Понятие, система и структура органов исполнительной власти
Содержание
1. Понятие, система и структура органов исполнительной власти 2. Понятие, цели и виды административных наказаний Задачи СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Понятие, система и структура органов исполнительной власти
Государственные органы – особый вид организаций людей. Они обладают такими общими признаками[1]: · являются организованными коллективами; · являются автономными частями государственного аппарата; · осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес; · действуют от имени государства и в то же время от своего имени; · обладают собственной компетенцией; · несут ответственность перед государством за свою деятельность; · учреждаются государством; · их положение, структура и деятельность регламентированы правом. Каждый государственный орган имеет закрепленную правом структуру. Он может состоять из структурных подразделений, должностей, а иногда – не иметь ни того, ни другого. Многие ученые при характеристике органа упор делают на то, что он является частью государственного аппарата[2]. Некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это, прежде всего, группа людей, коллектив[3]. Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само существование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором – «снизу», то есть оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции, структура и деятельность которой регламентированы правом. Исполнительные органы государственной власти:
· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, граждан; · наделены оперативной самостоятельностью; · как правило, имеют постоянные штаты; · образуются вышестоящими органами; · подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти; · их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права. Необходимо подчеркнуть, что эти признаки взаимосвязаны, исполнительным органам государственной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание. В админстративно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока: · целевой; · структурно-организационный; · компетенционный (компетенцию). Первый элемент административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций. Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы: 1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать, регистрировать и т. д.); 2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;
3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей. Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы. Компетенция является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия. Компетенцию можно рассматривать в функциональном разрезе (в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государственным, муниципальным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам). А компетенцию органов общей компетенции необходимо рассматривать еще в отраслевом разрезе, в сфере обороны, образования, здравоохранения, транспорта и т. д. В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов. По содержанию деятельности отличаются органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, федеральном округе. Они руководят многими органами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Они также выполняют все общие административные функции.
Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое (внутриведомственное) либо межотраслевое (функциональное, межведомственное) управление, либо, одновременно и то и другое. Таким образом, различаются органы специальной, отраслевой, функциональной, смешанной компетенции. По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый тип органов, а коллегиальных сейчас немного (правительства, например). В процессе административной реформы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью – коллегии министерства, советы при Президенте и другие вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами руководителей. В зависимости от того, из какого бюджета финансируется органы (а это совпадает с их подчиненностью), можно различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Федеральные делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории России, а территориальные федеральные органы – только на части ее территории (например, областной военкомат). Органы специальной компетенции субъекта Федерации подчиняются только его правительству (губернатору, главе администрации) или находятся в двойном подчинении, то есть подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Например, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федеральному органу специальной компетенции – МВД РФ. Субъекты федерации вправе создавать свои местные (территориальные) органы исполнительной власти. Так, в Москве созданы префектуры, в Свердловской области – администрации управленческих округов. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назначаемыми Губернатором области государственными служащими.
Названными выше критериями не исчерпываются возможности группировок органов исполнительной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с населением, и вышестоящие. Органы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми и т. д. Система органов государственной администрации схематично может быть представлена путем последовательного использования разных критериев их группировки. В ней можно выделить два уровня: федеральный и субъектов Федерации. I. Федеральные государственные органы исполнительной власти. 1. Общефедеральные (центральные) органы: а) орган общей компетенции – Правительство России; б) центральные федеральные органы специальной компетенции. 2. Территориальные федеральные органы специальной компетенции: а) межрегиональные (командование военного округа, например); б) региональные (областные военкоматы, налоговые инспекции и др.); в) местные (районные военкоматы, налоговые инспекции и др.). II. Государственные органы исполнительной власти субъектов Федерации. 1. Центральные (республиканские, краевые, областные, окружные, городов федерального значения) органы: а) общей компетенции – глава исполнительной власти (президент, губернатор, мэр, глава администрации, глава республики), Правительство субъекта Федерации; б) республиканские, краевые, областные, окружные, городов федерального значения, органы специальной компетенции. 2. Территориальные органы исполнительной власти субъектов Федерации: а) общей компетенции; б) специальной компетенции. 3. Местные органы. В соответствии с ФЗ «Структура органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. в ред. от 30 июня 2006 г. федеральными органами исполнительной власти являются: I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. · Министерство внутренних дел Российской Федерации. · Федеральная миграционная служба. · Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. · Министерство иностранных дел Российской Федерации. · Министерство обороны Российской Федерации. · Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству.
· Федеральная служба по оборонному заказу. · Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. · Федеральное агентство специального строительства. · Министерство юстиции Российской Федерации. · Федеральная служба исполнения наказаний. · Федеральная регистрационная служба. · Федеральная служба судебных приставов. · Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба). · Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба). · Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба). · Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба). · Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба). · Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство). · Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство). II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации · Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. · Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. · Федеральная служба по труду и занятости. · Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. · Федеральное медико-биологическое агентство. · Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. · Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. · Федеральное архивное агентство. · Федеральное агентство по культуре и кинематографии. · Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство образования и науки Российской Федерации. · Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. · Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. · Федеральное агентство по науке и инновациям. · Федеральное агентство по образованию. Министерство природных ресурсов Российской Федерации: · Федеральное агентство водных ресурсов. · Федеральное агентство лесного хозяйства. · Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. · Федеральное агентство по недропользованию. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации: · Федеральное агентство по промышленности. · Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. · Федеральное агентство по энергетике. Министерство регионального развития Российской Федерации: · Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации · Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. · Федеральное агентство по рыболовству. Министерство транспорта Российской Федерации · Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. · Федеральное агентство воздушного транспорта. · Федеральное дорожное агентство. · Федеральное агентство железнодорожного транспорта. · Федеральное агентство морского и речного транспорта. · Федеральное агентство геодезии и картографии. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации · Федеральная служба по надзору в сфере связи. · Федеральное агентство по информационным технологиям. · Федеральное агентство связи. Министерство финансов Российской Федерации · Федеральная налоговая служба. · Федеральная служба страхового надзора. · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. · Федеральная служба по финансовому мониторингу. · Федеральное казначейство (федеральная служба). Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации · Федеральное агентство по государственным резервам. · Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. · Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. · Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации · Федеральная антимонопольная служба. · Федеральная аэронавигационная служба. · Федеральная таможенная служба. · Федеральная служба по тарифам. · Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. · Федеральная служба государственной статистики. · Федеральная служба по финансовым рынкам. · Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. · Федеральное агентство по атомной энергии. · Федеральное космическое агентство. · Федеральное агентство по туризму · Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|