией и подразумевает последующую работу художника-дизайнера. После чего он приобретает эстетически законченный вид. Такое формообразование для "внутреннего пользова­ния" находится вне коммерческого спроса, а поэтому, и не зависит от моды. Авторы решают здесь в основном». сугубо утилитарно-функциональные задачи; художественно-эстетические проблемы, вопросы эргономики, технологии тиражирования и многое другое либо ото­двигаются на второй план, либо не принимаются во внимание вообще.

Следуя законам рациональности в организации фор­мы, такое формообразование существует практически вне общепринятых художественных канонов и стилей, и его название как "инженерный стиль" можно дать ему лишь с определенной условностью. Для таких кустарно изго­товленных опытных экземпляров характерны некоторая брутальность, "неприлизанность", угловатость, подчинен­ность строгой логике функции и конструкции форм. Од­нако в таких рукотворных "инженерных" формах, не всегда логичных с позиций машинных технологий, есть своя красота, красота правды, особой простоты и неко­торой наивности. Это рациональное "инженерное" направ­ление в формообразовании на рубеже XIX-XX вв. было затем подхвачено художниками и дизайнерами, превра­тившись в стиль "функционализм", оказавший решаю­щее влияние на все формообразование в дизайне XX века. На непрофессиональном уровне "инженерный стиль" существует до сих пор.

Архитектурный стиль принесли с собой в индуст­риальное формообразование пришедшие сюда на рубеже XIX-XX вв. архитекторы. В его основе лежат классичес­кие архитектурные каноны ордерных систем, трехчастное построение композиции, начиная с массивных баз и пьедесталов и заканчивая ажурными карнизами, полка- ми, капителями и прочими архитектурными элементами.

Архитектурный стиль был достаточно распростра­ненным на начальном этапе индустриального формообразования и применялся для крупных тяжеловесных, под стать архитектурным, форм: механизмов, мебели, транс­портных средств. Хороший для монументальных ста­тичных архитектурных объемов, такой стиль, однако, не всегда отвечал условиям эксплуатации таких динамичес­ких элементов предметной среды как механические стан­ки, транспорт.

Построенный на стройной системе композиционных приемов и канонов, "архитектурный стиль" повлиял на общехудожественное развитие инженеров и дизайнеров, однако механическое копирование монументальных ар­хитектурных форм в индустриальном формообразовании оказалось бесперспективным.

Художественный китч (от нем. Kitsch, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект). Относится к художественной промышленности второй пол. XIX - нач. XX вв. Выражается в промышленной ими­тации уникальных ручных изделий).

Украшение индустриально выпускаемых изделий было особенно распространенным на начальной стадии промышленного формообразования для продукции мас­сового потребления, при которых вопросы коммерческого внешнего вида изделий играли особое значение.

Приглашенные на промышленные предприятия ху­дожники в целях повышения эстетических качеств вы­пускаемых изделий, не понимая сути индустриального формообразования, занимались стайлингом внешней фор­мы. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мыш­ления как разработчиков, так и потребителей, отсут­ствия аналогов, такой стайлинг сводился к примитивно­му украшательству, имитации трудоемкого ручного тру­да. Пущенные в тираж разукрашенные изделия не толь­ко привели к неоправданному удорожанию продукции, но и показали дурной вкус с эстетической точки зрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...