Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиологическая классификация физических упражнений.




Предмет физиологии ф.к., связь с возрастной и общей физиологией.

Физиология изучает деятельность организма в целом и его различных функций, а также физиологических механизмов, объединяющих и регулирующих работу органов и систем. Физическая система – это часть живого организма внутри которой происходит обмен информацией на основе общего алгоритма, которой заложена природой. У Амосова различают четыре системы: химическая, эндокринная, регулирующая (ВНС), регулирующая (головной мозг и ЦНС, уравновешивает организм с внешней средой). Связана с тремя группами наук: фундаментальные (методики исследования), взаимодействуют с физиологией ф.к. (анатомия, биомеханика, биохимия, гигиена), используют научные достижения (ТиМФК, педагогика, ЛФК и т.д.). ФФК бывает прикладная и профилактическая. Материал может быть получен, только при изучении человека. И занимает большое место в ТиМФК (фундамент). Общая физиология представляет собой теоретическую основу фи­зиологии ф.к. Она описывает основные закономерности деятель­ности организма людей разного возраста и пола, различные функ­циональные состояния, механизмы работы отдельных органов и сис­тем организма и их взаимодействия. Ее практическое значение состоит в научном обосновании возрастных этапов развития организма человека, индивидуальных особенностях отдельных людей, меха­низмов проявления их физических и умственных способностей, особенностей контроля и возможностей управления функциональным состоянием организма. Физиология вскрывает последствия вредных привычек у человека, обосновывает пути профилактики функцио­нальных нарушений и сохранение здоровья. Знания физиологии по­могают педагогу и тренеру в процессах спортивного отбора и спортивной ориентации, в прогнозировании успешности соревнова­тельной деятельности спортсмена, в рациональном построении тре­нировочного процесса, в обеспечении индивидуализации физичес­ких нагрузок и открывают возможности использования функцио­нальных резервов организма.

Физиологическая классификация физических упражнений.

Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы. Для упражнений первой группы характерны очень большие (на соревновании - предельные) физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т. д. Вторую, группу составляют технические упражнения: авто.мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил. При выполнении, технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных) сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравитационных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в.парусном спорте, авиа- и дельтапланеризме). Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется техническим оборудованием (в конном спорте - качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют исключительно высокого развития у спортсменов специфических психофизиологических функций: внимания, быстроты реакции, тонкой координации движений и т. д. В то. же время упражнения в технических видах спорта" как правило, не предъявляют предельных требований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе, мощности и выносливости. В соответствии с.общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени, упражнения первой группы делят на. циклические и ациклические. К циклическим упражнениям локомоторного (переместительного) характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения - это упражнения относительно по стоянных структуры и мощности. К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и. прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и. горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их. Н екоторые виды спорта включают разные упражнения - циклические и ациклические. В ажнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.
На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) - рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов ("пиковую" мощность) или "среднюю" мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной. М еханическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами - в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка. С овокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека. "Физиологическая нагрузка" или "физиологическая мощность" - понятия близкие к термину "тяжесть работы". У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.
О днако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности физической нагрузке, выполняемой разными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно различаются. С ледовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью (тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.
О дним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения. Действительно, чем выше физиологическая мощность ("тяжесть работы"), тем короче предельное время выполнения работы.Такая классификация спортивных циклических упражнении получила широкое распространение. Д ругой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов. Характер и величина, ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предел ь н ых функциональных возможностей ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее ("тяжелее") для.вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым. Т аким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений, используются показатели относительной физиологической "мощности: физиологической н а-грузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Такими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических, систем с предельными (максимальными) показателями.

3. Физиологическая характеристика разминки и врабатывания.

Подготовка к спортивной работе, врабатывание, восстановление физиологических функций, а также процессы, происходящие в организме по ходу самой работы («устойчивое состояние», «мертвая точка», «второе дыхание», утомление и др.), - все это составляет физиологические состояния, возникающие в процессе спортивной деятельности. При подготовке организма к спортивной деятельности большое внимание уделяется разминке, которая подразделяется на общую и специальную части. Общая разминка, повышая общую возбудимость ЦНС, двигательного аппарата и вегетативных функций, подготавливает организм к предстоящей работе, облегчая переход от покоя к деятельности. Специальная разминка, используя идентичные предстоящей мышечной деятельности движения, т.е. «оживляя» двигательный динамический стереотип, направлена на создание оптимальной возбудимости тех мышечных групп и соответствующих нервных центров, которые необходимы для предстоящей работы. Студент должен знать, что при разминке значительно улучшается функциональное состояние ЦНС и двигательного аппарата: повышается возбудимость различных областей коры, укорачивается время двигательной реакции, улучшается усвоение ритма. Совершеннее протекают после разминки процессы обмена веществ, становится эффективней деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Важно подчеркнуть, что следовые процессы, сохраняющиеся некоторое время после разминки, обеспечивает успешный переход физиологических систем организма к более мощным физиологическим и эмоциональным напряжениям, характерным для тренировочной и, в особенности, соревновательной работы. Нельзя забывать, что в условиях соревнований разминка может носить успокаивающий или усиливающий возбуждение характер. Этим самым правильно организованная разминка позволяет регулировать предстартовое состояние. Важно определить продолжительность разминки (10-30 мин) и временной интервал между разминкой и выполнением спортивных упражнений (от 3 до 30 и более мин). нельзя забывать и о нагрузочности разминки – никоим образом нельзя доводить спортсмена до состояния утомления. Это состояние от начала работы до возникновения устойчивого или оптимального состояния возникает при «вхождении» спортсмена в работу или при резкой ее интенсификации. Здесь важно подчеркнуть, что процесс врабатывания обусловлен характером мышечной деятельности. Например, при работе максимальной интенсивности он происходит значительно быстрее, чем при работе большой или умеренной мощности. Необходимо знать, что функциональные системы организма настраиваются на рабочий уровень не одновременно (гетерохронно), поэтому период врабатывания может иметь разную длительность и градиент развития – вегетативные процессы достигают определенного стабильного уровня значительно позднее, чем двигательные функции. В начале работы в связи с этим образуется кислородный долг. Вместе с тем, довольно быстро происходят перестройки в функциональном состоянии многих нервных центров, возникают новые межцентральные взаимодействия, устанавливается длина и частота шагов. Однако в период врабатывания регуляция функций еще несовершенна, отмечается высокая вариативность всех показателей (например, резкие колебания кардиоинтервалов). Процессы врабатывания у спортсменов с более высоким уровнем тренированности протекают быстрее, с меньшей вариативностью показателей. Ускоренно врабатывания способствуют правильно организованная разминка и оптимальное протекание предстартового состояния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...